Почему погиб БДК

Мои постоянные читатели знают, что я по распределению Хабаровского медицинского института, в котором была военно-морская военная кафедра, три года служил на Тихоокеанском флоте на дизель-электрической подводной лодке 611 проекта. Не ведь бог какая боевая единица, но боевую службы, так называемую «автономку», несла с атомным зарядом в одной из торпед. Причем это было во времена «холодной» войны между СССР и НАТО, и «горячей» вьетнамской. Так что, если бы получили приказ, то стрельнули был этой торпедой по врагу. Правда, ценой жизни экипажа субмарины. 

Так что я кое-что разбираюсь во флотских делах.  К тому же долгое время выписывал журнал «Зарубежное военное обозрение» и до сих пор слушаю лекции известных историков и экспертов ВМФ Морозова и Токарева, а также других знающих флот и его историю людей. Поэтому, когда на Черноморском флоте стали гибнуть боевые корабли с началом СВО, мне это было непонятно.  Военно-морского флота в Украине нет, а наши корабли гибнут. Почему такое возможно?

Понятно, что наши «стратеги» что в армии, что на флоте, не ожидали, какую роль могут играть вроде как детские игрушки – дроны, поэтому и сами не готовились к их использованию, и не умели отражать их в случае атаки противника. Хотя управляемые по радио безэкипажные или управляемые пилотами-камикадзе небольшие катера, начиненные взрывчаткой, известны еще со времен Второй мировой войны на Тихом океане. И можно было предполагать, что современное развитие компьютеризации и электроники будет способствовать и усовершенствованию как воздушных дронов, так и водных.  А уж противокорабельные ракеты давно получили развитие и заменили ствольную артиллерию на надводных кораблях.
И вот недалеко от острова Змеиный, который наши части освободили от украинцев, гибнет флагман Черноморского флота крейсер «Москва». Гибнет не в бою, а стоя на якоре, выполняя роль ретранслятора связи для авиации и дронов.  Якобы гибнет от противокорабельной ракеты НАТО «Гарпун», которая на вооружение натовских кораблей много лет. Как писали, ПРО крейсера не смогла отразить атаку нескольких ракет.  Вопрос: Почему крейсер, к тому же флагман, был один, без охранения эсминцами, корветами, у которых есть современная ПРО? И почему крейсер выбран в качестве ретранслятора?

Но потом наши враги стали широко использовать быстроходные катера-дроны для атак на наши надводные корабли на рейде. А целей хватало и на рейдах, и на стоянках при охране Крымского моста. Некоторые атаки были отражены, кое-какие повреждения нашим кораблям наносились. Но враги атаковали ракетами и наши корабли в портах.  Причем результативно. Спрашиваться, почему в портах вахты ПРО не несутся? У нас что, мирное время? 

И недавние успешные атаки на большой ракетный катер и большой десантный корабль тоже свидетельствуют о том, что командование Черноморского флота, грубо говоря, мышей ловит. Или здесь что-то другое? Могли же предатели в Росавиации распродавать самолеты и вертолеты недружественным странам, а  что, на флоте таких типов не может быть? Не открыть вахту ПРО в нужное время, и пожалуйста, ракета в борт.

День накануне был не просто насыщенным с точки зрения событий. Место было и работе над ошибками, которую никак не могут провести. Например, в случае с Черноморским флотом. Хотя… кто мы такие, чтобы давать советы, да?

Начнём с того, что предварял события срочный визит президента России Владимира Путина в Кремль. Кортеж заметили в 22:44. Источники уточняли, что президент прибыл из подмосковной резиденции. Зачем? Официально вряд ли кто-то что-то расскажет. Однако за несколько часов до этого глава государства провёл заседание Совбеза России. Предложил обсудить в рамках совещания вопросы по линии Минобороны, МИД и Минюста. Казалось бы, вот они – детали. Но и здесь всё прошло в закрытом режиме.

Вполне вероятно, что совещание в ночь-полночь касались среза общественного мнения в американском обществе после применения нами настоящей информационной бомбы в стиле "мягкой силы" – интервью Путина и Такера Карлсона, которое посмотрели миллионы человек по ту сторону океана. Кто знает, быть может, Путин лично захотел посмотреть выкладки, а затем обсудить что-то с международными партнёрами по секретной линии?

Ранним утром стало известно о том, что у берегов Крыма, вероятно, подбили наш большой десантный корабль (БДК) "Цезарь Куников". Информация появилась с подачи небратьев, так что у них там сейчас рукотворный праздник. Мы же попробуем отделить правду от лжи.

Итак, легенда. Что известно? Предполагается, что БДК "Цезарь Куников" вступил в бой с противником у южного побережья Крыма. Корабль проекта 775 якобы получил пробоину. И, скорее всего, атаковали его по уже известному принципу погибшего "Ивановца" – работали с помощью безэкипажных катеров.

По версии небратьев, "Цезарь Куников" затонул. Однако особенно красочных роликов, как в случае с БДК "Ивановец" небратья делать не стали. Хотя в ГУР отчёт предоставили. Мол, да, всех победили – молодцы. По словам Буданова, удар нанесли пятью беспилотниками MAGURA V5: "Корабль перевозил груз из Новороссийска в Севастополь", – сообщил глава ГУР.

Между тем, российские военкоры о гибели корабля говорят с пометкой "предварительно". Некоторые из спикеров отмечают, что удар был нанесён, однако экипаж успел эвакуироваться, а БДК потерял остойчивость.

Таким образом, в сухом остатке имеем следующее: степень повреждения корабля и состояние экипажа на данный момент также неизвестны. Зато понятно, что незадолго до предполагаемой атаки в южной части Чёрного моря несколько часов дежурил высотный беспилотник-разведчик ВВС США RQ-4B Global Hawk.

Точного времени предполагаемой атаки мы не знаем. Так что вполне может быть, что президенту Путину передали информацию раньше – то ли о самом ударе, то ли о готовящейся информационной кампании небратьев. А кампания была определённо. Потому что, во-первых, корабль "потопили" в день смерти Героя Советского Союза  Цезаря Куникова – его не стало 14 февраля 1943 года в Геленджике. И, во-вторых, "стране 404" нужно было прикрыть чем-то уход из Авдоса. А решение, судя по всему, уже принято.

Военный обозреватель Влад Шлепченко, разбирая кадры атаки на наш корабль, отметил, что повторение однотипных ситуаций - это "калька с тех нападений, которые были до этого". Точно таким же манером нападали на большой ракетный катер "Ивановец", и Министерство обороны пока никак не комментировало ситуацию, сетует Шлепченко.

«Из тех кадров, которые опубликовал противник, видно, что это уже отработанная технология, что нападение происходит ночью, в предрассветные часы. Стаей. Видно, что они используют один и тот же прием, в ходе которого второй катер направляется в пробоину, которую сделал первый катер. То есть первый бьет в борт, а в эту же самую пробоину затем старается влететь второй катер. Из тех фотографий, которые опубликовал противник, видно, что корабль тонул, завалившись на борт, получается, на правый борт,»- отмечает военкор.

По его словам, все говорит о том, что командование Черноморского флота не смогло выработать тактику противодействия.
«Не произведено дооснащение кораблей, не изменены как-то регламенты патрулирования. Корабль, насколько можно судить по вражеским фотографиям, действовал один. Точно так же, как один отбивался "Ивановец". Такие ситуации должны быть основанием для определённых кадровых решений. Как-то так,» -- резюмирует Шлепченко.

С горечью о допущенных ошибках говорит и военный эксперт Владислав Шурыгин: "Назвать произошедшее иначе, чем грубейшей халатностью, повлекшей гибель боевого корабля, язык не поворачивается. Командование Черноморского флота не просто не учло предыдущий урок, оно его повторило, только в несоизмеримо больших масштабах. БДК в российском флоте можно теперь на пальцах двух рук смело посчитать. При этом, "Куников" - второй потерянный БДК за два месяца. 29 декабря в порту Феодосии был поражён крылатой ракетой и взорвался БДК "Новочеркасск".

Шурыгин полагает, что у России есть ресурс для защиты наших кораблей. Опекать можем и с воды, и с воздуха. Вопрос лишь в том, как будет организована работа: "Мы уже год твердим, что флоту срочно необходимо развернуть воздушное патрулирование вдали от берега на дроноопасных направлениях наших разведывательно-ударных БПЛА, а так же создавать подразделение патрульной авиации на поршневых самолётах, типа "летающих лодок" - самолётов амфибий Бе-12, способных находиться в воздухе не менее 6 часов, что над Крымом необходимо развернуть рубежи ДРЛО на аэростатах, но всё без толку! Но есть и ещё один резерв - уже два года весь "малый флот" Крыма - сотни частных катеров и яхт стоят запертые в бухтах! При этом, большинство из них способны нести патрульную службу в море, многие имеют отличное радионавигационное оборудование. И сотни моряков крымчан, истосковавшихся по морю, готовы выйти в море на патрулирование".

Словом, обратить внимание на происходящее, наконец, нужно. И, вероятно, внимательность появится после окрика главнокомандующего…


Рецензии