Нижегородская ярмарка. 1882

Титульное фото
**************
Нижегородская ярмарка.
Центральный Выставочный павильон. 1895
**************************************

ИСТОЧНИК ТЕКСТА

Roskoschny, "Ru;land, Land und Leute".
Bd. 2. Leipzig 1882, Gre;ner & Schramm.
*********************

"Если Москва является сердцем Российской империи, то волжско-окский город Нижний Новгород с населением в 104.000 человек является ее торговым центром. Свое название Новый Новгород получил в честь одного из древнейших русских городов, который был основан под именем Великий Наугард у истока Волхова из озера Ильмень варягом Рюриком, норманном-мореплавателем, и служил в Немецкой Ганзе важным центром торговли пушниной, пока Иван Грозный не разорил новгородскую вольницу.

В Новом Новгороде нас привлекает ни город сам по себе, ни его великолепное расположение — «как алмазная застежка на серебряном волжском поясе, опоясывающем части царской империи, — ни его амфитеатром расположенные дома, скрытые в густой листве, ни соборы и Кремль, а исключительно торговая площадь, которая раскинулась под углом между правым берегом Волги и левым берегом Оки. Существуют достоверные сведения, что уже в IX веке здесь, в Нижегородской области, происходил товарообмен между азиатами и европейцами. Макарьевская ярмарка у стен знаменитого монастыря была крупнейшей в России, а после большого пожара рыночных лавок в 1817 году, ярмарка была окончательно переведена в Нижний Новгород /1/.

Ока делит город на две неравные половины, соединенные наплавным мостом. На правом берегу Волги и Оки находится старый Верхний город с Кремлем, на 120 м ниже находится Нижний город, туда можно спуститься по оврагам, а далее по 900-метровому наплавному мосту через Оку на узкий мыс, на котором в июле, августе и сентябре устанавливаются павильоны большой Нижегородской ярмарки. 6.000 торговых павильонов, каменных и деревянных, занимают площадь в 1.700 м. на 1.000 м.

Откуда берется бесконечное разнообразие товаров в этих торговых постройках можно понять, увидев множество мачт и паровых труб, которые видны с берегов Оки и Волги на расстояние до 20 верст по воде. Около 500 пароходов, 4.000 гребных и парусных судов, 1.500 плотов привозят товары со всех концов России: хлеб и пшеницу из Саратовской, Пензенской, Самарской, Симбирской и Казанской губерний, рыбу из Каспийского моря, соль из озера Эльтон, сало из Самары, горчицу из Сарепты, шкуры из Казани, вино из Кизляра, шелк из Бухары и с Кавказа, металлы из Сибири, чай из Китая. Но также велико количество товаров, которые перевозятся на подводах по проселочным дорогам изо всех крупных и мелких городов соседних регионов, хотя они, конечно же, не идут ни в какое сравнение с теми, которые доставляются железной дорогой из промышленных районов Центральной России.

В период с конца июля по середину сентября в Нижнем Новгороде разворачивается массовая суматоха, в которую вносят свою лепту около 300.000 продавцов со всех уголков мира и соответствующее количество покупателей. В выставочном городке помимо множества торговых рядов, которым, кажется, конца-краю нет, помимо церквей и татарской мечети, нас особенно поражает Центральный Выставочный павильон. Это даже не павильон, а настоящий дворец. Он был построен в 1890 году в старорусском стиле. Нижние помещения отданы ярмарке тканей и текстильных товаров из Германии, Франции, Англии, кованых изделий из Тулы, ковров из Ташкента, душистых эссенций из Смирны и Дамаска, шелковых тканей из Персии, золотых филигранных изделий из Бухары, художественно ограненных полудрагоценных камней, таких как малахит и лазурит, из Урала. Однако важность рынка заключается не в этих предметах роскоши, а в огромном количестве сырья и полуфабрикатов; В длинных рядах ларьков хранятся шкуры лошадей и крупного рогатого скота из киргизской степи, верблюжья и кашемировая шерсть из туранской степи, копчености из Тобольска и Енисейска Сибири, табак и пряности, которыми торгуют армяне и персы, масса китайского чая, привозимого сюда сынами Поднебесной.

В то время как в азиатских кварталах царит тишина, в других торговых рядах кипит жизнь: в лавках тульских скобяных торговцев, торговцев ситцем и льном из Павлово, галантерейных торговцев из прибалтийских губерний, польских продавцов лакрицы, местных торговцев мясом и рыбой, которых, конечно, переселили на остров Оки. Здешняя полиция днем и ночью при свете электрических фонарей инспектирует окрестности, но у нее редко бывает повод вмешаться. Карманники и карточные шулеры, мошенники всех мастей, самозванцы, переодетые русскими сановниками или честными купцами, наказываются очень сурово. Курение не одобряется, прежде всего из-за риска возгорания.

Здесь встречаются все народы Европы и Азии. Белокурый великоросс, всегда настроенный на шутки, выделяется на фоне хмурого смуглого малоросса. Казак, — местный полицейский, — днем, при должности, надевает на себя строгую личину законника, а вечером пьет на брудершафт с фабричными рабочими Павлова или ткачами Клязьмы. Для развлечения гостей здесь есть ряд «салонов», где играет музыка на любой вкус: от пастушьей свирели до воинственных мелодий янычар, от народных певцов до женских квартетов. Есть здесь немецкие пивные залы с привычными официантами, русские, татарские, персидские национальные таверны, карусели, качели, сцены для оперетты и варьете.

Годовой оборот составлял в 1817 году 51 млн. рублей и с тех пор неуклонно растет. Однако скорость оборота колеблется, потому что маршруты мировой торговли не являются устойчивыми; открываются новые и приходят в негодность старые, корабли Англии везут китайский чай в Европу, а Сибирская железная дорога пытается опередить их на суше...."


ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ


ПРИМЕЧАНИЕ.

1. Гос­ти­ный двор яр­мар­ки был унич­то­жен по­жа­ром 18(30).8.1816. В свя­зи с не­воз­мож­но­стью рас­ши­рить яр­ма­роч­ную тер­ри­то­рию и от­сут­ст­ви­ем удоб­ной пе­ре­пра­вы че­рез Вол­гу близ Лыс­ко­во яр­мар­ку на преж­нем мес­те ре­ше­но было не во­зоб­нов­лять, и она бы­ла пе­ре­ве­де­на в Ниж­ний Новго­род, где воз­ник­ла Ни­же­го­род­ская яр­мар­ка.

Ссылка на оригинальную статью в блоге:
https://vbaden.blogspot.com/p/1882.html


Рецензии