Незнакомые друзья

Пути Господни неисповедимы…

Закончилась сессия. Купила небольшие подарки родным, оставила минимум денег на дорогу и еще немного мелочи запрятала, на всякий случай. Еще раз проверила билет в Ереван и документы. Мне предстояло оттуда на автобусе поехать к родителям в Степанакерт. Осталось собрать чемодан.
 
Зашел мой земляк, Владик. Познакомились мы с ним случайно в общежитии, когда я готовилась к вступительным экзаменам. За глаза его называли Лобачевским, поскольку он занимался репетиторством, неплохо разбирался в физике, химии, но особенно силен был в математике. Он мне дал пару советов, касательно дополнительных вопросов на экзаменах, особенно ценный совет был по химии: «Ты можешь знать или не знать ответы на основные вопросы, но если ты не будешь разбираться в окислительно-восстановительных реакциях, можешь не ходить на экзамен». Помог мне разобраться в тонкостях этого вопроса.

Злые языки говорили, что он мог сдавать вступительные экзамены вместо абитуриентов. Я не верила этому, поскольку Владик учился на пятом курсе, был заметной фигурой и в институте, и в общежитии. К тому же он слыл стилягой, у него был неповторимый стиль – сам приталивал обычные сорочки и сужал брюки. Был достаточно симпатичным, но слишком ухоженным для парня.
 
Я думала, что он пришел попрощаться или проводить. Поговорив о том, о сём, он спросил, есть ли у меня деньги. Я сказала, что есть немного, оставила на автобус. Он попросил взаймы, пообещав вернуть на следующий день. Я не хотела рисковать и отказала.

Он не отставал от меня:
- Ты мне не веришь, что ли? Я завтра же тебе верну и провожу тебя во Внуково.
- А вдруг не успеешь. Мало ли что может случиться у меня в пути. Могут меня не встретить. Самолет может сесть в другом месте. Как я буду без денег?
- Даю честное слово. Мне прислали деньги, я не успел получить. Завтра получу и верну. Даже могу дать тебе в долг, если хочешь.
- Нет, не нужно. Мне хватит своих.

Пришлось отдать ему последние деньги в надежде на то, что он не подведет. «Не может же он меня оставить без копейки денег перед дорогой», - думала я.
 
Утром я тщетно ждала Владика. Он так и не пришел. Я чуть было не опоздала на автобус. Хорошо, что автобусы во Внуково отъезжали от м. Октябрьская, прямо от корпуса института на Ленинском проспекте. Общежитие было рядом, я быстро доехала до остановки. Наскребла мелочь и купила билет в аэропорт Внуково.

С рейсом всё было нормально, вылетели вовремя. Я молила бога, чтобы меня встретили в Ереване. Но на случай, если не встретят, я знала, как добраться до дяди. Рейсовый автобус из аэропорта останавливался на ул. Московяна, а там рукой было подать до его дома.
 
Но… самолет сел не в Ереване, а в Минеральных водах. Несколько часов предстояло ждать в аэропорту, пока самолет снова не полетит. «Если  мы полетим вечером, будем в Ереване ночью, вряд ли меня встретят в аэропорту», - с беспокойством думала я.
 
Пассажиры разошлись кто куда, я осталась одна, если не считать несколько человек, слоняющихся по залу. Буфеты работали, но у меня не было денег, чтобы купить что-нибудь. Вернее, какая-то мелочь ещё оставалась, но я не могла их тратить.

Я сидела в зале и думала, как быть, когда ко мне подошел мужчина в длинном поношенном пальто (было лето), в помятой шляпе и спросил, почему я не иду в буфет, а сижу здесь одна. Я сказала, что не хочу есть. Он отошел, но через некоторое время подошел с плиткой шоколада и протянул мне. Я не хотела брать. Он настоял, сказал, что люди должны помогать друг другу в трудных ситуациях. Мужчина мне кого-то напоминал, то ли персонажа из фильма, то ли давнего и забытого знакомого. Я еще подумала, что он похож на человека, случайно оказавшегося здесь, в наше время, настолько он не ввязался с окружающей обстановкой.

Когда он отошел, подошел прилично одетый молодой человек плотного телосложения, среднего роста, шатен, возможно, моего возраста, возможно, чуть постарше.
- Что нужно этому типу от тебя? - спросил он. – Случайно не приставал?
- Нет, - удивленно сказала я. – Просто угостил шоколадкой.
- Будь осторожна, а то мало ли что… Если будут приставать, скажи, – как можно строже предупредил он.
«Это кто такой? – подумала я. - Может дружинник?».
Он тоже отошел, но через какое-то время вернулся и протянул мне книгу:
- Читала?
Книга была увесистой, в твердом переплете серого цвета. «Учитель» - прочла я на обложке.
- Нет, - сказала я.
- Чтоб не скучно было, - отдал мне книгу и снова ушел.

Мне надо было что-то делать. В незнакомом месте, без денег, в полупустом аэровокзале, в непонятной ситуации… Никаких сообщений по поводу рейса не было. Все пассажиры разбрелись, кто куда. Те, кто подходили ко мне - незнакомые и малопонятные мне люди, не знаешь, что от кого ожидать…

Я пошла в справочную, чтобы выяснить, слишком ли далеко Минводы от Еревана. Я не представляла, где он находится. Раньше я даже не знала, что это город. Думала, что это какая-то местность с минеральной водой. А на Кавказе и в Закавказье минеральная вода хлещет на каждом шагу. В справочной посмотрели на меня удивленно, мне пришлось пояснять, что если это близко, за мной могли бы приехать на машине, хотя с моей стороны это было весьма дикое заявление. Похоже, что они сами не знали, где какой город находится. Сказали, что надо ждать дополнительной информации о вылете.

Вскоре сообщили, что вылет переносится на вечер. Надо было позвонить родным и предупредить. Денег не было.

Вдруг меня осенила идея. Я подошла к стойке телеграфа и попросила принять у меня телеграмму:
- Простите, у меня нет денег. Я хочу отправить телеграмму родителям в Степанакерт, чтобы они телеграфом прислали мне деньги сюда. Как только получу, я вам заплачу. Телеграмму надо послать срочно, чтобы они как можно быстрее выслали деньги. А то я осталась без копейки. Я же не могла знать, что будет вынужденная посадка в Минводах.

Телеграфистка, молодая симпатичная девушка, сказала, что она не может без оплаты отправить телеграмму. Я протянула ей плитку шоколада, что дал мне незнакомец.
- У меня только это и немного мелочи. Меня, возможно, не будут встречать в Ереване. Я рассчитывала, что приеду днем, теперь не знаю, что я буду делать без денег в аэропорту Еревана ночью.

Сейчас, когда я вспоминаю этот день, кажется, что все происходило во сне, или в кино. Многое из того, что произошло, кажется нереальным. Не помню, думала ли я тогда о чувствах моих родителей, когда они получат от дочери телеграмму с просьбой прислать деньги в Минводы, тогда как они уверены, что я должна быть в Ереване.
Телеграфистка поверила мне. Мы вместе составили срочную, предельно короткую телеграмму так, чтобы деньги прислали в аэропорт Минвод. Денег должно было хватить на двойную оплату срочной телеграммы, на буфет и на билет из аэропорта в Ереван, а потом и в Степанакерт. Точно не помню, но должно быть я попросила рублей 10-20, хотя в моей голове крутится цифра 30 (в качестве уточнения: в советское время стипендия была 35 руб, а билет Москва-Ереван стоил 30 руб).

Я не отходила от стойки телеграфа, переживала, не была уверена, смогут ли родители быстро достать деньги, если вдруг у них не будет. К моему удивлению, примерно через час-полтора я получила денежный перевод. Родители прислали его срочным телеграфом. Они, естественно, были напуганы. Получив деньги, я позвонила им и объяснила ситуацию. От них узнала, что семья дяди отдыхает в санатории, а у них дома сейчас живут племянницы, мои двоюродные сестры. Старшая из сестер, учится в институте, а младшая готовится к поступлению. Выяснила, что моего брата в Ереване нет, так что некому будет встречать меня.

Я рассчиталась с телеграфисткой, взяла чай и бутерброды в буфете. Мои незнакомые друзья постоянно находились в поле моего зрения. Можно сказать и так, что я находилась в поле их зрения. К вечеру зал практически опустел. Некоторые пассажиры легли на скамейки, подложив под голову вещи. Я решила выйти наружу и оглядеться. Был момент, когда я подумывала поехать в город, прогуляться. Кое-кто так и сделал. Но потом я передумала. Это было рискованно.

Выйдя из здания аэропорта, я увидела незабываемое зрелище - бескрайную степь и клубки ковыля, гоняемые ветром. Но главное – ослепительный желто-оранжевый закат по всему горизонту. Таких закатов нет ни в Москве, ни в Степанакерте. В Москве мешают высокие здания, а в Степанакерте – горы. Такие закаты я уже позже увидела на море.

В Ереван прилетели ночью. Я с чемоданом влезла в автобус. Рядом сел молодой мужчина. Спросил, почему в такое время я одна, почему меня никто не встречает. Я объяснила ситуацию. Сказала, что автобус останавливается недалеко от дома моего дяди, так что ничего страшного в том, что меня не встретили, нет.
 
Он возразил:
- Молодой девушке нельзя ходить ночью одной. Всякие люди ходят. Не все хорошие. Мало ли что может быть у них на уме.
 
Когда мы вышли из автобуса, он взял мой чемодан и сказал, что проводит меня. Я не знала, как к этому отнестись, поскольку он тоже был для меня незнакомым человеком, я не знала, что у него на уме. На первый взгляд он производил приятное впечатление, и я решила довериться ему Я думала: «Мой брат, мои друзья, наверное, поступили бы так же. Если бы увидели девушку в незнакомом городе, обязательно постарались бы помочь». Я знала такие случаи.
 
Идти было минут 5-10. По дороге мы болтали о разном. Не помню, на каком языке мы говорили, армянском или русском. Он произвел на меня впечатление образованного культурного человека. Когда мы дошли до подъезда дяди, я остановилась и поблагодарила его. Он поставил чемодан на землю и, прощаясь, протянул мне руку. Я машинально протянула свою. Пожав её, он неожиданно наклонился и поцеловал её. Я оторопела, оттолкнула его и на всякий случай встала в оборонительную позу. Видимо поняв, что это было лишним, он извинился. Чтобы сгладить неловкость, я сказала «Спасибо, что проводил и помог с чемоданом», - и быстро поднялась на свой этаж. Сёстры мои не спали, ждали - моя мама успела предупредить их. Мы проболтали пол ночи, новостей было достаточно. Дальше всё вошло в штатный режим, и ничего необычного не помню. На следующий день, а может, через день я поехала на автобусе в Степанакерт, где меня с нетерпением ждали родители.

-----------
Вот так завершилась одна из моих многочисленных поездок на каникулы домой из Москвы. Запомнила её потому, что с самого начала и до конца я попадала в необычные и необъяснимые ситуации.  Мой земляк подвёл меня (хочется думать, что не преднамеренно); самолет сделал вынужденную посадку в другом городе (я боялась этого). А дальше… мне не в чем упрекнуть провидение… На моем пути появлялись незнакомцы, которые, как ангелы-хранители, помогали, поддерживали и сопровождали меня. И еще - впервые перед моими глазами предстал  незабываемый ошеломляющий закат, волшебный по моим ощущениям. Может, так было задумано? Попасть сюда, чтобы увидеть это...

Меня не покидало чувство незримого дружеского присутствия кого-то рядом со мной.
 
Можно и по-другому истолковать эти события, буднично. А надо ли? Но… Вероятно, будучи в расстроенных чувствах (хотя я этого не показывала), я привлекала внимание неравнодушных людей, готовых принять участие и помочь. Добрые люди старались опекать меня, наивную и доверчивую девчонку, чтобы я не попала в беду. Каждый делал это по-своему.

Я с благодарностью вспоминаю этот день и незнакомых друзей, которые много-много лет назад повстречались на моем пути и оставили добрую память о себе.

29 июля 2011,  д.«Озера».


Рецензии