Параноик

    "Новости культуры из США. 6 ноября 1972 года одна из американских так называемых рок-групп, название которой переводится как Чёрный Шабаш, была награждена премией "Золотой диск". Пластинка, удостоенная столь высокой награды, называется "Том Четвёртый", что свидетельствует о чрезвычайной плодовитости ансамбля. При этом для музыки этого коллектива характерно так называемое тяжёлое звучание. Ансамбль Чёрный Шабаш проповедует насилие и религиозное мракобесие. А его солист Оззи Осборн являет собой классический пример нарушения психического здоровья и распада личности у человека, долгое время вращавшегося в сфере американского шоу-бизнеса. В число наиболее нашумевших выходок так называемого певца следует отнести поедание на сцене дохлой летучей мыши, а также высказывания в стиле "я люблю пить и быть постоянно пьяным" или "я не такой сумасшедший, как все думают; я намного хуже".
    Выше эпиграфом описан дословно старый советский телевизионный выпуск новостей, который по характеру преимущественно возмутительный, так как не описывает достаточно достоверно ситуацию, в которой Осборн - молодой музыкальный деятель любительского плана, родившийся в 1948 году (ровесник костяка, основателей группы), являвшийся частью общественно-политической ситуации того времени. Также разумнее было бы не торопиться с описанием ансамбля, который собрался из английских музыкантов в Бирмингеме, по некоторым данным этаких "астончан". И первые альбомы были записаны в Англии соответственно. Но предмет телевыпуска новостей, да, был записан уже в США, после активных гастролей по городам и странам под руководством продюсеров, сказавшись на здоровье части группы и определив вынужденность побывать в больнице. Но не в клинике типа ПНД. И не вокалиста.
    Во всём ли из сказанного не прав телеведущий и причастные к этому мнению люди?
    Наряду со свидетельствами о безалаберном поведении музыкантов и утверждениями, что те принимали наркотики, в раннем творчестве (альбоме, послужившем названием для этого очерка) данная тема освещается музыкантами как проблемная и нехорошая, удручающая. Что касается "религиозного мракобесия", дебютный альбома посвящён популярной в кинематографе околорелигиозной мистике, мрачной и тревожной, не содержащей признаки сатанизма, но обращающейся к фигурам религиозного происхождения.
    В Великобритании выход альбомов группы Black Sabbath сопровождался нелестной критикой, но поступательно повышал популярность ансамбля, ставших коммерчески весьма успешными. А значит, информация о релизах и исполнителе прежде всего соответствует маркетинговой стратегии музыкантов и деятелей, также причастных к творчеству Black sabbath. Эпатаж, как известно, является дешёвой формой рекламы, за которую в качестве издержек производства платят СМИ и покупатели, например, газет. Но не инициаторы выходок, если инциденты не сопровождались нарушениями правопорядка.
    Творчество Black sabbath никогда не было проповедующим насилие. И тема очерка касается кроме пластинки "Параноик" остального творчества лишь для того, чтобы упомянуть о мнениях о музыке британского коллектива, не раз выступавшего в России на крупных сценах. В последний раз - в 2016 году в СК "Олимпийский". У разных песен фигурирует разная смысловая нагрузка, даже если альбом имеет общую концепцию.
    В 1970 году было издано два альбома, одноимённый мистический и "Параноик (Paranoid)" с социальным контекстом. Первый послужил прообразом для жанра doom metal, второй считается прототипом стиля stoner metal, хотя во время издания музыка просто называлась хард-роком. Иронично, что название второго альбома носит случайный характер, появившись в результате отказа от потенциально скандального названия. А ведь одна из главных песен альбома, которая носит такое название, осталась в альбоме. При этом крайне немаловажен год издания.
    "Гизер (басист, автор песен) писал тяжёлые тексты о смерти и разрушении. Неудивительно, что на наших концертах никогда не было девушек. Гизера просто не интересовали обычные тексты поп-песен по типу "я люблю тебя".  Гизеру нравилось вкладывать в наши песни много актуальных вещей, например, отсылок к Вьетнаму". Эти слова - извлечение из биографической книги Осборна, того самого, "с нарушением психики и распадом личности".
    Курьёзно, что альбом должен был называться "Свиньи войны", но опасения касательно реакции американцев привели к изменению названия альбома. Что до самой первой версии названия заглавной песни, пришлось отказаться от "Вальпургиевой ночи", чтобы не прослыть похожими на сатанистов, хотя вроде бы сатанистами должны были называться согласно проекту песни военные агрессоры. Может, не обошлось без памятных событий, именуемых Второй мировой войной. Но это просто предположение.
    Существует версия, что последняя песня альбома, которая называется "Феи носят ботинки (Fairies wear boots)", касается столкновения музыкантов со скинхедами, отчего музыканты в итоге решили съязвить с помощью песни. Однако если связать её с "Дланью судьбы", которая предшествует "феям в ботинках", в соответствии с прямым смыслом, заключённым в словах о галлюцинациях. С другой стороны, у страха глаза велики. А песенный персонаж сперва испугался. Известно, что где-то и когда-то по вечерам по улицам разгуливали бритоголовые гопники в жёстких ботинках.
    А "Длань судьбы", она отлично дополняет "Свиней войны". Ключевые слова песни - Вьетнам, черёд, напалм, игла, смерть. Песня начинается вкрадчиво, как будто спрашивается, что, чёрт возьми, происходит, и потом как будто взрывается эмоциями, смешанными беспокойством и грустным сочувствием с нотками раздражения
Продолжение следует. А ведь музыканты несколько раз бывали с концертами в частях американской армии, действовавшей во Вьетнаме, и удивились распространенности тяжёлой наркомании с сопутствующими. Что позволяет не ошибиться в идее альбома.
    "Железный человек" с необычным вокальным эффектом для того времени рассказывает о путешественнике во времени, который узнал о грядущем конце света и, вернувшись в облике существа из стали, попытался предупредить людей, но был осмеян, разозлился и стал в ярости творить разрушения. Тут вроде бы нет никаких намёков, кроме очевидного гуманистического совета. Но как-то это похоже на метод нахождения виноватых американскими властями, вооружёнными интересами подопечных производителей оружия.
    А между "Дланью судьбы" и "Железным человеком" - "Электрические похороны" о ядерной войне. Как известно, во время долгой Вьетнамской войны имел место Карибский кризис, который, однако, не прекратил войну. А жаль. Песня де считается самой мрачной в альбоме с безальтернативной тягучей ритмикой. Но это неправда. Во второй части композиции ритм принимает скачущую джазовую форму, превратившись в свистопляску. Согласно тексту песни, прямые упоминания о ядерной войне отсутствуют, в связи с чем повествование вполне годится для описания падения огромного метеорита с серией катаклизмов. Этакая двоякая повесть о том, что как ни крути, а мощная взрывная волна ядерного взрыва произведёт невообразимые разрушения, а электромагнитное гамма-излучение дополнит феерический кошмар.
    "Случайная" песня "Параноик" - это история о человеке, который всё время грустит и не может найти своего счастья. Ему нужна помощь в поиске позитивного смысла жизни, но помощь не приходит. И проблема заключается в том, что он не верит в возможность любви. Грустный человек, желая всем счастья, так и не находит своего. По этому поводу Батлер, басист и поэт ансамбля, говорил, что не видел разницы между депрессией и паранойей. Вот и получился Параноик, которого и быть-то не должно было. Хм.
    Почему советский телеведущий так плохо отозвался о группе? Всё-таки, если основываться в суждении о новой рок-группе на альбомах 1970 года, те не только "выстрелили", но и сделали это на злобу дня по обе стороны Атлантики. Правда ли, что Осборн ещё тогда был определён для советских граждан по понятным причинам заочно как истеричный выскочка, сложно теперь утверждать, не имея доказательств. И можно ли заранее утверждать, что последующие за "Параноиком" релизы так же хороши?
    Вряд ли можно уверенно поспорить с тем, что Master of reality не продолжает в общем плане линейку, заданную предшественником, и при этом отнюдь не гладко или не совсем логично. Теперь при оценке нововведений можно пренебречь использованием пониженного строя гитары, так как он к текущему времени приобрёл распространение достаточно давно. А вот что нетленно, так это пренебрежительное отношение к качеству вокала, которое очевидно в некоторых композициях. А сюжет песни "Сладкий лист" о дурмане понятного происхождения теперь уже описывает позицию любителя покурить "дурь". Далее же следует набор вопиюще грустных песен так же социальной направленности и почти об обречённости. Музыканты отчасти попросту прокатились на успехе "Параноика".
    Volume 4 как будто вообще покрывает обязательства музыкантов по контракту, предписывающие надобность выпуска альбомов с определённой частотой. Или, быть может, продюсер посоветовал продержаться "на слуху" и не остаться "в прошлом году". Начинаясь совсем удручающе согласно тематике первых трёх песен, альбом меняет тематику на наркотическую. Причём отсылка к кокаину в песне "Снежная слепота" невнятна  даже при наличии определяющих  это слов совершенно конкретно. Можно предположить, что описывается случай околевшего наркомана. Что тут происходит?! Музыканты решили слиться... понятно куда?
    Лос-анджелесская студия звукозаписи была рада выпустить четвёртый альбом группы с таким содержанием, носящим явно антисоциальный характер. Добрые поп-индустриальные интонации голоса Осборна сбивают с толка. Надо же. Группа решила покорить высоты кича?
    Нарушение здоровья и распад личности, которыми телеведущий одарил Осборна, годятся скорее для песенных персонажей четвёртого "лонгплея". Или Осборн пел о себе?
    Данное недоразумение остаётся в прошлом после выхода альбома Sabbath bloody sabbath в 1973 году с парой противоречивых намёков, но сыгранного и записанного на новом уровне, более качественно. Релиз 1973 года без всякого удивления мог ошеломить слушателей своими неожиданными новшествами, повышением сюжетной прогрессивности риффов.  Конструкции песен более витиеваты, аллегоричны. Качеству записи вокала уделено больше внимания, "чем в прошлом году". Black sabbath вернулся к слушателям во всеоружии.
    Доказательством большого значения коммерческой стороны деятельности рок-группы стало увольнение барабанщика в не самые лучшие годы жизни того. Но в том, что барабанщик спился, виноват он сам. А старый добрый вокалист захотел быть ещё более популярным. А значит, музыка Чёрного шабаша во второй половине 70-х уж точно должна войти в "радио-дружественный" мейнстрим того времени. И группа обновилась к началу второго десятка лет своего существования определённо "в деле" в окружении мифов.
    "Параноик" всё ещё на своём месте как один из наиболее влиятельных релизов за всю историю рок-музыки. Как и позор США за вьетнамскую кампанию, наверно. Ну да ладно.
    Хм, "Параноик", который в сущности жертва депрессии. Или даже нет, жертва сильной меланхолии. Ну почему не "Меланхолик"? Логично же.


Рецензии