Глиссандо судьбы. Продолжение

Продолжение (начало http://proza.ru/2023/07/29/929
 http://proza.ru/2024/02/16/1051)

 Спустя время, в самый короткий день года, когда я уже готова была снова огорчиться  мороку  неприглядной темноты в утренние часы, вдруг вспомнила об Александе. На душе стало заметно теплее, я написала Саше смс. Она ответила и, совершенно неожиданно, пригласила меня к себе в гости.

 У меня подходил очередной отпуск. И я, не раздумывая,  решила лететь в Сибирь.

- За бортом минус тридцать, -  вежливо сообщила бортпроводница, отвлекая меня от моих мыслей.

Таких морозов у нас не бывает, да и снег стал редким гостем в наших широтах - встреча с настоящей зимой и с семьёй волшебников, которые уже подарили, на моей памяти, счастье беспомощному человеку сподвигли меня к этому путешествию. Хотелось ближе познакомиться с ребятами.
 
На аэровокзале было оживлённо. Вокруг царила праздничная атмосфера: огромные шары из фольги в форме снежинок, блестящая  мишура. Играла музыка. Наш рейс встречали сказочный Дед Мороз и Снегурка. Оказалось, что только завершилось мероприятие по открытию нового терминала. Мы - первые пассажиры, которых приняло новое здание. 

 Муж Саши ждал меня у машины. Мы приехали к частному дому. Улицы утопали в снегу.  Морозный воздух бодрил. А в доме радушная хозяйка заботливо накрывала стол.

 На тот момент в семье Сергея и Саши было уже двое деток. Красивые и любознательные малыши увлеченно собирали конструктор.

 Те несколько дней, которые я провела в этом гостеприимном доме подарили настоящую радость общения.

Вечером, когда детки уже были уложены, мы пили чай с хозяйкой. Я призналась Саше в том, что начала писать рассказы о жителях нашего хосписа. И попросила разрешения написать и о истории Раисы Алексеевны.
Саша отвела взгляд, словно стараясь заглянуть в прошлое,  улыбнулась, и решилась рассказать мне свою историю.

- Я  думаю, что можно начать с семьи моего папы. Раиса Алексеевна мама моего  папы, как вы помните. Уроженка сибирской деревни, перед войной появилась на свет. Папа ее без вести пропал на огненных дорогах Великой Отечественной. Матери деток одной поднимать выпало. Дети помогали по хозяйству в меру своих сил - все тогда так жили, в трудах.
И младшенькая Рая и в лес за ягодами ходила, и в школе на отлично училась, и смекалку проявляла - аккуратно распарывала по швам старые вещи, замечая премудрости кроя, так сама постигла науку пошива новых.

Выросла и на ферму дояркой устроилась. Там свою любовь и повстречала.
Замуж вышла за завидного жениха: красивый парень, да ещё и ветеринарный техникум закончил. А Раису Алексеевну вскоре от колхоза послали на бухгалтерские курсы. Она всю жизнь по этой специальности и работала.
Двое деток у них в семье родилось: Иван да Надежда.

Трудились, растили деток. Жили в деревне. Вели домашнее хозяйство.

 Папа мой тоже с самого детства башковитым рос: смог, например,  даже рабочий ткацкий станок для сестры смастерить в ранней юности. В свой срок его призвали в армию.
 
Отслужив, он
возвращался с другом, который жил на тот момент в одной из социалистических братских республик СССР.
По пути заехали погостить на родину к другу. Там он встретил мою маму. Приглянулись молодые друг другу. Родилась моя семья, а через девять месяцев и я.
Жить мои родители приехали в отчий край моего отца.

Отец учился и работал. Мама нянчилась со мной, но, по словам бабушки опыта и сил ей не хватало. Тогда она прибегала за помощью к бабушке.
Бабуля меня любила, нянчила с радостью - это я хорошо помню.

Дедушка и папа были не многословны. Трудяги.

А мамочка моя всегда отличалась стремлением следовать моде и лёгким флером авантюризма. Например, перед тем, как мне появиться на свет, она решила непременно купить себе сапоги на каблуке. Дождавшись папиной зарплаты, смогла уговорить его поехать с ней в магазин. Желанные модельные сапожки она обула сразу возле кассы и молодые поспешили домой. Опаздывая на автобус, пришлось им пробежать какое-то расстояние. Видимо, такое активное поведение спровоцировало роды. Вечером родилась я.
На тот момент папе исполнилось 23, а маме 19.

 Опыта в хозяйственных делах у мамы было маловато, да это и оправданно юным возрастом. А вот в находчивости ей не откажешь. Нужно было постирать белье. Стиральных машин, водопровода в деревне не было, а единственный таз был занят моими пеленками. Она умудрилась замочить простынь в стеклянной банке для консервирования овощей. Я этого конечно, не помню. Бабуля рассказывала.

Все шло своим чередом.  Родители работали, Я росла. Мама меня наряжала. Помню, я в новом платьице спешу к отцу на работу. Любила стихи читать, забираясь на стул в папином кабинете. Мне хлопали его сослуживцы, угощали конфетами и я был счастлива.
 
Пошла в школу.
А вот после первого класса мама получила письмо от своих родителей. Бабушка писала, что ей поставили онкологический диагноз, просила приехать к ним. Сама она по болезни перестала справляться с хозяйством, просила помочь.

Мама вместе со мной отправилась в путь. Так мы оказались в Казахстане.

Родительская семья моей мамы многодетная. У мамы три брата и сестра. Старший брат был на тот момент уже женат, сестра замужем, а вот родители и младшие братья теперь нуждались в помощи и заботе, который могла дать моя мама.
Вести такое хозяйство было не просто, но мама очень старалась.
 Через несколько лет бабушка умерла, братья выросли. Мы переехали с мамой в город.

Трудно теперь представить, как в одночасье рухнула такая огромная и мощная держава. Мы с мамой оказались за границей РФ.

Мама приняла решение, по понятным только ей причинам, остаться на родине. Начался новый этап в нашей жизни.

 Время лихих девяностых - печально все было. На новом месте мама хоть и нашла работу, но зарплату выдавали то макаронами, то задерживали на неопределенный срок.
А через несколько лет предприятие и вовсе закрыли. Выживали кто как мог. Тогда мама взяла под залог своего паспорта товар на реализацию. Но опыта торговли у нее не было. И заветной прибыли она не получила. А дальше, больше. Предприимчивые дельцы обманули наивную женщину. Тот человек, который дал товар в долг стал требовать деньги. Маме тогда ещё казалось, что она сможет справиться, она отдала и мои документы под залог новой партии товара. К сожалению, печальный опыт повторился и мы вынуждены были теперь скрываться от кредитора.

Это было страшное время. Я до сих пор не могу поверить, что это было в моей жизни. Мы постоянно перебирались с места на место, прятались, если кто-то стучал в дверь. Помню, что мы остановились у каких то мало знакомых нам людей в частном доме. Кредитор со своими помощниками искал нас там, но мы успели выскочить в окно. Был вечер. Темно. В огороде мы спрятались под каким-то раскидистым кустом. Мама закрыла мне рот, велела молчать. В памяти и сейчас яркая картинка: огромные мужские сапоги рядом с нашими лицами, пыль столбом, громкие злые окрики, жуть. Даже ощущения свои живо помню: страх, нещадно больно впилась в тело ветка кустарника и трудно дышать из-за маминой ладони на моем лице. Только теперь понимаю, что с нами могли тогда сделать, если бы нашли.

Мама от тяжести всех этих обстоятельств начала выпивать, споткнулась по молодости, с прямой дороги сошла. А обратно вернуться сил нет, слаба.

 В школу в новом учебном году я уже не пошла.
Находится рядом с мамой стало уже совсем жутко: нестерпимо хотелось кушать, устала от постоянных вынужденных переездов и маминого "способа" борьбы с отчаянием. Однажды, я осталась в одной многодетной семье, в которой мы с мамой ночевали одну ночь.
Теперь, хотя бы мои скитания закончились. Здесь меня не обижали, Старшие дети были моего возраста. Я сдружилась с девочками. Но законы выживания сурово диктовали свои условия.
Днём мы на рынке вынуждены были с девочками работать, помогая продавцам (подметали, убирали мусор, носили ящики и тд.). Нам платили. Часть заработанных денег я отдавала взрослым в этой семье, а оставшиеся прятала. Со временем накопился мой первый капитал. Я тогда купила на пекарне несколько буханок свежего горячего хлеба и перепродала чуть дороже на окраине города. Так я выживала. Со временем даже зимнюю куртку выгодала себе купить. Это уже была моя серьезная победа!
 
Были, конечно, и страшные, и печальные моменты. Помню, зима. Студено. В туалет хочу, сил нет, а свой товар оставить не могу, так и описалась.
Продала весь хлеб и уж потом только пошла себя в порядок приводить.
А конкуренты... Ой, что пережила...

И вот напало на меня как-то отчаяние. Видимо устала совсем. Ещё и с девчонками поссорились. Вышла на улицу. Погода ветренная, мелкий дождь уже три дня моросит. Глухая осенняя хмарь. На душе - хуже некуда. Шла, дороги не разбирая. Казалось, что весь мир против меня. Забрела в заброшенный детский сад. Так мне себя жалко стало. В голос ревела. Меня с головой накрыло черной волной безысходности. Гадкие мысли активизировались, предательски терзали сознание. Мне показалось тогда вдруг: некстати я появилась на свет, и никому-то в этом мире не нужна...  Плакала о том, что никто во всем белом свете,не любит и не ждет меня...
Решила повеситься - вот мой последний день. Сижу, обдумываю план, а на краю сознания мысль крутиться, как зов из будущего: если сейчас уйдешь, кого после себя оставишь?? Так робкая мысль о моих детках и остановила в шаге от неминуемой беды тогда... То, что я ощутила, передать словами невозможно. Нет на земле ничего такого, что можно было бы сравнить с переживаниями, которые тогда наполнили мою душу,но, в конечном итоге, спасли.

Вернулась я из этого детского сада, спать легла. Точно говорят: утро вечера мудренее. Предчувствие перемен, укоренилось во мне тогда. И утром я была уже готова серьезно менять свою жизнь (мысль молнией пришла в голову): написала письмо на адрес бабушки с просьбой к папе забрать меня. Адрес помнила наизусть!
Отправила.
И обрела надежду! Острое чувство надвигающейся катастрофы, когда живешь, сознавая, без уверенности в том, что ты кому-то нужен, что тебя любят, несколько отодвинулось. Когда человек, попавший в трудные обстоятельства теряет надежду, чахнет, замыкается в себе, эмоционально погибает...

 Я держалась за мысль о настоящим дне, дел повседневных не оставляла. На сэкономленные деньги маме купила самое необходимое из одежды. Нашла ее. Отдала. Она рада была меня видеть - это тоже согрело меня. А о плохом я старалась не думать (и надо сказать, что у меня получалось)!

Прошло несколько месяцев. Я каждый день смотрела в почтовый ящик, но он был пуст. Какими то пятым чувством ощущала - ответ обязательно придет...



Продолжение следует.


Рецензии
Большое, спасибо, очень трогательная история.

Марина Бердюгина   05.03.2024 22:26     Заявить о нарушении
Ой, Марина! Эта история потрясла меня до глубины души (продолжение не менее интересное)
Сердечно благодарю Вас за читательское внимание и визит на мою страницу! Мир вашему дому! Желаю вам и вашим близким всех благ на долгие годы в мире и здравии! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   07.03.2024 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.