Неслучайная встреча

               
               
               

                НЕСЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА

          В  тот солнечный июньский день я  возвращалась домой из поликлиники не спеша.  Мне хотелось подольше побыть на свежем воздухе, чтобы    снять с себя груз   гнетущей усталости от  многочасового сидения у  кабинетов специалистов, не скрывших от меня  опасений по поводу моего здоровья.
         Мой  путь проходил  по  утопающим в зелени кварталам   «хрущевских»  пятиэтажек. Стройные березы,  величественные тополя и  красавцы каштаны,    посаженные  в середине прошлого века  первыми новоселами Медведкова,    гармонично дополняли    живописный  природный ландшафт   северной  московской окраины.   В одной из пятиэтажек  жила моя семья.     По программе переселения  этим летом  мы готовилась  к   долгожданному радостному  переезду  в  двадцатичетырехэтажный монолитный колосс, построенный  неподалеку  от нашего скромного  старого жилища.
         Но все же…  С болью в сердце смотрела я на опустевшие  пятиэтажные строения,  стоящие  в тени   буйно  цветущих  растений, обреченных на тотальную вырубку.   И те, и другие, казалось,  притаились  в  надежде  избежать  исполнения  не подлежащего обжалованию приговора.  От осознания   неминуемо приближающейся  разлуки   с  этим  обжитым  нами  и навсегда уходящим в небытие  пространством,  у меня тоскливо щемило в груди.

         Проходя  вдоль   осиротевших   пятиэтажек,  я  увидела  старушку,   сидящую  на скамейке  у дальнего  подъезда.   Наши   взгляды встретились, и   как только я приблизилась,   она    обратилась   ко   мне:
         -- Посиди со мной.
         Как же ей должно быть  плохо, подумала я, если   совершенно незнакомого  человека  старая женщина  просит разделить  с  ней  ее одиночество. Я  присела на скамейку, и  уже приготовилась выслушать типичное  стариковское брюзжание    и  жалобы  на различные бытовые неудобства и проблемы, на материальные нехватки и отсутствие внимания к жизни одинокой  заслуженной пенсионерки  и пр. и пр.   Но  я ошиблась! 
        Слово за слово, между нами завязался разговор.
        Старушка, ее звали Полина, охотно   принялась делиться  со мной  добрыми новостями,  и  говорила только о  хорошем.  По ее словам, все необходимое для жизни у нее есть:  пенсия небольшая,  но   ей  этих  денег вполне хватает.   Лекарства  она получает  бесплатно, участковый врач   внимательный,   убраться  в квартире   и   с  доставкой продуктов  помогает  вежливая   женщина соцработник.   Соседи  тоже хорошие люди - тихие, культурные.
        Моя собеседница   радовалась тому, что скоро в Москве    снесут   все пятиэтажки и люди   бесплатно получат   большие,  светлые  квартиры,  в которых будут не газовые,  а  электрические плиты, лифты, лоджии или балконы.     Почти все соседи из ее подъезда уже  переехали в  хорошие  просторные  квартиры в многоэтажных  новостройках.  И перевезли  новоселов тоже бесплатно.
        Готовилась к скорому переезду  Полина  с  радостью.  На трудности, неизбежно связанные с  предстоящим переездом, старушка не  сетовала.    Ведь  она,  теперь будет жить   в   новом  доме    рядом    с   Покровским  храмом,  прихожанкой которого  она стала  с тех пор, как полвека  назад  переехала  из Замоскворечья  в   Медведково.   
       Радовало Полину и то, что многие соседи,  с которыми  она сроднилась за  долгие годы проживания в одном подъезде, переезжают   в тот же дом.   А значит,   соседям новоселам   и на новом месте   будет  хорошо   и уютно жить.
       О себе, есть ли у нее родные,  семья  Полина не рассказывала. И меня  не спрашивала. Не задавала  вопросов и я.
       Зашел разговор о погоде. Эта тема возникает, подчас из вежливости, когда больше не о чем говорить. Но  только не в нашем случае.   Жаркие дни  первого летнего месяца   чередовались  с  ночными  грозами,   после которых  разбуженная   лучами восходящего солнца  природа   еще долго   наслаждалась   свежестью теплого июньского дождя.  И   мы  обе  от души  радовались такому  благодатному  началу  лета.          
       «Слава Богу! Всё хорошо! Всё хорошо!»,  -   повторяла Полина, и добрая, застенчивая улыбка не сходила с  ее лица.   В её  излучающих доброту  небесно   голубых  глазах  было столько   всеобъемлющей  любви  и восхищения Божиим миром, что  мне стало совестно   за  недавно овладевшее  мной уныние.

        Наша беседа неожиданно  прервалась.   Из подъезда вышла пожилая женщина, приветливо поздоровалась с нами,  и спросила Полину,   не надо ли  ей купить какие-нибудь продукты?   Услышав  в ответ:  «Спасибо, Надюша,   у меня  всё есть»,  соседка  отправилась по своим делам. 
        Между тем,  к  подъезду  подъехала  машина  по перевозке   вещей  новоселов.   Навсегда покидавшие пятиэтажку   жильцы  деловито выносили   коробки, тюки и прочий скарб во двор.  Мы  освободили скамейку и   отошли в сторону, чтобы не мешать  погрузке. Полина  пожелала соседям счастливой жизни на новом месте и перекрестила в   дорогу.
        Я видела  с каким трудом давался  старой женщине  каждый шаг  и   предложила  довести ее до квартиры,  но она  захотела еще немного побыть на улице.  Мы дошли до   детской  площадки,  находящейся в нескольких шагах от  дома. Полина присела на скамейку.  С цветущего газона  легкий ветерок доносил до нас  изысканный аромат распускающихся  пионов.   «Какая благодать…»,   улыбаясь, тихо  промолвила   моя собеседница.   Чувствовалось, что продолжать разговор  ей   стало  тяжело.  Прощаясь,  она сказала:
        --  Как  хорошо   мы  с тобой поговорили, спасибо тебе. 
        Я в ответ поблагодарила Полину,  пожелала ей   здоровья и удачного переезда, а на случай, если понадобится моя помощь, оставила свой телефон.   Дойдя до  поворота, я оглянулась.  Старушка улыбаясь,  смотрела мне в след. Я поклонилась ей, и мы обе помахали друг другу на  прощанье.
         На обратном пути к дому  мою усталость, как рукой сняло. 
 Я почувствовала прилив  сил  и  бодро  прибавила шаг.


        Следующие дни  для меня  были  наполнены   приятной суетой.   Приближался мой   шестьдесят первый  день рождения. Дочка с внучкой, как всегда, в тайне   готовили   мне сюрпризы и подарки.   Я же занималась  домашними хлопотами по  хозяйству.            
        Со дня нашего знакомства с Полиной   минуло около месяца. В назначенный день я   отправилась в поликлинику, чтобы  начать курс  оздоровительных процедур. 
         Мой путь  проходил мимо дома моей новой знакомой.   Я подошла к подъезду.  Скамейка   была пуста.   Внезапно всем моим существом овладела тревога.  Не званным  гостем  я   поднялась к Полине    на второй этаж и в оцепенении застыла  перед опечатанной дверью.     Из соседней квартиры  раздавались голоса.  Я позвонила.  Дверь  открыла Надежда.  И вот  что я  от нее  услышала. 
          Две недели  назад   по просьбе   Полины   соседи заказали ей   грузовую перевозку. Машина приехала  в назначенный час.  Грузчики долго  звонили  в квартиру,  потом стали стучать.  На шум сбежались  соседи.  Вызвали участкового,  но  решили не терять драгоценного времени и   открыть дверь    запасным  ключом, который  старушка доверила Надежде. 
          Деревянная дверь легко  открылась. У порога ровными рядами стояли  коробки,  приготовленные для перевозки.     В   залитой  солнечным  светом  комнате,   лежа на кровати  с улыбкой на устах,  Полина  спала безмятежным сном.  Соседи  стали  ее будить. Но,  дотронувшись  до ее руки  и  ощутив смертельный холод,  поняли, что она мертва.Вызвали «Скорую».
          Прибывший   вскоре  участковый   при  свидетелях перечислял   и  фиксировал в протоколе   аккуратно сложенные в сумку документы, приготовленные Полиной    для переезда: паспорт, полис,   ордер  на новую квартиру, медаль  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»,  медаль и удостоверение «Ветеран Труда», семейный фотоальбом.   В отдельную папку были сложены  многочисленные грамоты и благодарности от коллектива  больницы,   в  которой Полина проработала   медсестрой  без малого полвека, начиная с первых дней войны.   На первой странице  фотоальбома  предвоенная  фотография, где вся семья   вместе: отец, мать, Полина и ее старший брат. В  папке с документами  лежали похоронки на отца и брата, оба  погибли в 1943 году. 

        Я  спросила у Надежды,  знает ли она,  как сложилась личная жизнь   ее   доброй соседки.  Была ли  Полина  замужем?
        --  Замуж  Полина Ивановна не выходила, детей у нее не было.  В этой  квартире  она жила  с  больной матерью.    Старушка скончалась в возрасте девяноста четырех лет, из которых  последние пятнадцать   была парализована.  Все эти годы  дочь  заботой и любовью продлевала  ее  жизнь.   Нам  Полина Ивановна   никогда ни на что не жаловалась,   радовалась каждому прожитому дню, ко всем   нам была  внимательна и добра.    Она   была очень  опытной  медсестрой  и всегда  спешила на помощь больным.  Никогда не отказывалась посидеть с  нашими детьми и внуками. Денег не брала. Для всех нас  она стала родным человеком – матерью и бабушкой.    Мой сын так ее и называл – бабулей.   Сама же никогда нас  ни о чем не просила.   Но  примерно за полгода до смерти   обратилась к нам с просьбой  по её кончине провести обряд отпевания в  Покровском храме,  и похоронить   её на Архангельском кладбище рядом с матерью, и передала нам документы  на могилу.  Так мы и сделали. 
         Полина Ивановна жила с Богом в душе, всех любила  и умерла со счастливой улыбкой на устах. Как святая и праведница. Мы ее никогда не забудем.
 
         Последние слова  Надежда  произнесла тихо, голос ее дрожал, она еле сдерживала слезы. 
         
                *   *   *
 
          Воспоминания  о Полине перенесли меня в день  нашей встречи.  Тогда, беседуя со старушкой,  я поняла,   что  не   она   нуждалась в моей  помощи,  как  сначала  мне   представлялось,  а  её  помощь нужна была мне самой!    В тот день, незадолго до знакомства  с Полиной я узнала неутешительную правду о своем здоровье, и меня одолевали грустные мысли о  быстротечности жизни, бренности  настоящего,  неизбежности  ухода.   Но  поговорив  с  мудрой женщиной, я   вновь  обрела  душевное равновесие  и почувствовала   уверенность в своих силах. 
         В жизни всё не случайно.  Не  случайной была и эта встреча, посланная мне Свыше во исцеление моей  души. 
         С тех пор прошло много лет. Но воспоминания о той  встрече  по-прежнему  согревают   мою душу и  отзываются в сердце  глубокой   благодарностью  доброй старушке,   протянувшей мне руку помощи в трудный для меня час.  Светлая ей память.               
             Февраль 2024


Рецензии