Тартария и Россия

  (ст."Тартария или империя Великого Хана в российской библиотеке",Исследователь сергей Игнатенко,2022) "Обнаружил в Национальной Электронной библиотеки такую карту: "Карта Тартарии.Составленный на основе соотношений нескольких путешест-венников разных народов и на некоторых наблюдениях,сделанных в этой стране".Дати-руется примерно 1720 г.Издана на французском языке в Амстердаме.Оригинал находится в Российской Национальной Библиотеке.Все регионы,выделеные разными цветами относя-тся к Тартарии.Сверху есть подпись крупными буквами: Тартария или империя Великого Хана.И Россия Московская и Московия Евроейская входит в состав Тартарии.Также входит Украина(выделил зеленым в отдельной картинке)- написано Украина или царство казаков,и Киев.Собственно на карте Киев ялвяется приграничным городом а граница по Днепру(написано Nieper).А вот место где должен быть Санкт-Петербург - не входит, территория принадлежит Швеции и выделена область Ингрия."

  (ст."Тартария и Россия",Исследователь Сергей Игнатенко,2019) "Мне часто пишут, что все карты и свидетельства существования Тартарии находятся где-то за границей. Не смотря на то что в предыдущих своих видео,я показывал,что это совсем не так, такие вопросы до сих пор возникают.В историческом музее города Москвы одной из задач для меня было найти следы Тартарии.Интересно что все иностранные карты из музея напрочь убрали. Карты появляются только в зале 18-го века и карты только российские, хотя,одну иностранную карту где Украина отдельно изображена я все-таки нашёл.Уже стал думать,что все чисто,пока не набрёл на гло-бус Блау..И хоть надписи на глобусе разглядеть сложно,я все-таки кое-что разгля-дел.И что я на нём увидел.Я увидел надпись Тартария латинскими буквами.Океан, который омывает с севера этот материк, называется Тартарским океаном.Очень часто мне пишут, что Тартария была всего лишь частью света, но на глобусе есть пометка того что это Азия,видно две латинские буквы AS,остальное скрыто.Глобус провер-нуть мне конечно же никто не дал.А теперь давайте поищем Россию.И надпись Россия здесь имеется,но географически она находится западнее от Тартарии.Можно разве что отметить,что между ними находится Пегая Орда.Если Тартария была всего лишь территория, то может быть и Россия также была всего лишь территорией? Иначе почему мы видим оба этих названия на глобусе? При желании здесь можно увидеть Сибирь, до определенного момента Сибирью называли город, и уже в позже чтобы убрать из памяти название Тартария, территорию, которую Тартария занимала стали называть Сибирью. Впрочем, про название Сибирь тема для отдельного ролика.На заседание попечительского совета Русского географического общества засветилась следующая карта мира. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что здесь Россия занимает небольшую территорию и надпись находится в районе Санкт-Петер-бурга,а в центре Евразии написано Великая Татария.И возможно здесь опять может возникнуть вопрос, почему написано Татария а не Тартария. Не смотря на то что я уже много раз говорил что Татария, это просто один из вариантов перевода слова Тартария, этот вопрос опять возникает.И чтобы в очередной раз подтвердить эту версию,хочу показать книгу Герарда МеркАтора и Йодокуса Хондиуса которая называ-ется:Атлас,или представление универсального мира и его частей,состоит из таблиц и описаний,очень обильных и точных,разделенных на два тома.Издано в Амстердаме в 1633 году.Оригинал находится во Национальной Библиотеке Франции.Как я уже гово-рил в предыдущих роликах,МеркАтор и Хондиус,это картографы,которые по сути зало-жили основы современной картографии.И если не верить им, то кому вообще тогда можно верить,когда мы говорим о времени 16-го и 17-го века? Текст из книги: Тар-тария,или как считает Ленклавиус,Татария,это царство большой протяженности,кро-ме того,в Европе он включает в себя всю азиатскую Сарматию, со Скифией и регио-ном Сереса,которая теперь называется Catay.Он берет имя реки Тартар,которая омы-вает ту часть,которую наши люди называют Магогом,жителей Монгулами!Она лежит на Севере и имеет свои пределы от побережья Леванта этого великое и могущественное Королевство Китая,море Чина,в районе Аниана; Миди,Индостана,реки Ганге и реки Окс,как сказано Абиамом: даже в самой высокой его части Королевство Китайское, Море,Каспийское море и Польша,откуда оно ограничивается Московия: и с севера ледяное море,у которого есть такие холодные берега,из-за близости полюса,так что вся эта территория неизвестна и там расположена пустыня и необитаемое простран-ство.Её (Тартарии) небо и воздух суровы и очень странны, громы и молнии там так страшны летом, что люди умирают от страха и ужаса. Жара там чрезмреная, а также холод, и снега там очень обильны. Ветры там несколько раз были так суровы и какие бурные, что они останавливали идущих на лошади или же сбрасывали их на землю, переворачивая деревья и выворачивая их даже с корнями, одним словом они там приносят много вреда. Дождь там никогда не идет зимой, часто идет летом, но дождя этого так мало, что он почти не смачивает землю: считают всегда, что вода (дождь) приносит пшеницу, рис и другие злаки, в изобилие соя, имбирь, корица, перец, инжир, гвоздика, ревень, сахар, Musc (возможно мускатный орех), смола, в некоторых местах золото и серебро. Никогда не пишут, что там собирают много вина, даже такая обеспеченная провинция как Catay, его нисколько не производит. Там также находят черные камни (каменный уголь), которые достают из земли, чтобы развести огонь из-за недостатка древесины и их берут в горах. Там есть огромное множество верблюдов, быков, коз, козлов, свиней и особенно лошадей и кобыл в бесчетном количестве. В тартарских посланиях читают, что Великий Хан кормит 10 000 белых кобыл, у которых он пьет молоко, далее 20 000 охотничих гончих, 10 000 птицеловов для удовольствия своей охоты с гончими и сокольничими, потому что этот край также богат птицами, в основном фазаны, журавли и другие похожие. Говорят, что в краю, который держат Zavolhenses(Заволженцы), есть сорт семени похожий на сорт дыни, но более маленький и длинный.Если ее посеять,она даст растение, которое называют Боранец, т е барашек/ягненок,потому что она вырастает в форме барашка, в высоту 3 ноги, с ногами, ногтями, ушами, и всей головой, за исключением рогов, вместо которых она имеет редкие волоски в форме рога. Она покрыта маленькой очень тонкой кожицей, которую местные жители используют, чтобы покрывать голову. Говорят, что внутренняя мякоть приносит телу рака моря и рану кровавую в будущем. ( не поняла о чем и к чему это ) Что она имеет удивительную сладость,что этот корень выходит из земли подмимается до пупка и то,что увеличи-вает чудо, так что он будет окружен травами, жить как ягненок в траве пастбища, иссякать и умирать если их у него отнять, это происходит не по случайности или со временем, но и от испытания/опыта который сделали, специально отняв у него травы, и что еще более восхитительно, то что её ищют волки и другие прожорливые и восхитительные животные.Видно кур по городу Quelinfu,которые вместо перьев имеют кошачью шерсть, as;avoir черного цвета, но они дают хорошие яйца. Первый Император нации Тартар, который создал государство и полицию, хорошие законы и суд был Changi Cha Cham, которого Paul Venetien назвал Cinchis.Оный жил примерно в году ... 1202. До его правления Тартары жили дико, без законов, без какой-либо вежливости/воспитанности, не имея никакой репутации среди Скифов и других наций, платя дань своим соседям, с дохода от их скота и пастбищ. Последующие поколения брали начало от этого Changi, который простер свою империю начиная с Китая и Океана и до Каспийского моря за короткое время. Его сын был Iocucham, который стал Zaincham третий Император, прозваный другими Батый/Bathi. Это был тот, кто разгромил Русь, Польшу, Силезию (часть совр. Польши), Моравию (часть Чехии), и Венгрию.Четвертый Император сын Батыя был Temir Cutlu,перемеинованный историками именем Тамерлан,за свою грандиозную тиранию,который прошелся по всей Азии,соб-рал (м б дань?) до Египта: Покорил и взял Баязет/Bajazet Императора турков/тюр-ков,ведя его пленным связанным золотыми цепями по всей Азии.Как наверно уже многие заметили,и здесь Россия и Тартария помечены территориями которые разделе-ны границей.Эта книга датируется 1633 годом.Но на картах изображали не только Россию и Тартарию.Вот карта, которую составил Арбахам Артелий,и которая датиру-ется 1603 г.Здесь изображены Россия,Московия и Тартария одновременно.Интересно, не правда ли, до строительства Санкт-Петербурга ещё 100 лет.Позвольте, какое Московское государство может быть в 1764-1765 годах? Ведь ещё при Петре Первом была образована Российская империя в 1721 г.Или Московское государство существо-вало параллельно?А вот ещё карта от 1755 года. Называется она Империя Россия в Европе,разделение политическое и административное.И Россия здесь разделена тер-риториями желтого цвета,северными.Которые включают в себя Новгород,Утюжскую, Пустоозерскую,Ливонию,Ингерманию,Кольскую.И территории зеленого цвета.Это Москва ,Смоленск,Киев,Белгородский и Воронежский.Территория на востоке отмечена надпи-сью Великая Тартария.И что самое интересное,есть надпись Часть Азии,т.е.термин Азия,обозначающий регион,часть Евразии,уже был.Кстати, в самом музее я этой карты не увидел, а вот на сайте Исторического музея я нашёл карту Исаака Масса, которая называется Новейшая карта России.Издана в Амстердаме.Здесь вы видим желтым цветом выделена территория где находилась собственно Россия. На востоке за рекой Волгой мы видим границу государства, которая которое подписано как Тартария Парс,т.е.часть Тартарии.Что интересно,здесь около городаТобола(очевидно Тобольска)мы видим территорию помеченную как Сибирь.И судя по всему это и счита-лось тогда Сибирью, куда отправляли в ссылку. Ещё раз повторю, карта находится в Государственном историческом музее. Кто там все время повторяет что все карты вброшены иностранным державами – идите в Исторический музей в Москве и спросите у них,почему они выставили эту карту и почему здесь граница России заканчивается какой-то Тартарией,про которую молчит официальная история."

  (ст."Как появление ледников привело к появлению человека",Есть мнение,2023)
"Есть мнение, что эволюция по пути, ведущему к появлению человека, пошла не то чтобы своей охотой, а с климатического пинка. Ибо ещё в начале неогена Земля стала быстро охлаждаться. Тогда появляются первые ледники в Антарктиде. К конце же периода оледенения начинаются и в Северном полушарии. Казалось бы, где лёд, а где Африка, но ледник дотянулся и туда. В моменты похолоданий сухим становился климат, и сокращалась площадь тропических лесов.Это совершенно справедливое мнение, нередко, однако, понимаемое превратно. Так, словно, сокращение площади лесов привело к тому, что обезьяны перестали в них помещаться и отправились пытать счастья в саванну. Но экология, – как и эволюция, – работает по-другому. Уменьшение площади лесов ведёт лишь к уменьшению численности лесных животных. Никакого стимула к освоению новых сред они не получают. Ибо не приспособлены к ним.Вот, Арал, например, высох. Разве это заставило рыб переселиться на берег?Всё совершенно иначе работает, – и сработало тогда. Под «обезьянами» же конца неогена, – теми обезьянами, которые имеют отношение к делу,– подразумеваются ранние австралопитеки. Уже способные к прямохождению, но не пользующиеся ещё орудиями систематически, эти приматы вели образ жизни полудревесный. Как это часто ныне делают шимпанзе,пищу они искали на равнине,деревья же использовали в качестве убежища от хищников.Сокращение площади лесов означало для австралопи-теков, что адаптация к лазанью, которую они сохраняли, теряет приспособительную ценность.До деревьев,чтобы укрыться на них,все реже удаётся добежать.Соответст-венно, пропали и препятствия для адаптации к пешему передвижению. Совмещать, в ущерб тому и другому приспособленность к двум средам стало уже не нужно. Более длинные ноги давали преимущество при отборе и – всё.Кроме того,с трудом найден-ные камни не приходилось уже бросать, чтобы влезть на дерево.Если же проще, то при сокращении лесов древесные животные вымирают. Но ранние австралопитеки уже не были древесными,– как современные шимпанзе,например,– животными.Засуха лишь окончательно «отвязала» их от леса."
  (СТ."Князья дрались, а страдали простые граждане",иСТОРИЯ НАШЕГО МИРА 2.0, 2024) "1147 год.Русь.Узнав о том, что в Киеве убит князь Игорь Ольгович (смотри публикацию «Смерть Игоря Ольговича») Изяслав Мстиславич Киевский (правил в Курске в 1127-1129, в Полоцке в 1129-1132, в Переяславле Русском в 1132, 1142-1146, в Турове в 1132-1133, 1135,в Новгороде в 1133-1135,во Владимире Волынском в 1135-1142, в Киеве в 1146-1154 (с перерывами) гг.), чьи войска стояли на реке Супой, понимая, что война после такого события резко обострится, срочно отослал за помощью посла в Смоленск к своему брату князю Ростиславу Мстиславичу,а друго-го брата– Владимира Мстиславича в Городец Остерский за войском.Весть об убийстве князя Игоря киевлянами пришла в Чернигов к князьям Владимиру и Изяславу Давидо-вичам, а они передали ее Святославу Ольговичу, к которому явился с войском Глеб Юрьевич, сын Юрия Владимировича Ростово-Суздальского (правил в Ростове и Суздале в 1095-1157, в Киеве в 1147-1157 (с перерывами) гг.). Святослав Ольгович и Глеб Юрьевич выступили в поход на Курск, где в те дни находился с дружиной Мстислав Изяславич, сын Изяслава Мстиславича Киевского. Мстислав Изяславич обратился к жителям Курска за помощью, но те ему отказали, заявив, что с Ольговичами воевать готовы,но против Юрия Владимировича Ростово-Суздальского воевать не будут.Тогда Мстислав Изяславич покинул Курск и ушел к отцу, а от него в Переяслав.Жители же Курска послали в Ростов к Юрию Владимировичу с просьбой прислать к нему егопоса-дника (наместника).И посадил у них Глеб Юрьевич человека отца посадником.И начал подчинять власти отца города Посемья.Жители Вырева отказались подчиниться и на них послали союзных Святославу половцев. Войска Святослава Ольговича и Глеба Юрьевича не смогли взять Вырев и город В’яхань. Жители отразили их нападения. У Попаша Святослав Ольгович и Глеб Юрьевич соединились с отрядами Изяслава Давыдо-вича Черниговского и штурмом взяли Попаш*.Изяслав Мстиславич, к которому присоединились отряды с Волыни и Турова, выступил было к Переяславу, когда к нему прибыл вестник от его брата Ростислава Мстиславича Смоленского с просьбой дождаться его. Ростислав Смоленский шел со смоленскими полками в помощь брату. По дороге сжег Любеч и разорил ряд сел и городков Святослава Ольговича.В те же дни князь Великого Новгорода Святополк Мстиславич выступил на Суздаль,но новго-родцы дошли лишь до Нового Торга.Отсюда(возможно из-за погоды)вернулись назад.У Черной Могилы войска братьев Изяслава Мстиславича Киевского и Ростислава Мстис-лавича Смоленского объединились.С ними же были отряды черных клобуков,которым очень не нравились половцы,что шли с войском Святослава Ольговича,Изяслава Давы-довича и Глеба Юрьевича.Объединенное войско Изяслава Мстиславича и Ростислава Мстиславича пошло к реке Сула,где находились войска Святослава Ольговича и его союзников.Узнав о походе князей Киевского и Смоленского,союзники начали разбе-гаться.Большая часть половцев ночью бежали к себе в степи**,Владимир и Изяслав Давыдович направились к Чернигову.Святослав Ольгович– к Курску.Визуальная реконструкция гавани древнерусского Воиня. Во;инь — пограничный древнерусский город в составе Переяславского княжества. В русских летописях упоминается с 1055 года как пограничный пункт, на Днепровском торговом пути. Город располагался на правом берегу реки Сула близ её впадения в Днепр и являлся самой южной крепостью Посульской оборонительной линии. Город уничтожен во время монголо-татарского нашествия, ханом Мункэ, в 1239 году. В настоящее время место, где стоял город и позже находилось село Воинская Гребля,залито водами Кременчугского водохранили-ща. Изяслав и Ростислав Мстиславичи попытались перехватить бегущих к Чернигову воинов Изяслава Давыдовича у Всеволожа, но опоздали. Те уже прошли мимо. Тогда Изяслав и Ростислав взяли штурмом и разграбили Всеволож, превратив в пленников его жителей и двух соседних городков, кто прибежал во Всеволож в поисках защиты.
Узнав про судьбу Всеволожа, жители многих местных городков бежали в Чернигов. Братья – Изяслав и Ростислав - выслали за беглецами погоню. Жителей Унежа, Белой Вежи и Бохмача захватили в поле и пленили. Прочим удалось добежать до Чернигова.
Жители города Глебцы (вар.: Глебли) бежать не стали. Решили защищать свой город. Целый день штурмовали его полки союзников из Киева, Смоленска, Турова и Волыни, но взять так и не смогли.И решили князья Изяслав и Ростислав идти в Киев и ждать там, когда мороз скует реки.События порой просходили с такой калейдоскопической скоростью,что не только простолюдины,но и вятшие люди в городах порой не успева-ли ориентироваться в политических хитросплетениях:"Владимир Святославич рязан-ский— кн.рязанский,сын кн.муромского Святослава Ярославича.В 1140 г.он помогал кн.новгород-северскому Святославу Ольговичу в борьбе его с вел.кн.киевским Изяс-лавом Мстиславичем. Святослав обратился за помощью к Юрию Долгорукому, которого в 1147 г. с этою целью посетил в Москве; с Святославом был в Москве и Владимир Святославич.В следующем году Святослав и князья черниговские соединяются с Изяс-лавом против Юрия."* Попаш или Попашь— летописный город в составе Переяславского княжества,располагавшийся на правом берегу реки Сула.Впервые упомянут в Ипатьев-ской летописи под 1147 г.,когда его силой взял князь Глеб Юрьевич.Входил в Посу-льскую оборонительную линию— цепочку укреплённых городов,ограждавших Русь от степных вторжений.Пришёл в упадок после монголо-татарского нашествия.Отожде-ствляется с городищем близ посёлка Недригайлов Сумской области. Культурный слой содержит отложения скифской эпохи и древнерусского (конец XI— начало XIII вв.) времени. По мнению С. Роспонда, название города происходит от слов «пашня» или «пастбище».** За месяц-другой до этих событий Изяслав Мстиславович в пограничной крепости Воинь подписал мирный договор с половцами, о котором не были уведомлены те половецкие роды, что пришли к Святославу Ольговичу.(Источники: Длугош, ПСРЛ, т. 1, т. 2, т. 15, т. 38 и другие, Стрыйковский, Татищев,т. 2)"

  (СТ."Свободный – свободен везде, а раб и на том свете раб",иСТОРИЯ НАШЕГО МИРА 2.0,2024) "941-944 гг.Русь-Закавказье-Византия.В 941 году правитель Руси князь Игорь(правил в 912-945 гг.)устроил поход на Константинополь,столицу Византийской империи.Поход окончился серьезной неудачей.Византийцы применил греческий огонь, и многие суда русичей погибли.Игорю пришлось идти на мировую.В ходе переговоров византийцы попросили Игоря об услуге,которая могла принести неплохую добычу уча-стникам данного мероприятия,а именно,византийцы просили русичей совершить поход на мусульман, чтобы отвлечь часть их сил от войны с Византией и ее союзниками на Кавказе.Весной 943 г.сильное войско русичей(русов)на судах вышло с территории Руси и реками отправилась на Каспий.Войско вёл воевода Свенельд.В ходе данного похода к русичам присоединились те, кто видел в мусульманах Кавказа угрозу для себя: хазары, буртасы, аланы, лезги(ны).Союзники прошли через Дербент и на р. Кура разгромили войска местных жителей, последователей учения пророка Мухаммеда. После битвы союзники напали на богатый город Берда’а* (располагался на востоке современного Азербайджана).Когда местные жители Берда’а убедились, что своими силами они союзников не отобьют, а помощи ждать неоткуда, они начали переговоры со Свенельдом."Они владели Бардаа в течение года и издевались над мусульманами и насильничали над их харимами (т. е. гаремами. — Ю. Б.), как никогда не делали этого никакие язычники. И вот погубил их всех Аллах при помощи холеры и меча". (Мутаххар ал-Макдиси)Тот согласился выпустить из Берда’а всех, кто желает уйти в другие города.Часть жителей ушло с тем имуществом,которое смогли унести с собой. Тех,кто остался в городе,и оставшееся имущество ушедших,пустили на поток и разг-рабление.Разграбив город,союзники не успокоились.Они начали из Берда’а, который сделали своим опорным пунктом, набегами разорять окрестные селения и городки. В ходе этих набегов погибло более 20 тысяч местных жителей.Потоки беженцев хлынули на юг."Рассказали мне Абу-Аббас ибн Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам»**. Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними.(Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались бы в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди,желающие безопасности, главным образом это была знать."(Ибн Мискавейх)Марзубан ибн Мухаммед, один из владетелей северного Хорасана, узнав о бедствиях единоверцев,собрал 30-ти тысячную армию воинов ислама и двинулся про-тив неверных.Началась серьёзная война. Сражения, бои, стычки шли едва ли не девять месяцев, воины Марзубана*** терпели одно поражение за другим. Союзники явно были более искусны в военном деле, чем воины из Северного Хорасана и местных городов и селений.Неизвестно, сколько бы времени ещё союзники грабили окрестные народы, если бы на помощь страдающим от набегов не пришла эпидемия.В конце 943 года Свенельд захватил город Мерагу. Мерага славилась своими плодовыми деревьями. Победители дорвались до местных плодов,и среди них началась эпидемия, (вероятно- дизентерия),которая унесла жизни значительного количества воинов севера.Мусульмане воспрянули духом,и Марзубан осадил Берда’а.Союзники отбили все штурмы, но … решено было уходить на родину.Весной 944 года Свенельд прорвался из Берда’а к реке, на которой стояли корабли русичей. Русичи ушли водой на Русь, прочие,кто ушел к себе в горы,кто степью в свои города,кто добрался на судах до реки Итиль(Волга).Но союзники не только прорвались из осажденного города, но и с богатой добычей разошлись по своим домам.Из описания этого похода сохранили так-ой эпизод. Какой-то молодой русич отстал от войска и был окружён воинами ислама. Русич долго сражался с воинами Марзубана. Когда же понял, что ему не уйти, а его хотят взять в плен,то покончил с собой сам."Один из этих рассказов был распрост-ранен в этой местности, я слышал от многих, что пять людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша,чистый лицом,сын одного из их начальников,а с ними несколько женщин-пленниц.Узнав об их присутствии,мусуль-мане окружили сад.Собралось большое число дейлемитов и других,чтобы сразиться с этими пятью людьми.Они старались получить хотя бы одного пленного из них,но не было к нему подступа,ибо не сдавался ни один из них.И до тех пор не могли они быть убиты,пока не убили в несколько раз большее число мусульман.Безбородый юноша был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым." (Ибн Мискавейх).По поверьям русичей и ряда других народов Европы, тот, кто умрет свободным, будет и на том свете свободным, а тот, кто умрет рабом – будет и на том свете рабом.Кстати, об этом же говорится и византийском трактате «Тимарион», написанном в XI в.Там описывается путешествие одного византийца в потустороннем мире. Так вот, вопреки современной христианской пропаганде, христиане Византии в XI считали, что император и на том свете будет императором, а раб и на том свете останется рабом. *Бердаа был крупнейшим политическим и торговым центром тогдаш-него Кавказа,столицей Аррана.Незадолго перед тем,в 940–942 гг.,здесь утвердился гилянский правитель Марзбан ибн Мухаммед,ставший наместником кавказских провин-ций халифата.Но в 943 г.сам он находился в Сирии вместе с большей частью своей армии,сражаясь с Византией.Охранял Бердаа пятитысячный гарнизон, возглавляемый градоначальником.- Арран — арабское название Кавказской Албании — территории междуречья Аракса и Куры.- Гилян — прикаспийская область Северного Ирана.
** В.В. Бартольд (и не он один) считал, что русы, совершившие набег на Бердаа, были скандинавами. Однако он вынужден был заметить: «...Подробности рассказа показывают, что взятие Бердаа было совершено более стройными и дисциплинированными силами, чем набеги норманнов на христианские и мусульманские города Европы. В рассказах об этих набегах норманны обыкновенно изображаются беспощадными варварами, истребляющими и сжигающими все на своем пути; едва ли в Европе был случай, чтобы языческие норманны при взятии большого города объявляли жителям, что будут охранять безопасность их жизни и имущества...»*** Марзубан ибн Мухаммад (?-957) — эмир иранской области Азербайджан из династии Саларидов (Мусафиридов), правивший в 941(942)—957 гг.Марзубан был сыном основателя динас-тии Мусафиридов Мухаммада ибн Мусафира, правившего в Дейлеме.В 941 г.Марзубан вместе с братом Вахсуданом свергли своего отца, который затем был заточён в крепости.В том же году Марзубан отправился на завоевание Азербайджана.Он захва-тил Ардебиль и Тебриз, затем распространил свою власть на Барду и Дербент. В 943 или 944 гг. русы совершили набег на Бердаа, захватив город. Марзубан в это время воевал в Сирии, но узнав о случившемся, собрал армию и подступил к городу. В это время произошло вторжение мосульских Хамданидов, из-за чего Марзубан вынужден был оставить этот город."(Источники: ал-Мукадаси, Низами Гянджеви, Тимарион)

  (ст."Спровоцированный мятеж",История нашего мира 2.0,2024) "1533-1537 г.,Русь.
В январе 1533 г.умер правитель Руси,великий князь Василий Иванович(правил в 1505 – 1533 гг.).В Москву съехались князья и бояре.Среди прочих был князь Андрей Ива-нович Старицкий.Вскоре после восхождения на престол государства великого князя Ивана Васильевича(ему было три года)Андрей Иванович просил Ивана Васильевича и великую княгиню Елену, мать Ивана Васильевича,добавить к его вотчине отписанные города,согласно благословению духовной грамоты его отца.Андрея Ивановича почти-ли,как было принято для братьев великий князей,а сверх того дали ему шубы,кубки, коней иноходцев в седлах,но завещанных вотчин не добавили.Понятно,в каком наст-роении покидал Москву Андрей Иванович.В Старице нашлись те,кто начал наговари-вать князю Андрею Ивановичу на великую княгиню Елену(фактическую правительницу государства).В Москве же нашлись подобные(не исключено,что они все действовали согласованно),которые начали наговаривать княгине Елене(и ее сыну Ивану Василь-евичу)на князя Андрея Ивановича Старицкого.Князю Андрею Ивановичу наговорили, что княгиня Елена и государь хотят его силой захватить и в тюрьму отправить.Ког-да эти слухи дошли до Москвы,княгиня Елена отправила в Старицу боярина князя Ивана Васильевича Шуйского да дьяка Меньшого Путятина в том заверить князя Андр-ея,что слова эти неправые,и что у великого князя Ивана и его матери великой кня-гини Елены подобного и в мыслях нет.Князя Андрея пригласили в Москву.Он приехал. Посетил Ивана Васильевича и его мать великую княгиню Елену.Те предложили назвать имена тех,кто наговаривает на них князю Андрею.Князь не назвал.Его отпустили в вотчину,заверив,что у великого князя и у его матери,великой княгини,на князя Ан-дрея зла в сердце нет.Однако наговоры с обеих сторон на том не закончились.В 1537 году вновь наговорили князю Андрею,что его хотят схватить,а княгине Елене наговорили,что князь Андрей хочет бежать за границу.В те дни были проблемы с Ка-занью.Для их решения вызвали князя Андрея в Москву.Он же не поехал: сказался больным.Из Москвы к князю Андрею послали лекаря– мастера Феофила.Тот осмотрел князя Андрея,а вернувшись в Москву,объявил великому князю и великой княгине, что болезнь князя Андрея легка: на бедре болячка,а лежит в постели.И этим ввел в смущение великую княгиню Елену и её окружение.От имени великого князя и его матери послали в Старицу посланников выведать, что там с князем Андреем на самом деле.Те, через людей,которых заслали раньше, выяснили,что князь Андрей в Москву ехать боится,а вместо себя послал боярина своего князя Феодора Дмитриевича Прон-ского.Тот еще не успел доехать до Москвы,как сын боярский князя Андрея князь Василий Фёдорович Голубов из ростовских князей,из Старицы прислал тайно ночью с докладом к боярину великого князя князю Ивану Федоровичу Овчине своего человека Еремку с вестью,что князю Андрею советуют утром бежать.Иван Овчина доложил об этом великому князю,то есть,княгине Елене.Та отправила в Старицу крутицкого вла-дыку Досифея,архимандрита симоновского Филофея,протопопа спасского Симеона заве-рить князя Андрея, что тому ничего не грозит.И предупредили,чтоб он ждал в Старице бояр Ивана Федоровича Овчину,князя Никиту Васильевича Оболенских,со многими боярами.Было также велено встретить князя Фёдора Пронского и доставить его в Москву. Князя Федора встретили и в Москву доставили.В Старицу же прибежал один из сопровождавших Федора Пронского - сын боярский Судок, сын Дмитрия Сатин, и сообщил князю Андрею, что его посланца схватили, и слух идет, что за князем Андреем, чтобы его арестовать едут Иван Федорович Овчина и Никита Васильевич Оболенский с людьми. Спустя немного времени прибежал из Волока сын боярский Яков Веригин и сказал князю Андрею, что в Волок приехали Иван Федорович Овчина и Никита Васильевич Оболенский с людьми, которые едут «тебя брать».И князь Андрей с женой и сыном бежал из Старицы до Берновых сел Новоторжского уезда. А оттуда поехал в Великий Новгород.В Новгороде же распространил грамоту: «Князь великий мал, а держат государство бояре. И вам, сего ради, мне служить советую, а я вас рад жаловать». И иные дети боярские приехали к нему служить. Грамоты князя Андрея привезли к великому князю за княжими печатями.Из Москвы был немедленно направлен князь Никита в Новгород для пресечения действий князя Андрея. За князем Никитой велели войску из детей боярских идти во главе с князем Иваном Овчиной. Детям боярским новгородских помещиков велено было быть на Москву.
Князь Андрей про то слышал, и вышел со своими людьми навстречу князю Ивану Овчине. В Тохоли два войска встретились. Князь Андрей не рискнул сражение с князем Иваном Овчиной начинать и затеял переговоры.Князь Иван,не имея полномо-чий,от имени великого князя и великой княгини князю Андрею и его людям безопас-ность гарантировал.После этого князь Андрей сдался и вместе с князем Иваном Ов-чиной прибыл в Москву.В Москве князя Ивана Овчину за его гарантии выругали, князя Андрея арестовали и посадили. Жену князя Андрея и его сына Владимира также задержали и посадили за приставами на Берсеневе дворе.Было также приказано схватить, пытать, кого казнить, кого в Наугольную стрельницу посажать ближайших бояр князя Андрея Старицкого, а именно: князя Фёдора Дмитриевича Пронского, князя Ивана Андреевича Пенинского-Оболенского, дворецкого князя Юрия Андреевича младшего Пенинского-Оболенского, конюшего князя Бориса Ивановича Палецкого, Ивана Умного,сына Ивана Лобанова-Колычева,шурина княжьего князя Ивана Андреевича Хованского,и князей прочих,и детей боярских,тех,которые у князя Андрея думу ве-дали.Детей боярских великого князя помещиков новгородских, кто ездил к князю Андрею и к Новгороду с ним пошел, тех детей боярских, а именно, Андрея, сына Ивана Попкова, Гаврилу, сына Владимира Колычева, с товарищами в 30 человек, велел князь великий бить кнутами на Москве, и казнить: вешать по Новгородской дороге до самого Новгорода."(Источник: ПСРЛ, т. 13, Татищев, т. 4)

  (ст."Нестандартные поступки",История нашего мира 2.0,2023)
 "1700-1725 годы.Российская империя.В ноябре 1700 года под Нарвой русская армия потерпела сокрушительное поражение от шведского короля Карла XII (правил в 1697-1718 гг.). Шведам досталась вся артиллерия русской армии и казна государя. Когда об этом донесли царю Петру Алексеевичу (правил в 1682-1725 гг.), который в те дни был в Новгороде,он сильно опечалился.Как-то Пётр сидел в раздумье у окна дома, в котором проживал, и увидел, что какой-то человек то и дело проходит мимо его дома. Царя это заинтересовало, и он послал спросить, что тому нужно. Человек ответил, что он пришёл помочь горю государя.Пётр велел привести этого человека к себе.Когда тот явился, Пётр спросил, что тому надо?В ответ:- Прежде,всемилости-вейший государь,прикажи поднести мне чарку вина.У меня самого нет ни полушки денег,а я умираю с похмелья.Удивленный подобной смелостью,Пётр велел поднести вина пришедшему.Тот выпил и говорит.- Ваше величество,вы ведь думаете о погибшей артиллерии и где её взять.- Что дальше? – спрашивает царь.- Ваше величество, прикажите поднести мне еще одну чару вина. С одной не опохмелишься.Петр догадал-ся,что перед ним пушечный мастер,а потому простил тому дерзость,и велел поднести ему еще чашу вина.Тот выпил и говорит.- Меди у тебя много, государь. Подумай сколько лишних и ненужных колоколов в церквах. Употреби половину из них на отливку пушек.Государственная нужда важнее.А после,когда победишь врага, можешь отлить из пушек колоколов столько,сколько захочешь.Царю этот совет очень понра-вился.Так Пётр Алексеевич и поступил. Снял половину колоколов и отлил из них новые пушки.Зато сколько крику было со стороны возмущённого духовенства.- Анти-христ!– вопили они про Петра Алексеевича,не понимая,что проиграй Россия войну, шведы протестанты отобрали бы у них все их богатства.Кстати,не все из них пони-мают это и сегодня.История дома Несвицкой. История этого места прослеживается с XVII столетия, когда владение находилось в собственности семьи Желябужских, предок которых – Станислав Желябужский – прибыл в Первопрестольную из Польских земель еще в XV веке.*Чиновник Желябужский совершил преступление. Попался. Был наказан и приговорён судом к ссылке**. Пётр Алексеевич утвердил приговор.Не успели приговорённого отправить в ссылку,как на выходе из дворца Петра Алексе-евича остановил молодой человек,сын осуждённого,и попросил,чтобы государь отпра-вил бы в ссылку его вместо отца.Отец,мол,стар и болен и не перенесет ссылки. Мать его также не выдержит этого.А его братья и сёстры в итоге останутся сирота-ми.Он же готов отбывать вместо отца его наказание.Пётр Алексеевич был настолько восхищён такой любовью сына к отцу,что простил Желябужского,а молодого человека, который просил его за отца,назначил чиновником на место его отца со словами:
«Надеюсь,что должность эту ты будешь исполнять лучше своего отца».* Интересно, что «наше всё» – Александр Сергеевич Пушкин – является его потомком по отцовской линии.В начале XVIII века хозяином усадьбы был Михаил Васильевич Желябужский – царский стольник, ставший к 1722 году судьёй Надворного суда города Москвы.
** В 1723 году был уличён в подлоге. Допрос по этому делу проводил сам Петр I, что говорит о тяжести содеянного. Приговор – битьё кнутом и полная конфискация нажитого. Правда, последнее российский император повелел заменить на 5 лет каторги.( Источник: Истории из жизни Петра Великого)P.S. Целое расследование пришлось провести, чтобы узнать о каком именно Желябужском идёт речь. И вот результат: "Занимавший же в 1711–1715 гг. пост обер-фискала М. В. Желябужский был в 1723 г. изобличён в составлении подложного завещания. Кроме того, с 1703 г. против М.В.Желябужского велось дело по обвинению в истязании чужого крепост-ного[РГАДА,282,1,2335,14–68].Под стражей до суда несомненно содержались М.П. Гагарин,С.А.Колычев,А.Я.Нестеров,а также,вероятно,В.А.Апухтин,Г.И.Волконский, М.В.Желябужский и Я.Н.Римский-Корсаков.Осужденные по «подрядному делу» сенаторы В. А. Апухтин и Г. И. Волконский подверглись 6 апреля 1715 г. прижиганию языков (за нарушение присяги на верность государственной службе).Еще один фигурант «подрядного дела» бывший санкт-петербургский вице-губернатор Я.Н.Римский-Корса-ков был тогда же бит кнутом.[Походный журнал,1855,13].Аналогичному наказанию кнутом подвергся 24 января 1724 г. и бывший обер-фискал М.В.Желябужский [РГАДА, 248, 273, 720]. Наконец, приговоренный к 5-летней ссылке на каторгу в Рогервик Михаил Желябужский скончался 15 февраля 1724 г.от последствий телесного наказа-ния [РГАДА,248,273,730].Желябужский Михаил Васильевич - стольник в 1689г., за Троицкий поход 1689г. пожалован вотчиною. Дневал и ночевал у гроба царя Иоанна Алексеевича в 1696г., в 1712г. обер-фискал*, полковник, ландрат Рижской губернии в 1718г., товарищ московского губернатора.Хлопотал же за него сын- Желябужский, Никита Михайлович(1701—7 августа 1772)— действительный тайный советник, героль-дмейстер в бригадирском ранге, Президент Юстиц-коллегии, сенатор.В 1715 году был определён в Школу математических и навигацких наук.В 1718 г.,после окончания школы произведён в гардемарины корабельного флота.В 1721 году был произведён в подпоручики, в 1724 году в первой ранг, в корабельные секретари,в 1726 году в чин поручика.Хлопотал не о каторге для себя вместо отца,а об отмене конфискации имущества и смягчении приговора в части высылки в Рогервик.Общеизвестно поваль-ное мздоимство в среде "птенцов гнезда Петрова",однако были и противоположные, жизнеутверждающие примеры.И немало:"... хочется вспомнить линию одной судьбы. Находясь под впечатлением от разоблачения «подрядной аферы»,Петр I решил поста-вить сферу подрядных операций (в которой вращались тогда внушительные капиталы) под государственный контроль. Для этой цели 15 марта 1715 г. была образована особая Подрядная канцелярия, во главе которой царь поставил фронтовика, бывшего командира 3-й роты Преображенского полка капитана Герасима Ивановича Кошелева [РГВИА, 2583, 1, 41, 161; Полное собрание, 1830,149].Когда же Подрядная канцелярия вошла в 1718 г. в структуру новоучрежденной Камер-коллегии, Герасим Кошелев также перешел в налоговое ведомство. В коллегии Герасим Иванович занял поначалу должность советника, а 18 января 1722 г. стал ее президентом. На президентском посту Г. И. Кошелев и встретил 5 августа 1722 г. свою кончину. Что же оставил после себя видный петровский администратор, много лет пробывший в прямом соприкосновении с финансовыми потоками?Вот что по этому поводу в далеком августе 1722 г. написала в челобитной вдова Герасима Кошелева Анна Тимофеевна: «А у твоих императорского величества дел он, муж мой, был безкорыстен, толко служил Вашему величеству с одного жалованья… А по смерти, государь, ево денег осталось два рубли семь алтын. И мне, рабе Вашей, тело мужа моего погребсти было нечем» [РГАДА, 248, 57,240]. Главу налоговой службы империи схоронили, в конце концов: на средства генерал-прокурора П. И. Ягужинского да генерал-майора А. И. Ушакова. «А по смерти ево денег осталось два рубли семь алтын…» Это тоже грань той эпохи.*Самый высокий ранг – главный фискал назывался обер-фискал.В него обязанности входило тайно узнавать - не нарушается ли интересы государства– при сборе налогов в государственную казну. Как работают суды и правильно ли судят, кто, что и как говорит, и ведет себя главный фискал независимо от того какой пост и звания занимает нарушитель закона. Обо всех злоупотреблениях такого рода обер- фискал докладывал в Сенат.«Кто неправду учинит»,на того обер-фискал должен был донести в Сенат,и если он действительно уличал виновного,то половина штрафа шла в пользу казны,а половина— в пользу фискала."

  (ст."аспри продолжаются",История нашего мира 2.0,2023) "1147 г.,Русь.Когда Изяслав Мстиславич Киевский и Давыдовичи Черниговские узнали, что Святослав Ольгович оставил Новгород-Северский и ушел в Корачев,то князь Изяслав Давыдович Черниговский заявил,что сам захватит Святослава Ольговича,если только ему выде-лят для этого войска.Изяславу Давыдовичу выделили черниговскую дружину и воеводу Шварна из Киева с конницей,после чего Изяслав Давыдович выступил в поход.Он шёл к Корачеву через Севск на Болдиж. Может, и захватил бы Святослава Ольговича врасплох, если бы не оплошность с фуражирами. Конный разъезд войска Изяслава Давыдовича наскочил на фуражиров Святослава Ольговича, которые занимались сбором скота и продовольствия. Захватили в плен лишь троих из них, прочим удалось бежать. Спасшиеся добрались до Корачева и предупредили Святослава Ольговича о приближении вражеских отрядов. Святослав Ольгович отправил половцев навстречу вражескому войску и те привели двух захваченных в стычке пленников, которые сообщили, что войско Изяслава Давыдовича насчитывает не более трёх тысяч воинов.
Собрав своих воинов и половцев Тюнрака и Камоса, родичей Святослава Ольговича, князь Святослав 16 января 1147 года обрушился на Изяслава Давыдовича. Бой был жестокий.Князь Святослав Ольгович был ранен копьем в руку,но продолжил сражаться раненым,опасаясь,что если он выйдет из боя, его войска побегут.В результате боя, большая часть воинов Изяслава Давыдовича полегла на поле брани или угодила в плен.Сам Изяслав Давыдович едва спасся бегством.Но,из-за больших потерь в собст-венных войсках,победа Ольговича оказалась пирровой.На беду Святослава Ольговича следом за Изяславом Давыдовичем шли со своими дружинами Изяслав Мстиславич Киевский и Владимир Давыдович Черниговский. Они поспешили к Корачеву, опустошая все на своем пути. Святослав Ольгович же, не принимая боя, бежал из Корачева за леса в земли вятичей, где его след был потерян. Жители Корачева сдались Изяславу Мстиславичу без боя.После этого Изяслав Мстиславич предложил Давыдовичам забрать себе все владения Святослава Ольговича в земле Северской и Черниговской, а сам вернулся в Киев.Тогда Давыдовичи пошли к Брянску.Святослава Всеволодовича оста-вили в Корачеве.Последний отправил гонца к Святославу Ольговичу предупредить тёзку,что Давыдовичи и Ростислав Смоленский идут на Святослава Ольговича,а Изя-слав Мстиславич вернулся в Киев.Узнав об этом, Святослав Ольгович, пребывавший в Козельске, вышел из города и пошел к Дедославлю, а отсюда к реке Осетр. И тут от Святослава Ольговича сбежал со своей дружиной князь Иван Ростиславич Берладник, который перед бегством забрал у Святослава Ольговича двести гривен серебра и двенадцать гривен золота. Иван Ростиславич ушел в Смоленск к князю Ростиславу Мстиславичу.Святославу Ольговичу пришлось бежать дальше, но в городе Колтеск его злоключения закончились. В Колтеск вошла тысяча латников белоозерцев, которых прислал ему в помощь князь Юрий Владимирович Ростово-Суздальский.Обрадованный Святослав Ольгович решил сразу же выступить на Давыдовичей,но тут внезапно забо-лел Иванко Юрьевич,сын Юрия Владимировича,который был при Святославе Ольговиче.
Давыдовичи,прослышав о белоозерцах,повернули в Дедославль,а вятичам посоветовали при случае убить Святослава Ольговича.Тем временем Юрий Владимирович послал на Рязань, на князя Ростислава Ярославича своих сыновей Ростислава и Андрея с войском.Прослышав об этом,Ростислав Ярославич бежал к половцам,к дружественному ему хану Елтуку.Юрьевичи пожгли много сёл и ограбив окрестности ряда городов, вернулись к отцу.В конце зимы Святослав Ольгович отпустил в степи своих родичей Тюнрака и Камоса Осулуковичей,с большими дарами.Битва князей, в которой среди множества людей убит Черниговский князь Владимир Давыдович. Великий князь Изяслав Мстиславич сильно ранен. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Лаптевский том, стр. 467. Изяслав вместе со своим братом, князем черниговским Владимиром, активно участвовал в междоусобице, последовавшей за смертью киевского князя Всеволода Ольговича (двоюродного брата Изяслава) в 1146 году. Преследовал изгнанного из Новгород-Северского княжества двоюродного брата Святослава Ольговича и был разбит (1147). В 1149 году вместе с Изяславом Мстиславичем выступил против осаждавшего Переяславль Юрия Долгорукого и проиграл сражение. В 1151 году братья приняли участие в сражении на речке Малый Рутец, причём Изяслав выступил на стороне Изяслава Мстиславича, а Владимир (он в этой битве погиб) — на стороне Юрия Долгорукого. Битва завершилась победой Изяслава Мстиславича, а Изяслав Давыдович получил черниговский престол. Вскоре после этого Юрий Долгорукий с половцами осаждал Чернигов, но не сумел его взять.24 февраля скоропостижно умер князь Иванко Юрьевич. 25 февраля в Колтеск пришли Борис и Глеб Юрьевичи. Они забрали тело умершего брата и отвезли его к отцу в Суздаль.Святослав Ольгович же ушёл в Лобинск, что в устье реки Поротва. Сюда же прибыл посол Юрия Владимировича. Юрий Владимирович обещал Святославу Ольговичу прислать другого сына с войском в помощь."(Источники: ПСРЛ, т. 1, т. 2, т. 15, т. 38 и другие, Татищев, т. 2)
  (ст."Крестьяне были рабами" и другие самые распространённые заблуждения о крепостном праве в России",Кириллица,2024) "Стереотипные неверные мнения о крепостном праве бывают двух родов. Одни склонны отождествлять его с самым жестоким видом рабовладения, другие, напротив, превозносят его как чуть ли не отеческую заботу помещиков о своих крестьянах.Рабовладение — патриархальная идиллия.От античного рабовладения крепостное право отличалось,прежде всего, тем, что закон признавал в крепостном крестьянине лицо,а не вещь.Правоспособность крепостного крестьянина была сильно ограничена.Тем не менее,закон карал помещика за убийство своего крестьянина, а античный рабовладелец за жизнь своего раба не был подотчётен никому. Исключения из правила были, но нет такой страны и такого времени, чтобы закон всегда соблюдался. Кроме того, брак крепостного крестьянина освящался церковью, а значит, тоже признавался юридически, в отличие от «браков» между рабами.Конечно,не было никаких гармонических отношений.Крепостные кресть-яне не были довольны своим положением,доказательством чему служат могучие обще-национальные восстания под предводительством Болотникова,Разина,Пугачёва,тысячи мелких бунтов в разное время.Правда,однако,что крепостные значительно выше личной свободы ценили землю-кормилицу.Известно немало случаев во время отмены крепостного права, когда крестьяне не хотели принимать полученную ими «волю» на условиях выкупа земельного надела, которым они всегда раньше пользовались, не задумываясь о том, что эта земля, по закону, собственность помещика. «Давайте лучше по-старому, – говорили крестьяне барину, – мы ваши, а землица наша». Дело не в том, что крестьянам будто бы нравилось крепостничество, а в выборе меньшего из двух зол.А помещики бывали всякие. Бывали и жестокие крепостники, бывали и заботливые баре.При этом заботу они тоже понимали по-разному.Так, прогрессивный помещик Николай Новиков пытался учить крестьянских ребятишек грамоте и поселить крестьян в многоквартирных каменных домах.«Блажит барин,с жиру бесится»,– только и качали головой на это крестьяне,поневоле подчиняясь неудобным для них причудам хозяина.Крепостное право было на Руси всегда.На самом деле, крепостное право начало устанавливаться на Руси только в конце 15 века и прошло несколько этапов, в течение которых сильно менялось само содержание этого института.Судебник 1497 года запретил крестьянам уходить из своей деревни на новое место,не расплатив-шись с владельцем земли по долгам. Причём для расчёта и ухода он оставил только две недели в году (19 ноября – 2 декабря; «право Юрьева дня»). В конце 16 века правительство стало время от времени запрещать уход даже и в Юрьев день в какой-то конкретный год. Соборное Уложение 1649 года окончательно запретило крестьянам самовольно менять место жительства. Впрочем, это касалось не только помещичьих крестьян, но и всяких иных, а также посадских ремесленников.В 18 веке постепенно входит в практику юридически ничем не узаконенный порядок,по которому крепостной крестьянин не просто «крепок земле»,но и лично принадлежит владельцу.Этому поня-тию способствовало то, что налоги государству за крестьян платил, по числу «душ» мужского пола, помещик.Развивается купля-продажа крепостных «душ» отдельно от земли,а иногда даже и в разбивку семей. К концу 18 века помещики получают высшую степень судебно-полицейской власти над своими крестьянами, приобретая право безотчётно ссылать их на каторгу и отдавать в солдаты.Почти сразу начинается и политика смягчения крепостного права. Император Павел I в 1797 г.законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю. Николай I в 1840-е годы последовательно запретил продажу крестьян отдельно от земли и продажу дворовых людей, а также установил порядок выкупа крестьян на волю при конфискации помещичьего имения за долги.Крепостное право, как в России, было и в Западной Европе.Это верно только в отдельных случаях. Русское крепостное право можно сблизить с французским серважем,но он окончательно исчез в середине 14 в.В Англии аналога крепостни-чества не было вообще.В государствах Германии и в Австрии феодальная зависимость крестьян была отменена в конце 18 – первой половине 19 вв. Но и там никогда не было такого, чтобы помещики могли продавать и покупать крестьян.Заблуждение, будто аналоги русского крепостничества продержались в Западной Европе до эпохи Великой французской революции и наполеоновских войн, основано на непонимании того, что не всякая феодальная зависимость есть крепостное право.Последнее– крайняя, самая тяжёлая форма такой зависимости. Она была присуща,кроме России, ещё только Польше и Венгрии.Все русские крестьяне были крепостными.Это совсем не так.Даже когда в царствование Екатерины II происходило массовое дарение населён-ных государственных земель вельможам,то и тогда крестьяне,принадлежавшие частным лицам, составляли всего около половины сельского населения Российской империи (более точная статистика на этот счёт довольно противоречива).В конце 18 века удельный вес помещичьих крестьян в России достиг своего пика,после чего начал снижаться.Другая половина русских крестьян сидела на государственных землях. Казённые крестьяне пользовались большей свободой и сами отвечали за платежи налогов. В конце своего царствования Екатерина II хотела было даже закрепить права этого сословия в особой жалованной грамоте, подобной той, что она даровала раньше дворянам и горожанам.Крепостные крестьяне голодали.Как ни покажется многим странным, но именно до отмены крепостного права в 1861 году сельская Россия 18-19 вв. не знала такого массового голода, вызванного неурожаями и прочими стихийными бедствиями, как в конце 19 века, когда крестьяне стали свободными. Бедствие первых лет 17 века, приведшее к Смутному времени, давно стало достоянием легенд.Конечно, неурожаи и голод иногда случались и в период расцвета крепостного права. Но, тем не менее, Россия того времени не испытала ничего подобного тому, что случилось в 1891-1892 гг. А первый массовый голод, вызванный неурожаем, случился уже в 1873 году, всего через 12 лет после отмены крепостного права.Связь между этими двумя явлениями прямая. Правда, голод усилился не столько из-за самой отмены крепостного права, сколько из-за условий этой отмены. Выкупные платежи, падавшие на бывшую крепостную деревню, вынуждали крестьян распродавать большую часть урожая, не оставляя себе ничего про запас. При этом годы с богатым урожаем не приносили крестьянам пользы, так как именно в эти годы падала цена на хлеб. И чтобы заработать на выкупные платежи крестьянам приходилось всякий раз выгребать свои амбары подчистую.Конечно, определённую роль играло теперь и то, что помещики не зависели напрямую от благосостояния крестьян и не имели стимула поддерживать их в трудные годы."


Рецензии