Дивные края

          Большое голубое озеро, оно не было одинаковым никогда – в разное время года, каждый день, было такое, каким и должно быть именно в этот день. Наш бревенчатый дом стоял на берегу озера. Жили мы в нём втроём: моя бабушка, рыжая дворняга Тузька и я. Бабушка заменяла мне всех: и отца, и мать. Она была Бабушка – самый любимый и родной мне человек.

          Озеро, я его тоже любил! Летом моя дощатая лодка-бродяжка шла по его воде в поисках новых земель, зимой становилось далёкой Антарктидой, и я, отважный исследователь, шёл на самодельных лыжах по заснеженному льду, весна уносила во льды Северного полюса…

          Страсть к путешествиям жила во мне с малолетства. Какой-то голос изнутри спрашивал, что там, за сопкой и я, обдирая колени, лез на сопку, находя там что-то новое, интересное; что на том берегу, спрашивал тот же голос, и вот я на том берегу. Озеро, фиолетовый багульник, застенчивость сибирских цветов, нежная пена черёмухового кипения, верба вестник весны, бездонная синева забайкальского лета были моими спутниками… Изумлённый стоял я, видя взъерошенного воробья, купающегося под брызгами воды, стекающей по хрустальному конусу радужной сосульки. И мне, как и воробью, хотелось барахтаться в пыли и принимать душ сосулечной капели!

          После дождя мы с ребятами босиком бегали по мокрому песку и мечтали добежать до самой радуги. Умытые тополя стояли удивительно чистыми, изумрудно-зелёными… 

          Осенью деревья роняли свои листья. Сначала медленно, затем быстрее. Вскоре сильный порыв ветра уносил последний лист. Я знал, скоро придёт зима. Нанизывая на саблю из обруча оставленные клубни картофеля, уныло бродил по пустому огороду и мечтал о новом лете. Но покрывалось льдом озеро и сразу появлялось множество забот: достать рыболовную блесну, сделать, самокат, отыскать запропастившуюся где-то под крыльцом острую пешню…

          Окунь в эту пору клевал жадно, и мы с Тузькой ходили на рыбалку. А затем – самокат! Быстроходный буер с парусом из мешковины! Ветер обжигает лицо, гладкий лёд с вмёрзшими пузырьками воздуха и веточек водорослей ухает от восторга, искрится, льёт нежной голубизной!

          Усталые и счастливые возвращались мы с Тузькой домой. Дом наш был виден издалека. Из трубы белым столбом тихо поднимался дым навстречу начинающим падать белым пушинкам. Сумерки легонько прикрывали противоположный берег озера, темнили заборы, зажигали в избах свет, который большими квадратами, выливаясь из окон, расплывался на чистом снегу, заставляя вспыхивать множеством хрустальных звёздочек.

          Дома нас с Тузькой ждала бабушка. От неё пахло молоком и горячими шаньгами. Я ей рассказывал под треск поленьев в печи о своих приключениях, а бабушка, поставив сушить мои валенки, и надев очки, шила из кусков старой шубы тёплые варежки. Забираясь в уютную постель, я раскрывал очередную книгу о путешествиях и углублялся в прекрасный мир странствий.

          – Вырасту, бабуля, всё перепутешествую! Такие места красивые и интересные пооткрываю, тебе расскажу, а то и повезу жить туда, – говорил ей я мечтательно, отрываясь от книги.

          Бабушка вздыхала и обещалась помереть к этому времени, на что я сердился и велел не помирать, и только получив удовлетворительный ответ, вновь веселел и продолжал чтение.

          С той поры прошло много лет. Мне удалось осуществить мечту и посмотреть мир. Я поднимался на седые вершины вулканов, плыл на плоту по голубым дорогам рек, засыпал в вагонах, уносящих меня в новые края, видел нашу прекрасную землю из иллюминаторов вертолётов и самолётов, коротал ночь в лесу наедине с костром, ступал на землю далёких стран, уходя на долгие месяцы в море. Но, где бы ни был, я везде вспоминаю своё озеро, дом и бабушку. Сейчас, как только выпадает свободное время, еду к ним. Тузьки уже нет – он помер, не дождавшись меня. Стали ниже окна нашего дома, и после океанских просторов стыдливо встречает меня озеро. «Ну, что, внучек, нашёл дивные края?» – спрашивает бабушка. Я глажу её седые волосы, мы садимся у старенькой печки, где так же, как и в детстве, потрескивают поленья, и рассказываю ей о дальних странах и моей тоске о самом дорогом и прекрасном для меня на земле месте – доме у озера. О моём неповторимом забайкальском крае, о родной моей России!


Рецензии