Тасаввуф. Гата 2. 4. Сила Воли. Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 2.4. СИЛА ВОЛИ. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН


Сила воли не есть умственная сила, но она проявляется в виде силы мысли: разум, как небесное тело, излучает свет воли. Сила воли, проще говоря, — это сила души. Поэтому чем больше человек осознает её источник, тем больше он развивает силу воли. Несомненно, ум — это инструмент, также как и чувства — инструменты силы воли, и если эти инструменты не надежны и не хорошо развиты, сила воли не может работать должным образом. Это как затупленный меч в руке умелого воина. Поэтому в суфийском поклонении даны практики для того, чтобы сделать разум, а также чувства подходящими инструментами для использования силы воли. Как растение рождается из земли, но питается дождем, нисходящим с неба, так и сила воли возникает изнутри, но развивается внешними действиями. Следует помнить, что внутренняя жизнь отражается на внешней жизни, а внешняя жизнь отражается на внутренней жизни. Обе части жизни взаимозависимы.

Сила воли подобна батарее жизни, и как трудно иметь дело с сильным механизмом, и как опасно работать с аккумулятором огромной мощности, так трудно и опасно развивать и работать с силой воли. Прежде всего, сила ослепляет, красота раскрывает. Неправильные, несправедливые и неразумные тенденции могут возникнуть из-за власти, и человек может разрушить себя, выражая их. Христос намекнул на эту тему, когда сказал: «Взявший меч от меча и погибнет». Но это не означает, что человек не должен развивать силу воли. Это всего лишь означает, что человек подготавливает знание и силу, прежде чем развивать силу воли, чтобы контролировать ее, когда она однажды будет развита, а также знание и ясность видения, чтобы использовать ее по праву.

Сила воли в человеке есть тайна Божия, и в этой тайне сокрыта могучая Божественная сила. Поэтому на Востоке, где мистические идеи широко известны, люди всегда говорят: мы не знаем, что скрыто за этой ограниченной человеческой формой. Это заставляет их уважать и учитывать то, что скрыто в каждом человеке, которого они встречают. Хафиз говорит: «Не дайте себя обмануть заплатанным рукавом дервиша, вы не знаете, не скрывается ли под этим заплатанным рукавом могучая рука». То, что мы называем чудом, является результатом той же самой силы, за исключением того, что то, что находится за пределами человеческих ограничений, не может быть названо естественным, оно сверхъестественно. Поэтому чудеса творит не человек, а сверхчеловек, которого в религиозном смысле называют божественным человеком. Человек неполноценен в своем эгоизме. Когда он поднимается над собой, он становится превосходящим. Поэтому право развивать силу воли — это право высшего человека. Разница между тем, что люди называют белой магией и черной магией, заключается только в использовании низшим или высшим человеком одной и той же силы воли. Это точно так же, как силой руки вы можете лишить человека жизни или спасти его жизнь; обе вещи совершаются одной и той же силой.

Нет лучшего использования силы воли, чем для самоконтроля, контроля над телом и контроля над разумом. Тот, кто контролирует свое  тело, будет управлять и своим умом. Тот, кто обладает властью над умом, будет контролировать свое тело. Лучшее применение силы воли — это использовать эту силу для самодисциплины, борьбы со страстью, гневом и всеми вещами, которые присущи человеческой природе как его величайшие враги. Другими словами, силой воли надо создать силу для борьбы с самим собой, с той частью себя, которая нас оскорбляет. Редко когда на земле живет человек, который делает, говорит и действует так, как ему хочется. Если кто-то делает это, то он, без сомнения, Мастер. Оставляя чудо в стороне, если человек сможет заставить себя повиноваться своей воле, он наверняка сильно возвеличится. На духовном пути развитие силы воли – это высшее образование. Предшествующее ему нравственное воспитание – это школьное образование. Но после завершения развития силы воли наступает работа, долг, который человек должен выполнить по отношению к Богу и человечеству, расходуя таким образом развитую силу воли.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии