Возвращение -2. Глава 18. Расставание

       Предыдущая глава 17. http://proza.ru/2024/02/16/1350

   Глава 18. РАССТАВАНИЕ  (окончание).

     — Как ты на пожар вчера попал? — она была рада, что утром Николай был гладко выбрит, внешне спокоен, без опасных следов утренней похмелки.

     — Зашел к ребятам в отряд МЧС насчет футболок для тебя и Анечки, удостоверение показал, а у них вдруг тревога. Не утерпел, увязался. Быстро потушили, хотя по степи огонь пробежался, захватил лесополосу. Саша, я насчет Мишки. Спасибо тебе огромное. Вон, как за эти дни выправился. Но у тебя своя жизнь, у нас — своя. Не хочу тебе лишних хлопот. Поеду домой. Не могу отдыхать и не хочу.

      Саша его перебила:

      — Я забираю Мишу с собой в Саратов до конца августа. Ему сейчас нужна мать. И не спорь, пожалуйста!

      — Ты точно решила лететь с Женькой за океан? Подумай лучше, мой совет!

      — Ничего пока я не решила. Мы завтра рано утром уезжаем в Саратов.

       Женя, проснувшись, стесняясь Аннушки, дождался минуты, прижал к дверному косяку в кухне, прошептал:

      — Все! Кончилось мое терпение! Дом здесь до зимы, возможно, и сделают, но раньше следующей весны в нем все равно никто жить не будет. Там много отделочных работ. И давай жить, наконец, полноценной семейной жизнью, используя каждый час, каждую минуту, чтобы быть вместе! Хватит тебе разрываться между двумя населенными пунктами. Саратов — ведь отличный город без метро, рядом с твоей родиной. Сашка! Не могу без тебя!

      Возразить было нечего.

     Николай пришел попрощаться вместе со своими родителями и старшим сыном. Он взял Мишу на руки и расхаживал с ним по двору, пока укладывали в багажник машины вещи, коляски.

     Николай пожал руку Жене, передал сына Аннушке в машину, обнял Сашу, шепнул:

      — Он для меня теперь все, понимаешь?

       Шумные пожелания доброго пути всколыхнули мирный покой сонной улицы. Разбуженные воробьи недовольно вспорхнули сплоченной стайкой с вершины огромного абрикосового дерева соседнего двора, а две вездесущие сороки на вершине тополя затеяли громкое обсуждение, надолго ли уезжают эти так рано проснувшиеся беспокойные люди.

           *******

     Николай приехал за Мишей в конце августа. Его перевели на работу в Москву. И он по дороге из столицы на машине заехал за малышом.

     Женя улаживал свои дела в Самаре. Аннушка ждала, пока ее отвезут в Волгоград, к бабушке, к началу учебного года.

     Малыши заснули после обеда, и Николай с Сашей вышли прогуляться до Волги, на берегу которой и вырос очередной элитный поселок.

      Этот простор великой реки у стен старинного города никого не мог оставить равнодушным. Развернувшийся перед глазами пейзаж застраивающегося Заволжья с его новыми мостами, дорожными развязками, с высотными кранами на полнеба удивлял, завораживал, радовал, что пришла, наконец, пора перемен к лучшему, позитивному.

     И настал момент, когда Саша осталась наедине с Николаем в зареве устремившегося к горизонту, утомившегося за день солнца:

    — Никто не знает, Сашенька, когда мы с тобой снова увидимс. Но то, что ты сделала для меня, я никогда не забуду.

     — Саша, хочу, чтобы ты знала. Судьба свела нас с тобою снова. Я не могу скомандовать тебе, чтобы ты полюбила меня. Это не в моей власти. Но мы связаны с тобой незримо так крепко, навсегда, что тебе просто нужно время, чтобы это понять.

    — Ты всегда летела над землей, как гордая птица, управляемая чувствами, любовью, с мыслью «Вперед и выше», с интересом, жаждой жизни, впечатлений, долга. И я сначала стремился за тобой, чтобы быть рядом, помочь, поддержать, но ты оторвалась, улетела. А я обиделся, свернул в сторону.

    — Но сердцу не прикажешь. Оно — единственный настоящий друг. И я знаю, — настанет миг, когда ты, наконец, опустишься на грешную землю и полюбишь меня, поняв, что преданность сердца — это и есть настоящая любовь».

    Саша знала это, чувствовала инстинктивно, но сейчас, при расставании, когда Коля уже через два с половиной часа будет дома, в их селе, эти его слова, снова всколыхнули то глубоко запрятанное в сознании, незабываемое никогда, чувство своей малой родины. То чувство, которое торопит стаи перелетных птиц через моря за тысячи километров по зову крови, помогает перенести все тяготы, лишения, чтобы только коснуться крылом воды своего родного пруда или речной заводи, заросших молодым свежим камышом, и победно, радостно прокричать родичам:

    — Мы, наконец, дома!

     И это запоздалое на десятилетия признание не оскорбило, а только напомнило, что этот взрослый Николай — та неотделимая часть прошедшей неповторимой жизни, без которой нет прекрасного настоящего и туманного, загадочного, ожидаемого с надеждой и некоторой тревогой за детей и внуков будущего.

       Примечание (использованная литература)

1. Гнадентау. «О немецких колониях и колонистах: (Из книги «Россия» (под редакцией В. П. Семенова, СП6, 1901, т. 6)

2. О. А. Лиценбергер. История немецких поселений. Часть 1. — Лютеране. Саратов, 2011. Под редакцией доктора исторических наук, профессора И. Р. Плеве (Саратовский государственный технический университет)

3. ВИКИПЕДИЯ.

4. Александр Шпак «Из истории земледелия в Заволжье» (Историко-краеведческий очерк).

5. История немцев России. (Герман А. А., Илларионова Е. С. — М., МНСК — пресс, 2005.

6. Государственный архив Восточно-Казахстанской области и его филиалы. Зыряновский филиал ГАВКО. 


Рецензии
Вечера доброго Вам, уважаемая Татьяна!

Вот и подошла к концу Ваша замечательная повесть, а вместе с ней и увлекательнейшее путешествие читателей вместе с главной героиней по страничкам её непростой судьбы. Многое нам вместе довелось пережить... И детские шалости и первые увлечения, и необыкновенные приключения и первые потери, и первые чувства и разочарования. Вместе с Александрой, которой я безмерно симпатизирую, ибо увидел в этой сильной характером, но необычайно отзывчивой душой, женщине немало очень близких для меня черт, прошли через немалые испытания.
Да, пожалуй, это стало замечательной концовкой - встреча с Николаем, сохранившим с самой юности сильное чувство в своем сердце. И это его посвящение Александре, запоздалое искреннее признание, говорит об очень многом.
Ведь такие признания и в самом деле зачастую представляются чем-то вроде протянувшейся незримой, но нерушимой нитью, связывающей каждого человека с его малой родиной, с его юностью и отчим домом. И счастье для человека, когда находится тот, кто способен эту нить протянуть.
И пусть на жизненном пути Александре выпало немало испытаний, все же, как мне кажется, женщина по-настоящему счастлива, обретя искреннюю любовь и понимание всех членов семьи. А что может быть важнее в нашей жизни...
И думается мне, все теперь в жизни Александры будет хорошо, чего со всей искренностью хотелось бы и пожелать.

А еще Ваше произведение запомнилось интересными и познавательными экскурсами в историю родного края, живописными зарисовками природных красот, необычайно гармонично вписавшимися в сюжет.
Честно скажу, получил неизгладимое впечатление от этой повести. Нечасто встречаешь произведение, столь глубоко погружающего читателя во внутренний мир героев.

С самыми добрыми и искренними пожеланиями, Сергей Макаров

Сергей Макаров Юс   18.04.2024 21:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.