Волки в овечьей шкуре

               
 Эта трагедия произошла 21-22 февраля 1973 году и вошла в историю советской милиции, как самое ужасное преступление, совершенное милиционерами. Трудно было себе представить, что сотрудники, которые ни в чем особо криминальным замешаны не были, могут совершить такое зверское преступление. Завладев оружием, они убили 11 человек и 5 – ранили. Они как волки набрасывались на людей, которые встречались им на пути.
  Но перейдем к описанию трагедии: 21 февраля 1973 года инспектор-дежурный Отрадненского ГОВД сержант милиции Дорофеев М.С., находившийся на дежурстве, и пришедший к нему приятель, инспектор-дежурный спецкомендатуры данного ГОВД сержант милиции Шурыгин А.М. около 22 часов, в отсутствии руководства, забрали из оружейной комнаты два автомата  с 660 патронами, два пистолета Макарова с 32 патронами и решили развлечься, как потом объяснил, один из них, пострелять. Но поехали к знакомой в село Беловка, где всю ночь пьянствовали, а утром решили ехать дальше, но для этого им нужна была автомашина. Выйдя на трассу Богатое – Отрадное, одетый в милицейскую форму Дорофеев остановил «Волгу», в которой находились управляющий Нефтегорским районным объединением «Сельхозтехника» Анатолий Бобков и его водитель Алексей Щербатов. По дороге они решили завладеть автомашиной и через некоторое время, попросили остановиться, находясь на заднем сиденье, расстреляли из пистолетов обоих ни в чем не повинных людей. Шурыгин сел за руль, и они доехали до села Лугань, где стали вытаскивать трупы. Дорофеев обратил внимание, что Бобков еще жив, оттащив его к стене заброшенного здания, он выстрелил два раза ему в голову, потом обыскал Бобкова и забрал 9 рублей, документы, с пиджака снял институтский значок, а Шурыгин вытащил у Щербатова 32 рубля и документы. Сели в автомашину и вернулись в Беловку, к своей знакомой, по дороге купили 4 бутылки водки и продолжали пьянствовать.
  В это время уже было установлено в ГОВД, что похищено оружие и в селе Лугань обнаружены два трупа с огнестрельными ранениями. По всем отделам милиции были разосланы ориентировки и объявлена операция «Сирена» по поиску преступников с оружием.
  Старший инспектор уголовного розыска Богатовского ГОВД капитан милиции Рачишкин Н. и начальник районного паспортного стола лейтенант милиции Солдатов Г., после получения сообщения о розыске милиционеров, по всей видимости зная о связях своих «коллег» селе Беловка, выехали на автомашине «Жигули» на задержание к дому их знакомой. Когда они подъехали, это заметил Шурыгин, схватил автомат и выскочил на улицу, сел в «Волгу». Из «Жигулей» вышел Рачишкин, держа в руке пистолет, подошел к «Волге», открыл дверь и велел выходить. По всей видимости, он не ожидал вооруженного сопротивления. В ответ Шурыгин расстрелял его из автомата и очередь выпустил в сторону «Жигулей». Солдатов Г. стал отстреливаться и попал в лобовое стекло «Волги». Тут подбежал Дорофеев, сел в автомашину, и оба скрылись.
  В это время взвод солдат внутренних войск под командованием старшего лейтенанта милиции Ивана Шумника перекрыл въезд в село Аверьяновка и тут на них выскочили на автомашине Дорофеев и Шурыгин. К сожалению, солдаты оказались не готовы к их появлению, и преступники с двух автоматов открыли по ним огонь. Погиб командир взвода и двое солдат, трое тяжело ранены. Преступники на огромной скорости скрылись в сторону Отрадного.  По дороге Шурыгин не смог справиться с управлением автомашины, «Волга» свалилась в кювет и перевернулась.  Преступники вылезли из «Волги» и тут увидели, что недалеко от них останавливаются три автомашины с крытым верхом. Как оказалось, это были члены бригады рабочих объединения «Куйбышевнефть», ехавшие на смену. Увидели аварию автомашины и поспешили на помощь.  Шурыгин и Дорофеев посчитали, что это военнослужащие, которые за ними мчались, не раздумывая открыли огонь из автомата и пистолета. В результате обстрела погибли еще четверо человек, спаслись только двое. В это время действительно к месту трагедии подъехали военнослужащие для их захвата. Шурыгин вновь открыл огонь из автомата и бросился бежать. Ему опять удалось убить еще лейтенанта Станислава Моисеева и тяжело ранить солдата. Но в этот раз уйти уже не удалось, он был задержан, а Дорофеев был обнаружен спящим, а может и притворялся, в одной из автомашин нефтяников, но как туда попал, сам объяснить не смог. Видно много водки выпили друзья.
  Что же привело этих друзей к таким последствиям? Ведь им обоим должны были присвоить офицерские звания на следующий день, 23 февраля. Как показало проведенное следствие, у обоих имелись нарушения дисциплины, постоянные пьянки, разбирательство с руководством из-за своего поведения, но все это мелочь, по сравнению с тем, что они натворили. Обоим преступникам было соответственно 26 и 27 лет, отслужили оба в армии и поступили в милицию. Александр Шурыгин, видно с юности мечтал работать в правоохранительных органах, так как еще в школе вступил комсомольский оперативный отряд дружинников, в 18 лет начал работать рядовым милиционером, еще до призыва в армию. После демобилизации опять вернулся в милицию, женился, родилась дочь. Дали ему комнату в коммунальной квартире, повысили в должности до помощника дежурного по ГОВД. Правда, ненадолго, обнаружили, что во время дежурства самовольно взял деньги из сейфа, как он пояснил, до зарплаты. Но с должности сняли. Однако через некоторое время, учитывая, безупречную службу, опять повысили. Стал дежурным инспектором спецкомендатуры. В то время было такое наказание, за незначительные преступления, как «стройки народного хозяйства», где осужденные работали на предприятиях под контролем сотрудников спецкомендатуры. Под их началом было около 400 человек, в основном, женщины. От работников спецкомендатуры многое зависело: освободят ли раньше времени от наказания, отошлют ли обратно в колонию, запретят ли выход из общежития, где они проживали и так далее. Поэтому женщины были готовы на многое, в том числе и отблагодарить сотрудника своей лаской. Не выдержал Александр, стал злоупотреблять своим положением, заразился и не только он, всех поставили на учет в КВД (кожно-венерологический диспансер). А тут еще одна из осужденных написала жалобу в прокуратуру о принуждении к интимным отношениям. Началась проверка, в том числе и в отношении Шурыгина, оказалось, что у него вообще еще несколько любовниц и всем многое обещал.
  Михаил Дорофеев родился в многодетной семье. Один из братьев служил в милиции, второй – работал секретарем горисполкома города Отрадного. После школы Михаил работал киномехаником, был призван в армию, отслужил и поступил в милицию. На службе себя хорошо проявил, был назначен помощником дежурного по отделу милиции. По характеру был немного вспыльчив, грубо общался с задержанными, злоупотреблял спиртным. Накануне, 20 февраля, в день зарплаты, Александр и Михаил встретились и еще с одним сотрудником стали отмечать получку, в результате оказались в одном из притонов. На следующий день это стало известно руководству и началось разбирательство, на что весьма негативно отреагировали оба. Подключился лично прокурор района и угрожал уголовным преследованием за превышение полномочий.
  В ходе проведенного следствия Дорофеев утверждал, что их целью было убить прокурора Салахова, начальника спецкомендатуры Хабибулина и начальника Отрадненского ГОВД Мухина. Они решили, что только с помощью оружия можно решить возникшие проблемы. Но тогда причем здесь были совершенно случайные люди, которые их решили подвезти на «Волге»? Все это отговорки, так и непонятно, как сержанты милиции, которые были, в общем-то на хорошем счету, стали убийцами.
   По результатам рассмотрения уголовного дела в суде оба: Александр Шурыгин и Михаил Дорофеев были приговорены к расстрелу. 24 декабря 1973 года ходатайство о помиловании осужденных Верховным Советом СССР были отклонены и приговор был приведен в исполнение.


Рецензии