Воспоминания в юбилей

     Проснувшись, она не поняла, который час: зима, за окном темно, но спать уже не хочется. Значит, утро. Сладко потянувшись и будто вдруг опомнившись, мысленно воскликнула: «Да у меня же сегодня юбилей! Семьдесят! Много это или мало? А это – как прожить». Она окунулась в воспоминания. События подобно кадрам фильма последовательно замелькали одно за другим.
     Родилась Светлана в большом городе, важно расположившемся на берегу моря – столице одной из бывших республик Советского Союза в предпоследний день года. Из пятерых детей в семье она была вторым ребёнком.
     Когда девочке было два с половиной года, началась война. Она смутно помнит отца с двумя руками: рано отвоевавшись, он возвратился с фронта без левой руки. Впрочем, это ему не мешало: почти всю мужскую работу по дому он делал сам. Впоследствии наловчившись, отец стал хорошим часовым мастером. Отовсюду несли в ремонт часы самых различных марок и размеров. Они постоянно тикали, отсчитывая время. Многие были с боем – от мелодично-музыкального до грубого громкого боя. Часы сообщали – прошёл  час, полчаса, а некоторые отстукивали каждые пятнадцать минут. Семья жила в одной комнате, но тиканье и звон не мешали никому ни заниматься, ни читать, ни спать:  сказывалась привычка.
     В школу Света пошла почти в восемь лет. В учёбе она была обязательной, училась отлично. Случалось, получив четвёрку, она всю дорогу от школы оплакивала «несчастье». Вспомнив об этом, она улыбнулась в темноте. Ещё вспомнила, как ежедневно к её приходу из школы на пороге подобно верному псу ожидал домашний кот: для него девочка приносила ириски. Кот их очень любил.
     С благодарностью к маме вспомнила частые посещения театра. Слово «театр» в семье произносилось с особым уважением. Малообразованность родителей нисколько не отразилась на любви к искусству: они не пропускали ни одну премьеру в драмтеатре и театре оперетты. Мама, выкраивая из скудного семейного бюджета, всегда умудрялась выделить деньги каждому из детей для посещения дневных детских представлений. А денег в семье, сколько помнит Светлана, всегда катастрофически не хватало: у мамы зарплата была невелика, а пенсия инвалида Великой Отечественной войны в те далекие года была смехотворной. Не забыть и того, как зимними вечерами каждый в большой семье находил себе в одной комнате укромное местечко, погружаясь в мир книги. Читать в семье любили все. Вспомнила свой школьный выпускной вечер, где она единственная из девочек была в совершенно простеньком ситцевом платьице. Внешний вид ее был очень беден и настолько сковывал, что она с укоризной подумала о маме: как она могла не подумать о внешнем виде дочери в первый в её жизни торжественный день.
     Окончена школа, пора определяться.  Молодость – романтика. Узнав о наборе на курсы радистов, девушка решила получить эту специальность. Училась с удовольствием, ей очень нравилось выстукивать морзянку. Окончившим курсы предлагалась работа на суднах морского пароходства. Но тут вмешалась мама: «Море, моряки, разгульная жизнь! Никогда»! Так, с мечтой  (знать, не судьба) пришлось расстаться. В институт девушка уже опоздала, значит, нужно работать. Выбор пал на чулочно-трикотажный комбинат. Почему именно он? Вероятно потому, что из больших предприятий он был самым близким от дома.
     Встретился парень, вышла замуж. Любила ли она его? Скорее – нет. Позднее поняла, что вышла замуж из желания уйти из родительской семьи из-за постоянной нужды. Но не сложилось с мужем, не получилось семьи. О таких мужчинах говорят: ни рыба, ни мясо. Да и со свекровью не ладилось, уважения к ней Светлана не питала. Впрочем, это было взаимно. Разошлись. Работа не удовлетворяла. Решила Светлана учиться.
     Привлекала её работа воспитателя детского сада, и она поступила в дошкольное педучилище на заочное отделение. Учёба шла легко, практика – тоже. Работа в детском саду ей понравилась, и она полюбила детский сад сразу и навсегда. Сколько помнит, все дети для неё всегда были одинаковы: чёрненькие и беленькие, аккуратные и не очень, с сухими носами и мокрыми. Как можно их «сортировать»? Они же дети!
     Встретился парень. Его-то она любила. Он ей показался идеалом: образованный, начитанный, умный, интеллигентный, воспитанный, трудяга – так думала она о нём не один год (впоследствии всё оказалось с точностью наоборот). Родился сын Дима. Светлана ещё кое-какое время жила у мужа, но когда устала терпеть ложь, измену, нежелание работать, чтобы содержать семью, забрав сына, ушла к родителям. А муж и не переживал по этому поводу. Развелись.
     Много раз он возвращался к семье, снова уходил. Материально от его пребывания ни ей, ни детям легче не становилось. Напротив, приходилось из своей воспитательской зарплаты выделять еще и на него. Оденет, обует, всегда накормит, а он – шмыг и снова уйдет. Были в семье просветления, но недолгие. Когда сыну было восемь лет, родился второй – Виталька. Муж детей любил, странно выражая любовь, так как на материальном благополучии детей и семьи это никак не отражалось. Так и жили много лет: он – приходил-уходил, она «тянула» всех.
Окончил школу старший сын, отслужил. Далее – работа. Ах, как быстро летит время! Вот уже и Виталий выпускник. Получив аттестат, он уехал в столицу одной из бывших республик Советского Союза. Окончил там институт гражданской авиации, да так и остался, теперь уже в стране ближнего зарубежья. С уверенностью можно сказать: она детей вырастила самостоятельно.
     Как и многим, Светлане после развала Союза, пришлось уехать из родного города. Из всех родственников, родившихся и живших в многонациональном городе, она последней покинула родину. Не сказать, что удачно, но квартиру обменяла: всё-таки не без жилья. Предстояло начинать новую жизнь.
Приняли её на работу в детский сад, хотя до выхода на пенсию оставалось несколько месяцев. Кстати, ещё и на заслуженный отдых проводили торжественно. (Она и по сей день дружит с коллективом). Постепенно наладился быт (поначалу с ним были проблемы), сын устроился на работу, разрешился вопрос и с отоплением, из-за которого  пришлось влезать в долги. Отдавать их в ту пору было проблемно.
И вот она на заслуженном отдыхе. Чем заняться? Сыновья не женаты – внуков нет, участок небольшой, да и он требует к себе внимания лишь в сезон. До центра – далеко. А что может дать центр вдали от былой цивилизации, к которой она привыкла более чем за пятьдесят лет жизни в большом городе? Но не хлебом единым жив человек. Своей  неуемной энергии она нашла применение. С каждым днём расширялся круг знакомых, нашлись и земляки в Дергачах: всё как-то теплее на душе – свои. Услышала о группе шейпинга. Начала посещать. Понравилось. Группа разваливалась и вновь собиралась, но, тем не менее, занимается и сейчас. Узнав о существующем в Доме культуры хоре, вспомнила, что в молодости пела в коллективе, ездила по республике с концертами. «Приросла» к местной вокальной группе, которая выступала  на месте, изредка – по  области. Правда впоследствии группа  распалась, но иногда Светлану просили о сольных  выступлениях. Конечно, она не отказывается.
     Ну, не бывает так, чтобы человек пропал среди людей! Главное – желание быть с ними рядом – у Светланы было не отнять. Всегда словоохотливая, она с кем угодно могла завести беседу на любую тему. Как прекрасна жизнь! И чтобы понять это и ощутить, нужно просто радоваться каждому дню, каждому лучику солнца, каждому человеку. Да просто – любить жизнь!
     А то, что «сахара» в её жизни было немного, вовсе не главное.
     …Пора подниматься. Она вновь потянулась в постели. И вдруг: «С добрым утром, родная! С днём рождения!», – услышала она. «Ой, да ко мне же на юбилей сестра приехала! Сдержала слово, сказав: «Приеду». Помешать ей могли бы только непредвиденные обстоятельства. Спасибо, сестрёнка!».


Рецензии