Муки творчества
На новой работе Анна откровенно скучала, не находя выхода заложенному в неё природой креативу. В скучной рутине проходили день за днем, неделя за неделей. До тех пор, пока не представился случай проявить себя во всей красе.
Холдинг, в состав которого входил НИИ, объявил конкурс на звание «Руководитель года». На участие в нем заявился и муж знакомой. Одним из условий конкурса было представить жюри факты, подтверждающие поддержку соискателя в коллективе.
Анна знала, что в молодости муж «баловался стихами», поэтому решила попросить его сочинить четверостишие, в котором бы нашли отражение все достоинства её руководителя.
— Иван, представляешь, у нас конкурс объявили: «Руководитель года», — зашла издалека Анна в разговоре с мужем.
— Ты-то тут при чём?
— Петров в нём заявился. Знаешь ведь, как он мне помог.
— Хорошо. Я какое к этому имею отношение? — не понимая, к чему клонит жена, начал нервничать Иван.
— Помнится, ты рассказывал, что в молодости писал стихи. Сочини хотя бы коротенькое стихотворение о том, какой Петров хороший человек.
— Я за халтуру не берусь! — возмутился Иван, всем своим видом показывая насколько унизительны для него подобного рода просьбы.
Иван лет тридцать назад сочинил несколько песен. А в школе написал сценарий к новогоднему вечеру. Этим, собственно, и исчерпывался его творческий багаж. Тем не менее, Иван не упускал случая назвать себя, если не самым, то одним из самых значимых поэтов и сценаристов современности.
— Называй это как хочешь, только помоги. Сделай, пожалуйста, это ради меня.
— Ладно. Но только ради тебя. Ни в коем случае не из любви к высокому искусству.
«Подумаешь, четверостишие — раз плюнуть», — рассудил Иван и вдруг осознал, что не представляет, о чём писать, поскольку не был знаком с Петровым.
Зародившимися сомнениями в успехе Иван поделился с женой. Ничуть не смутившись, Анна предложила составить список всех достоинств руководителя.
— Прочтешь, прикинешь. Может, что-то и получится.
— Давай попробуем.
Анна быстро что-то написала на листе бумаги.
Едва разбирая почерк, Иван прочитал следующее: «Директор по качеству, опытный руководитель, добрый, любит своё дело, человечный».
— Это всё?
— Ну, можно ещё добавить, что Петров готов помочь в трудную минуту.
— Учту, — вздохнул Иван, понимая, что полагаться придется только на себя. И сам того не замечая, погрузился в уже давно забытый мир рифм, хорея и ямба.
Поначалу Иван пошёл по пути наименьшего сопротивления и просто срифмовал записанные Анной слова. Это заняло немного времени, и буквально через пять минут он представил на суд супруги вполне, как ему казалось, приличное четверостишие:
«Директор наш по качеству Петров
Любит своё дело бесконечно.
В минуту трудную помочь готов,
Ибо добрый он и человечный».
Боясь задеть творческое самолюбие мужа, Анна попыталась сформулировать недовольство максимально тактично.
— Немного не то получилось.
— Не понимаю, что тебя не устраивает.
— Надо было указать, что Петров старается вывести предприятие на новый качественный уровень развития. Что-то в этом роде.
— Перечитай, что написала. Там об этом ни слова.
— Я же тебе рассказывала, что он пытается автоматизировать и унифицировать все производственные процессы.
Несмотря на всю деликатность, с которой были сделаны замечания, критика супруги вывела живого классика из себя. Первое, что приходило на ум – бросить исписанный листок Анне в лицо и предложить написать оду самой. Иван глубоко вздохнул и уже был готов выплеснуть свои эмоции, но тут внутри что-то щёлкнуло. «Это же вызов моему творческому потенциалу. Я не могу его не принять», — услышал он внезапно проснувшийся внутренний голос.
— То есть ты хочешь, чтобы я в четырёх коротких строчках поведал всему миру, какой твой начальник хороший человек и передовой производственник?
— Мне кажется, что для величайшего поэта современности это не составит труда.
— Понятное дело, что не составит. Только хотелки свои нужно сразу ясно формулировать, — перехватил инициативу Иван и удалился в другую комнату творить шедевр.
Однако на этот раз дело застопорилось. Положительные качества человека и производственника Петрова упорно не желали укладываться в четыре строчки. Да и с рифмованием складывалось не все удачно. Творческий процесс постепенно превращался в муку. И когда Иван готов был сдаться и объявить о фиаско супруге, пришло вдохновение. Причём оттуда, откуда он и не ожидал.
Неожиданно вспомнился недавний разговор с матерью. Она рассказала, как ездила с подругой за грибами. Подруга любила повторять понравившиеся ей фразы. На этот раз она «оседлала» выражение: «За грибами в лес нужно ходить. Сами домой не придут». Повторяла его к месту и не к месту до тех пор, пока мать не попросила «сменить пластинку».
Самым неожиданным образом высказывание маминой подруги помогло Ивану написать первые две строчки будущего панегирика:
«Качества рост в работе НИИ
Сам по себе не способен прийти».
Иван перечитал вымученные строчки. Остался доволен: «Было бы начало, будет и конец». Мысленное обращение к народной мудрости вызвало у него очередное озарение, вслед за которым из-под «пера» вышли итоговые строчки четверостишия.
Ещё раз оценив творение, Иван вернулся к жене и с чувством выполненного долга передал ей стихотворение. При этом сделал вид, что никаких затруднений сочинительство не вызвало. Так, накидал пару строк между делом. Анна тем временем, запинаясь на неразборчивых буквах, продекламировала:
«Качества рост в работе НИИ
Сам по себе не способен прийти.
Но знает Петров, что старанье и труд
Проблемы и сложности все перетрут».
— Вот теперь нормально.
«Нормально. Знала бы ты, что я чуть мозг не сломал из-за твоего Петрова», — подумал Иван. Вслух же, изображая из себя сноба от поэзии, подчеркнуто надменно произнес:
— Ничего особенного. Халтура.
Через два дня Анна уволилась из НИИ и стих никуда не отправила. Новость об этом ничуть не расстроила Ивана. Важнее было то, что благодаря жене получилось окунуться в, казалось бы, утраченные навсегда переживания. Вновь испытать муки творчества. Получилось сочинить неплохой стих. Пусть и очень короткий.
Свидетельство о публикации №224021600047