Подведем первые итоги

Иисус Христос предстает в  евангелиях как вестник Царства Божьего (ЦБ). Хотя  Иисус не вдавался в подробности, очевидно, что Он понимал ЦБ так же, как большинство Его современников-иудеев. которые ожидали Царство как материальное преобразование мира, осуществляемое по воле Бога. Иисус мог считать, что Его  проповеди о СКОРОМ наступлении ЦБ подготовляют  людей к Новой Жизни.
Кому же предназначалось Его послание? Обращался ли  Он ко всему человечеству?

ЦБ и по сегодняшний день является предметом ожиданий и молитв иудеев.
В чем же причина  такой враждебности к Иисусу, которую рисуют евангелия? Это — проблема и даже загадка для историка.
Возможно, первые христиане , точнее, иудео-христиане,до того как учение Павла окончательно вытеснило из христианства иудейские мотивы, знали об иудейских корнях своей религии, о приходе Мессии, который предсказывали Ветхозаветные пророки, и провозглашении им ЦБ.

Иисус  никогда не выступал против Закона и , напротив, призывал учеников соблюдать его.
Когда один из книжников спросил Его:
«Какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему, цитируя Тору: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (МК 12:28-34).
Евангелист добавляет, что «После того никто уже не смел спрашивать Его»(12:35). Однако и сегодня нередко можно услышать утверждения, что Иисус  своим приходом отменил  Заповеди , несмотря на  ясную  формулировку Самого Христа  о том,что Он верит в абсолютную  и вечную непреложность Закона:
«Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» ( ЛК 16:17). То же высказывание, но еще в более  определенной форме приводится и  в евангелии от Матфея(17-19):
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Иисус также говорит, что миссия Его адресована иудеям: « Я послан ТОЛЬКО к погибающим овцам дома Израилева»
(МФ 15:24).
На вопрос,"Почему так сказал Иисус?» отвечает профессор А.Осипов:
"Почему так сказал Господь? Разве другие народы не нуждались в Христе Спасителе? Причина другая. Господь пришел, как посылают мудрейшего руководителя, искуснейшего врача, выдающегося полководца на самый трудный участок, когда уже; никто другой помочь не может. Апостол Павел цитирует пророка Исаию: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному (Рим.10:21).
Христос и пришёл, как в чрезвычайной ситуации в качестве последней возможности приходят отец, мать упросить упорного сына выполнить необходимое требование, чтобы спастись. Это ярко показано в притче о злых виноградарях (Мф 21: 33-46).».  Не будем спорить с профессором...

Иисус сострадает язычникам, как видно из эпизода с сиро-финикянкой. Женщина   просила Его изгнать беса из ее дочери ( МК 7:26-27), на что Иисус ответил: « Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» ( МФ 15:25-27), но все же в конце концов  исцеляет ребенка.
Вот как  комментируют этот весьма противоречивый эпизод св. Иероним Стридонский :
«В лице женщины хананеянки представляется удивительная вера, терпение и смирение Церкви: вера, - с которой она убеждена в возможности исцеления дочери своей; терпение, - с которым она непрерывно пребывает в молитвах, хотя столько раз отвергнута; смирение, - в котором она сравнивает себя даже не с псами, а с щенками (catulis, catellis). А язычники называются псами вследствие своего идолослужения; увлекаемые кровопийством и трупами умерших, они впадают в бешенство. Заметь при этом, что хананеянка, о которой идет речь, настойчиво называет Его сначала Сыном Давида, потом Господом, и, наконец, кланяется Ему, как Богу.» Это мнение разделяют многие и сегодня...
Но, в  любом случае, независимо от интерпретаций этого эпизода, очевидно, что современным Иисусу язычникам  концепция Царства, которое будет провозглашено  Мессией иудейских пророков, была непонятна и даже вероятно, казалась бессмысленной.

То, что ЦБ предназначалось в Проповеди Иисуса Израилю, следует  также из слов , обращенных учениками к воскресшему Иисусу, которые  передает нам книга Деяний (16:)
«6 Поэтому они, собравшись, спрашивали Его, говоря: «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?»
 Матфей, рассказывая о чудесах Иисуса, которые должны явиться доказательством того, что Он-Мессия,пишет:
«Люди удивлялись и славили Бога Израиля, когда видели немых говорящими, калек здоровыми, хромых ходящими и слепых зрячими.»  ( Мф 15:31) . Т.е. народ прославлял за целительство  Бога Израилева, который действует через Иисуса.

В евангелиях Иисус ведет бесконечные споры с «иудеями». Если Он  и Сам  был законопослушным иудеем, что Ему надо было с ними «делить»? При этом главными противниками Иисуса  в евангелиях являются Его постоянные оппоненты-фарисеи.
Ранее уже приводились примеры, доказывавшие, что далеко не все фарисеи были Его врагами, тем более, настолько, что желали Его смерти.

В Палестине первого века, помимо  фарисеев, были и другие  партии, группы и движения: саддукеи, ессеи, зилоты, иродиане. К партии саддукеев  принадлежало высшее духовенство и аристократия. Они верили в незыблимость Торы, отрицали  любые нововведения , не признавали воскреснение из мертвых.
Фарисеи сремились расширить Тору, ввести устный Закон.. Учителя народа - фарисеи пользовались большим авторитетам по сравнении  с коллаборантами саддукеями, вступившими в тесное сотрудничество с римскими оккупантами.
Вероятно, Иисус активно участвовал в спорах с фарисеями о том, какой быть Торе. Он  либерально относился к Устной Торе, возражал против  некоторых обрядов и ритуалов, напр, ряда пищевых запретов,  строгого соблюдения Субботы ( « Суббота для человека, а не человек для субботы» МК 2:27) и др.
Он никогда не осуждал  поклонение Храму и не критиковал культ Храма как таковой ( в отличие от ессеев).
Иисус даже одобрял религиозную власть фарисеев и призывал учеников: «все, что они (фарисеи и книжники) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (МФ 23:1-3) и при этом  постоянно осуждал их «лицемерное» поведение.

 Можно сказать, что некоторые  евангельские рассказы не вполне соответствуют историческим данным.
У Иисуса,безусловно , были недруги и завистники среди иудеев, но свидетельств о враждебности к Нему еврейского народа в целом практически нет.
Однако, если  судить по евангелиям, весь народ как бы делится на  учеников и последователей Иисуса Христа и остальных, требующих Его смерти.
Вполне возможны и исторически достоверны конкретные примеры враждебности по
отношению к Нему: « И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его (Иисуса)  хитростью и убить» (МК 14:1)
Храмовая аристократия ,состоящая в основном из саддукеев, не признавала учение Иисуса, возможно, презирала Его или завидовала Его огромной популярности в народе. Они вполне могли договориться с римлянами, чтобы совместно пресечь деятельность Иисуса, хотя сами открыто  предпринимать против Него  действия  не решались, опасаясь  народа.

Итак, еще раз подверем итоги первой половины нашего повествования .Иисус в принципе не отрицал ничего из современных Ему обычаев иудаизма, Он стремился  выделить их  духовное содержание, а не букву Закона. В основе Его  религиозных убеждений — душа человека, Его нравственность. Ненавидя показные добродетели, Иисус учил своих последователей, что для того, чтобы войти в ЦБ, их праведность должна  превосходить праведность книжников и фарисеев;  призывая народ слушать их учение , Он критиковал  поведение (МФ 5:20).

Иисус — вместе с простым народом, Он в оппозиции к богатым, образованным, знатным и т.д.:"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесно"» ( МФ 5:3; ЛК 6:20). «Сын Человеческий пришел взыскать и спаси погибшее» (ЛК 1(:10).
«Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.» (  ЛК 5:31-32)
 
   Что же привело Иисуса на Голгофу?
Возможно , римлянам  не нравились взгляды Иисуса, они не понимали Его учение, но В РАМКАХ ЕВАНГЕЛИЙ понять их роль в казни Иисуса трудно.
Что касается  Храмовых властей, тоже не совсем понятно. Они могли не принимать Его взгляды, осуждвть, презирать,завидовать... Но зачем надо было идти на сговор с римлянами и так добиваться казни  народного любимца и вызывать еще большую ненависть к себе ?
Мотив для казни Иисуса пока не ясен, но можно почувствовать, что в Его жизни наступил некоторый поворотный пункт. В евангелиях этот момент  связан с отправлением Иисусом учеников с миссией нести  «радостную весть» о наступлении ЦБ и призывать людей быть готовыми к этому Событию.
 Глава 10 евангелия от Матфея  содержит указания Иисуса, касающиеся особого проповеднического похода в дом Израилев.
«5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; ... Не берите с собою ни золота, ни серебра,... ибо трудящийся достоин пропитания. 11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; ...14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков..."(МФ 10:5-16)

Итак,задача апостолов— возвещать о том, что приблизилось Царство Небесное.
Царство приблизилось в Личности Царя. ..
После их возвращения Иисус принимает важнейшее решение — идти в Иерусалим.
Что побудило Его к этому решению, которое оказалось для Него роковым, привело Его к казни, воскресению и прославлению?
На эти вопросы и на главный: ПОЧЕМУ ПОГИБ ИИСУС?  КТО ВИНОВЕН в ЕГО ГИБЕЛИ?   -
попытаемся ответить далее,  следуя за Иисусом во все дни  последней недели
Его жизни.
Продолжние следует















15


Рецензии