Подвиг сапёра-разведчика Корнюхина

     Алексей родился в 1925 году в селе Бакланово Володарского района Орловская области. В начале тридцатых годов его родители переехали на Кубань в поисках лучшей жизни. Поселилась семья в станице Ловлинской на хуторе Камышеваха. Отец и мать работали в колхозе «Камышеватский хлебороб" на ферме.
 
     В середине тридцатых годов, когда Алексею исполнилось десять лет, его отец умер. Мать воспитывала Алексея одна. Без отцовского воспитания Алексей рос подвижным, активным мальчиком, непоседой и балагуром. Как говорят в народе: «У него точно шило в одном месте было». Порой те фортели, которые он выкидывал приводили к конфликтам в школе и соседями на улице. Среди своих сверстников был заводилой и организатором разных проделок: то ли в сад к кому-нибудь забраться, то ли почистить чьи-либо снасти на речке, то ли покурить «втихаря» от взрослых. Мать с этим ничего не могла поделать и мечтала о том, чтобы он поскорее окончил школу и пошёл работать.
 
    Окончив четыре класса Камышеватской школы, он поступил на работу в колхоз. Как ни странно, но на работе он стал серьёзнее и претензий к нему со стороны начальства не было. Но балагурить не перестал, на уличных посиделках всегда был в центре внимания.

    Судьба Алексея была очень похожа на судьбу его одноклассника Тимофея Белерова. Они вместе росли, учились месте в школе и работали в колхозе тоже вместе. Схожи они были и характерами, поэтому и подружились крепко. Подростки тридцатых годов очень ценили дружбу, они были сплоченными, в то же время склонными к правонарушениям и отклонениям от общепризнанных норм поведения.  Наши герои не были в этом исключением. В этом возрасте подростки начинает чувствовать себя взрослыми и хотят, чтобы и окружающие признавали их самостоятельность и значимость. С этой целью они с приятелями пробовали алкоголь, заигрывали с девчонками, покупали папиросы в магазине.

    Когда началась война, ребятам было уже не до шуток и проделок. Они сразу же повзрослели на несколько лет. На работе теперь основная нагрузка легла на их плечи – старших мужчин призвали по мобилизации на фронт.

    Во время фашистской оккупации ребята продолжали работать в колхозе, мечтая, чтобы поскорее пришли наши войска, и они смогли бы отправиться на фронт.

    В конце января 1943 года станицу освободили части Красной Армии, а в первых числах февраля Алексея и Тимофея призвали в армию. Со сборного пункта военкомата их вместе отправили в 189 армейский запасный стрелковый полк.

    А вот дальше их пути разошлись. Тимофея оставили в полку для подготовки стрелком в пехотное подразделение. Алексея же отобрали в группу для подготовки сапёров. Видимо, офицеры, которые вели отбор, увидели в нём те качества, которыми должен обладать сапёр инженерной разведки: смелый, решительный, находчивый, дерзкий и выносливый. Да этого трудно было не заметить. Даже на фотографии с друзьями, сделанной на призывном пункте, Алексей таким и выглядит.

    Через несколько дней Алексея отправили в Краснодар в специальную часть, где готовили сапёров инженерных войск. Перед отправкой Алексея друзья обнялись, попрощались. Договорились писать друг другу, когда через своих родных узнают адреса. На том и расстались.

    В учебном подразделении, куда прибыл Алексей, он узнал, что служить будет в инженерных войсках. Служба там ответственная и сложная, поэтому предстояло пройти специальную подготовку.

    Бойцы инженерной разведки должны были много знать и уметь. Поэтому готовили их на совесть. Задачей обучения была подготовка сапёра-разведчика, способного вести разведку оборонительного рубежа противника наблюдением и поиском на любой местности, днём и ночью.

    Прежде всего таких бойцов учили наблюдательности и внимательности. Приоритет отдавался выбору и подготовке наблюдательного пункта, умению работать с биноклем, перископом и другими приборами. Разведчики умели читать карты, но могли ориентироваться на местности и без них.

    При подготовке уделялось особое внимание минному делу. Сапёры изучали отечественные и трофейные мины, работали со взрывателями и размыкателями. Учились ставить «сюрпризы» натяжного и нажимного действия, минировать здания и домашние предметы.

    Занятия по фортификации включали в себя изучение типовых оборонительных сооружений. Бойцы должны были знать, как враг их строит и маскирует. Также изучались различные заграждения (проволока, минные поля, и другие) и способы их преодоления.

    Много времени уделялось огневой подготовке и рукопашному бою. Разведчики должны были уметь пользоваться различным огнестрельным оружием: от пистолета до пулемёта и противотанкового ружья, включая и трофейные образцы. Биться в рукопашном бою автоматом, винтовкой, лопатой, ножом. Оказание первой медпомощи также входило в программу подготовки.

    Ежедневно с сапёрами проводились занятия по немецкому языку для хотя бы минимального владения им. Кроме этого, они изучали опознавательные знаки вражеских частей, чтобы различать их не только у родов войск, но и у отдельных частей и подразделений.

    По уровню подготовки разведчиков инженерных частей можно сравнить с современным спецназом. Бойцы инженерной разведки были одними из самых квалифицированных в Красной Армии во время войны. И эти навыки они здорово реализовывали на практике.

    В годы войны инженерная разведка приобрела огромное значение. Без неё было невозможно полностью выявить систему вражеской обороны. Бойцы устанавливали, как оборудованы позиции неприятеля, препятствия, минные поля. Такими заданиями занимались непосредственно сапёры-разведчики инженерных частей.

    Особого внимания требовали действия в населённых пунктах. Как правило немцы превращали их в узлы сопротивления. Умело проведённая инженерная разведка часто помогала советскому командованию принять правильное решение при штурме этих мест, чтобы уничтожить противника и избежать потерь своих войск.

    Сапёры-разведчики умели распознавать в домах вражеские огневые точки по малозаметным признакам. Небрежно выпиленные или выбитые доски в фронтонах домов, прорезы в крышах, закладки в оконных проёмах служили   свидетельством того, что на чердаках, в подвалах и комнатах могли находиться немецкие пулемётчики и снайперы.

    По внешним признакам сапёры распознавали минные поля. Нарушенный снежный покров, тропы, параллельные и перпендикулярные линии фронта, а также другие признаки выдавали работу немецких минёров.

    В задачу сапёров-разведчиков входило и минирование дорог во вражеском тылу. Проникнув через передовую, красноармейцы устанавливали там противотанковые и противопехотные мины, а также оставляли немцам всяческие «сюрпризы».

    Разведка мостов и переправ тоже входила в обязанности сапёров-разведчиков. Они искали удобные места для переправ и обезвреживали подготовленные к взрыву мосты во время наступления наших войск. В городах сапёры-разведчики часто проникали во вражеский тыл обороны противника, используя инженерные сооружения, такие, как канализация. В их обязанности входила и поддержка наших разведгрупп, проводивших поиск «языков» на передовой. Сапёры делали проходы в проволочных заграждениях и минных полях.

    Успешно окончив обучение в учебном подразделении, Алексей был направлен в 185-й батальон инженерных заграждений 13-й отдельной инженерной бригады специального назначения инженерных войск Резерва Верховного Главного Командования. Бригада находилась в непосредственном подчинении командования фронтом и действовала на наиболее ответственных направлениях. Алексей очень гордился своим новым местом службы.

    Инженерные бригады специального назначения инженерных войск Резерва Верховного Главного Командования во время Великой Отечественной войны применялись для минирования и разминирования, установки управляемых минных полей, теле фугасов, электризуемых заграждений, а также снабжения войск электроэнергией.
Первые инженерные бригады специального назначения были сформированы в мае 1942 года.

    13-я инженерная бригада спецназа РВГК была сформирована 1 июля 1942 года в составе:
- управления бригады;
- семи (183, 184, 185, 186, 187, 188, 189) батальонов инженерных заграждений по четыреста сорок человек в каждом;
- одного (10) электротехнического батальона численностью четыреста восемьдесят человек;
- отряда электрификации – сто человек;
- автотракторной роты – двести шестьдесят человек.
Главная задача бригады заключалась в выполнении таких специальных задач: установка и снятие минных полей, размещение управляемых минных полей, создание электрифицированных и прочих заграждений. 
Общая численность бригады составляла около четырёх с половиной тысяч человек. Бригада была придана Южному фронту.

    Всего в Красной Армии было сформировано тринадцать инженерных бригад специального назначения.

    В июне 1943 года все бригады были переведены на новые штаты. Общая численность каждой бригады сократилась и составила около полутора тысяч человек.
За год существования 13-я отдельная инженерная бригада специального назначения прошла боевой путь в составе Южного, а затем Северокавказского фронта от предгорий Северного Кавказа до Таманского полуострова.
 
    В боях на Кавказе бригада зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. О бойцах бригады, в частности о сапёрах 185-го батальона инженерных заграждений, в котором предстояло служить красноармейцу Корнюхину, слыла добрая слава. Примером для однополчан был сапёр старшина Григорий Крупин. Благодаря своему мастерству и отваге он прошёл боевой путь от рядового красноармейца до командира взвода. Всегда со знанием дела выполнял поставленные задачи, умело обучал и воспитывал подчинённых, подавая им пример во всём.

    Алексей прибыл в бригаду в мае 1943 года. К этому времени наши войска уже освободили станицу Крымскую и готовились к наступлению на мощный оборонительный рубеж фашистов «Голубая линия».

    185 батальон инженерных заграждений вёл боевые действия юго-западнее станицы Крымской в направлении на посёлок Саук-Дере.

    Алексей не знал, что в четырёх километрах южнее – в станице Неберджаевской сражается его друг Тимофей Белеров. Так получилось, что как раз в это время Тимофей погиб.

    Но Алексей не узнает о гибели друга. К тому времени батальон Алексея воевал на подступах высоте 164.7, что в пяти километрах юго-западнее станицы Крымской в районе посёлка Саук-Дере. Бои шли ожесточённые с обеих сторон. Для фашистов после потери Крымской отступление было смерти подобно, а для наших войск без взятия господствующих высот в округе дальнейшее продвижение было невозможно из-за огромных потерь личного состава.

    Высота 167.4 у хутора Ленинский Крымского района была мощным узлом сопротивления немецкого оборонительного рубежа. Этот узел фашистами был подготовлен для того, чтобы преградить путь советским войскам к центру Таманского полуострова. Штурмовала высоту 2-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием гвардии генерал-майора Федора Васильевича Захарова.
 
    Бои за вершину высоты начались 7 августа 1943 года и продолжались на протяжении шести дней, однако, успеха не принесли. Сломить сопротивление гитлеровцев нашим войскам не удалось. Слишком большое значение этой высоте придавал противник. При штурме высоты шестеро советских воинов были удостоены звания Герой Советского Союза.

    В бою за высоту 167.4 у хутора Ленинский Крымского района 7 августа 1943 года совершил свои подвиг и лучший друг Тимофея Белерова рядовой Корнюхин Алексей Сергеевич.

    При выполнении боевого задания по обеспечению наступательных операций 14 Отдельного Гвардейского танкового полка прорыва при атаке высоты 164.7 он проявил доблесть и мужество.

    В начале атаки Алексей личным примером воодушевлял бойцов. Под ураганным артиллерийским, миномётным и ружейно-пулемётным огнём противника он шёл в атаку впереди танка, указывая проходы в минных полях. Для того, чтобы механик-водитель танка мог лучше видеть его, красноармеец Корнюхин двигался в полный рост. Вывел танк на передний край обороны противника и возвратился за следующим, повёл его в атаку, но был убит.

    Похоронили его там же на юго-западном склоне высоты 164.7 у хутора Ленинский.
За проявленное мужество и отвагу Алексей Сергеевич Корнюхин был представлен к Ордену Отечественной войны I степени (посмертно). А было ему в ту пору всего-то восемнадцать лет и воевал он на фронте всего два месяца.

    Аналогичный подвиг совершил командир самоходного орудия Виктор Курочкин. Впоследствии он описал этот эпизод в своей повести «На войне как на войне», а режиссёр Виктор Трегубович снял по ней одноимённый кинофильм с главным героем младшим лейтенантом Малешкиным.

    Конечно, в повести и в кинофильме главный герой фигура вымышленная, но события, показанные в фильме, как видно из текста наградного листа на рядового Корнюхина, вполне реальные и происходили на самых разных участках фронта.

    Вот так наш земляк невольно стал прототипом главного героя всеми любимой повести и кинофильма.
 


Рецензии