Что важнее

- Степа, ужинать! – позвал дед, глядя на часы. - Уроки все сделал?
- Математику сделал, физику сделал, а по русскому нам задали сочинение написать – «Кем я хочу стать».
- Ну, и что ты там написал?
- Ничего.
- Это почему же?
- Не получается. Я думал-думал и не могу понять, в чем смысл такого сочинения. Чтобы я написал: космонавтом, банкиром или артистом? То есть что считается самым крутым?
- Напиши кем ты хочешь стать, ну на самом деле. Ты же недавно говорил об ихтиологии?
- Ну да, биологом. Но вдруг я еще передумаю?
 - Ну тогда иди ужинать без сочинения.
За ужином разговор принял неожиданный поворот.
- Деда, мне кажется, что не так важно, кем быть, а важнее – каким быть.
- То есть?
 - Ну смотри, все очень просто. Мы в школе учим много предметов, так? Зачем? мы же все не будем математиками, физиками, химиками и переводчиками? Значит, мы в школе только узнаем, кем мы можем стать, в смысле работать. Я не знаю, кем буду работать. Но я знаю, что хочу стать хорошим человеком. То есть не кем стать, а каким стать.
- Ну, верно, правильно.
- Так как писать, кем или каким?
- Ну не знаю, Степушка, пиши, о чем просят, а то опять двойку схлопочешь, за то, что не по теме написал.
- Но это же глупо, писать о том, что будет через 10 лет. Откуда я знаю?
- Тебя спрашивают о твоих желаниях, намерениях, о цели, если она у тебя есть. А не о том, что будет через 10 лет.
- А что, цель может быть только по работе? А по мне самому, каким я хочу стать человеком – разве не важно?
- Очень даже важно. Ну, тогда напиши об этом.
- Да, а как об этом напишешь? Хочу быть сильным, здоровым и богатым? То есть как в рекламе, или по телику?
Дед помолчал. Допил свой чай, встал из-за стола, прошелся по комнате.
- Я вспомнил какую-то китайскую, кажется, сказку. Там приходит человек к мудрецу и спрашивает: - Учитель, в чем смысл жизни? А мудрец ничего ему не ответил. Тогда другие его спрашивают: - А почему ты ему ничего не сказал? И мудрец говорит: - Тот человек, который задает такой вопрос, уже на пути к своему собственному ответу. И мой совет только собьет его с его собственного пути.
- Не понял, при чем тут это, а, деда?
- Да при том, что каким быть – это важнейший вопрос, но ответ на него есть свой только для каждого человека. Он сам себе его задает, сам ищет ответ, сам решает, правильно ли он ответил.
- И что нет общих правил, ну если не для всех, то хоть для кого-то, ну для военных, или врачей, или спортсменов?
- Есть, конечно. Есть. В том-то и сложность, что человек должен и быть как все, и отличаться от всех. Ну представь, если бы все были одинаковые, даже очень хорошие, то откуда возьмется в жизни что-нибудь новое, оригинальное, свеженькое? Поэтому человек копит в себе культуру – общую. Но оставляет в себе место и для индивидуальности. И как ни странно, чем больше у человека культуры, тем он индивидуальнее как личность.
- Ничего не пойму, дед. Как это может быть одновременно – больше общего и больше личного? Мне кажется, или-или!
Дед опять прошел кружок по комнате, размялся. Покрутил головой, присел на диван. Поглядел на книжный шкаф. Улыбнулся. 
- Смотри, Степан. Вот мы с тобой говорим, общаемся. Понимаем друг друга. Вот ты в брюках, рубашке. Мы живем в доме. Дом стоит в городе. Это все такие вещи, которые помогают нам жить на белом свете. Их можно потрогать, можно пользоваться, - это и есть культура. Не только предметы, но и мысли, речь, интернет, картины и песни – все это культура. Чем больше ее вокруг тебя и в тебе самом, тем богаче и разнообразнее у тебя жизнь. Это общее у людей. А свое, личное, индивидуальное – то как именно ведет себя человек в культуре – только пользуется ей, или как говорили раньше, потребляет или, наоборот, что-то в нее привносит, изобретает, делает ее еще богаче и разнообразнее. Вот для этого и нужна индивидуальность, отличие, непохожесть людей друг на друга. Понимаешь – только в огромной культуре человек может стать самим собой, личностью.
 - Ну, в общем да. Понимаю. Я это чувствовал, но сказать не мог. Но я такое сочинение не потяну, наверное.
- Отчего? Попробуй. Так, как ты это видишь, как понимаешь. В самом общем виде. Думаю, что и учительница будет довольна.
- А ты потом посмотришь? Вдруг что не так получится?
Дед слегка помялся.
- Нет, мой дорогой, за свои слова ты должен отвечать сам. Лучше подумай лишний раз, а потом уже и пиши. Но раз написал – всё, это уже твое, и ничье больше.
 Степан засопел, хотел обидеться, но вот почему-то не получилось, он обнял дедушку, поцеловал в щеку и пошел за свой стол – писать сочинение.


Рецензии