Хаким

Его имя Юнус, отца его звали Эсен, он туркмен, врач- инфкционист офицер российской армии в запасе. Познакомился я с ним, когда решил сдать комнату в квартире.Мне последнее время не хватало денег. В те годы у меня постоянно горели ноутбуки. Один раз жёсткий диск так разгорелся, что расплавилась клавиатура. А сдаваемая комната давала мне цену одного ноутбука в месяц. Уже жить можно. Ох, люди не ходите по подозрительный ссылкам и по битым стеклам.

Через два дня риэлтор привела жильца. Зашёл высокий худой мужчина лет пятидесяти  в хорошем бежевом плаще и шляпе, как у Джохара Дудаева и лицо у него было такое смуглое, что даже немного серое, цвета сгоревшего пепла. И тут я понял, что забыл указать в объявлении самое главное условие "Только для славян. " Родился я СССР, я мальчик из того времени. А у нас Советском союзе национальной напряжённости не было, а были наоборот всеобщее братство и интернационализм и все люди, независимо от национальности были братьями, а бабы естественно сестрами. Так что комнату я сдал.
В первый день жилец начал приводить её в порядок, мыл все в трех водах и чистил ковры и диваны. Хотя, вроде бы было чисто. На другой день предложил вместе помыть холодильник. На мой взгляд, вроде чистый. Плесень то там ещё не проросла, или, по крайней мере наружу не вылезла.
"-А то придёт к нам дама и скажет, как грязно у этих таджиков" - сказал жилец и уточнил:"Кстати, я туркмен"
Помыли холодильник и он предложил отметить победу совместного труда над разрухой и пока я резал салат и доставал банки с соленьями он пожарил мясо.
-" Ну, за санитарию"- провозгласил он первый тост.
Разговорились и я узнал что он врач. Долго служил в погран. войсках на таджико-афганской границе, а значит в ФСБ, как все погранцы. Воевал в Чечне, был два раза ранен. Ушёл из армии раньше истечения контракта и оказался с одним чемоданом на Белорусском вокзале, взял билет и поехал в сторону Смоленска, не доезжая, сошёл в каком то городке, то ли в Ярцево, то ли в Сафоново и пошёл куда глаза глядят. Устроился на койку в общежитии и на работу в котельную. Потом нашёл место врача. Пообвыкся, и начал искать работу в московских клиниках. Устроился сразу в государственную и в частную. Разговор у нас шёл хорошо, а потом начались звонки. Он постоянно вставал из-за стола и шёл разговаривать по телефону. После третьего или четвёртого раза я позвал его к столу
Мол хватит, водка стынет. Он извинился, сказал, что звонят больные и он не может их не проконсультировать.
-"Да брось-сказал я:Сегодня же воскресенье. Потерпят."
-"Они то потерпят, а болезнь нет." - ответил он серьёзно.
И тут я вспомнил как недавно совсем заболел и вызвал врача. Кстати очень хорошего мужика, тоже бывшего военного. В первый день врач не пришёл. Потому что был дождь, как он мне потом объяснил. На второй пришёл и не подойдя ко мне, от  двери поставил диагноз:"Аллергия у тебя, жрёшь что попало, а потом врача тревожишь в дождь. А если б я ноги промочил, а?". У меня оказалась корь. Две недели температура под сорок от детской болезни. Впрочем, взрослые всегда детские болезни переносят сильнее. Но диагноз мне поставил уже другой доктор. Вот поведение нормального врача, подумал я.Плюют врачи на больных, мы уже к этому привыкли. А жилец мой, какой то странный.
Но жилец был хороший, проблем не создавал. Разве только иногда. Как то под вечер звонит на мобильный и говорит
-"Сейчас неотложка подъедет, я на наш адрес вызвал, так ты их проводи к остановке у рынка,тут человеку плохо. Я их два раза сюда вызывал, но у них топографический кретинизм, они место найти не могут. Дождался скорую, проводил. На рынке на остановке сидел мой Юнус и держал в обнимку старика, приволившегося к его плечу. Врачи забрали пациента и мы пошли домой.
-"Ну, что" - спросил я. :Нормально с ним все будет?
-"Не известно-ответил Юнус. :инсульт у него, чем раньше оказана помощь, тем лучше. Сколько он там сидел? Неё знаю. А люди ведь были кругом и на остановке ждали и мимо ходили и никто внимание не обратил. И тут он выругался. Это мня поразило. Он никогда не матерился. Даже просто грубых слов не говорил. Один раз в полном восторге принёс мне распечатку замены матерных выражения высоким стилем. Ну типо вместо :Тебя это гребет, козел? надо говорить - "А вам то что за печаль, сударь мой?
Вместо" нам трында"," нам не избежать безвременной кончины. "
Вместо"Не жизнь, а ехарный звездец", надо говорить, "Не жизнь, а сплошная цепь фрустраций".
Он даже предложил мне повесить распечатку на стену. Но я пообещал просто запомнить.
И в этот раз, увидев что он не сдержался, я понял, как дорога ему жизнь этого совершенно незнакомого старика.
Да ещё как - то помню, приходит с работы и не снимая пальто ко мне с вопросом:"Как думаешь, два человека с высшим образованием смогут железную дверь открыть, или безрукие они совсем, ни разу не джигиты?"
-"Ну, если дверь банковская-отвечаю, то наверно не джигиты. А что случилось, то?"
-"Да соседка наша, старушка, дверь захлопнула, а ключа нет. Плачет там, знаешь её? "
-, Это баба Маша что-ли? Конечно знаю, первая учительница моя. Я ее сейчас позову, пусть у нас мужа ждёт. Он придёт и откроет."
-"Да с ней муж, вдвоём они. В том то все и дело."
-"Ну пусть мастера вызовут."
-"А если у них нет денег на мастера? А сказать стесняются? Ты мне поможешь дверь вскрывать? "
-" Да не вопрос говорю. Пойдём посмотрим. "
Посмотрели. Да. Дверь была хорошей.
-"Слушай, а у тебя домушника нет знакомого, а? Как вообще с контактами в преступной мире у тебя? "-вдруг спросил Юнус.
-"Домушника нет, есть карманник. "-ответил я.
-" Ну позвони ему, проконсультируемся. "-согласно кивнул он.
Потом мы согласно указаниям специалиста высверливали личинку замка, в результате чего она должна была выпасть и дверь открыться. Но что то пошло не так. Идею пилить петли тоже отвергли из-за неудобства. И в конце концов начали вырубать топором и зубилом дверь вокруг замка. Где то через час работы пенсионеры зашли домой.
Как то  я спросил Юнуса :"Что делает инфекционист на границе? Следит за тем что бы солдатики руки мыли перед едой?"
-"Да -" ответил он :" Обязательно следит. И ещё за всяким разным Ну, например, остановят пограничники нарушителя. Он такой радостный, что его нашли. Типа в горах заблудился, бедняга. А сам из-за речки.. С душманской территории. Домашним хлебом угошает или булками с творогом. Просит:"Поешь, бача. Жена пекла". Ну солдаты вечно есть хотят. Организмы молодые, да ещё по горам набегаются. Поедят булочек. К вечеру вся застава пластом лежит с температурой под сорок. Кто не лежит, тот блюет дальше чем видит или дрищет в тридцать три струи, не считая мелки брызг. И тогда оживают горы. По заставе работают пулемёты, снайпера и стрелковое оружие. Или, наоборот, зайдут по тихому и режут всю заставу.
В комнате у Юнуса было множество медицинских журналов, он их постоянно читал, конспектировал. "Врач должен постоянно учиться". Я тогда в который раз учил английский и он предложил дома говорить по английски. Потом от скуки начал рассказывать мне про симптомы разных заболеваний от полиартрита до сибирской язвы. И устраивал мне экзамены нарочно путая. Так, я угадал геммороидальную лихорадку Эбола, но он сбил меня сказав что заболевший из Южной Америки. Я ответил, что тогда не знаю.
 - "Если б в Африке, то Эбола, а  в Южной Америке не знаешь?" хмыкнул он. - "А инкубационный период какой? А если больной из Заира или Конго в Чили прилетит и ты его там встретишь? Ты ему наверное диагноз ОРЗ поставишь, да? В первую очередь глазам надо верить, а потом тому что вроде в Чили раньше эболы не было. В общем медицина оказывается интересное занятие, не хуже любого детектива. Пока я читал его журналы и рассматривал жуткие фото инфекционных поражений Юнус возился старыми прадедовскими часами фирмы Павла Буре, моей семейной реликвией, остановившимися лет пятьдесят назад. Захотелось ему их починить. И через две недели он торжественно вернул мне рабочие часы. А я заказал ему у реконструкторов докторской саквояж и трость в стиле девятнадцатого века. Совершенно идентичный реплекант. Такой мог быть у доктора Ватсона или у самого  сэра Артура Конан Дойля. В общем, человек он оказался универсальный. И гуманитарий и технарь. А это вообще редкость. Так только в эпоху возрождения было. Потом несколько раз чинил он соседским старушкам электроутюги , пылесосы , и электромясорубки, мультиварки. Бесплатно. Я иногда помогал ему. Грех было не поучиться. Главное не бояться, говорил он. Поломку скорее всего видно. А нет, так прозвони провода.
Жили мы дружно, хорошо жили. Все праздники справляли вместе. Как говорил Юнус "Мы не боги. Одиночество для человека неестественно."
Потом подошел его день рождения. В скромном кафе сняли павильон. Собрались его сослуживцы, мужчины и женщины. И когда все захорошели, то начали мне хвалить Юнуса. Сперва пожилая врач посетовал, что когда они уйдут на пенсию лечится будет не у кого, прежде всего им самим. Пошла она, дескать, намедни к врачу и он не смог ей диагноз поставить. А потому, что они все троичники, с платных факультетов и дипломы их ничего не стоят. Не то, что Юнус, который лечит все болезни, а не только по своему профилю. К нему со всей Москвы ездят больные. Потому, что у него есть какие то секретные чёрные тетради где записаны рецепты самого Овиценны. Я прекрасно знал эти тетради, это были его конспекты научных журналов. Как оказалось простой профессионализм для наших врачей выглядит чудом.-" Волшебник", как в фильме свой среди чужих.
Юнус мне иногда рассказывал про свою жизнь. Как росли они в маленьком ауле, смотрели, замирая, футбол по телевизору и ходили за десять километров драться в чужой аул. Как обрадовался отец, когда Юнус решил стать врачом и как выгнал его из дома, узнав, что сын стал военным у русских. Отец простил Юнуса только когда русские ушли, а новая национальная власть искалечила его второго сына, брата Юнуса за членство в КПСС, да так что ему пришлось ездить на коляске и писать в мочеприёмник. Как и все люди, старый Эсен лучше всего познавал истину в сравнениях. Рассказывал Юнус и  о скуке службы в Сибири и о буднях пограничных заставь и о первой чеченской от которой у него в голове осталась металлическая пластина и жуткие боли терзают его каждую весну. Такие боли, что жить не хочется и он ложится на месяц в госпиталь в Питере.
А как то он рассмешил меня до ужаса. Случилось это почти в самом начале его проживания у меня, наверное день на третий.
-"Слушай, у тебя тёлка есть?" _спросил он зайдя на кухню.
Я честно сказал что нет.
-" Без тёлки плохо," - серьёзно произнёс он :" А на кухне совсем невозможно без тёлки." И вышел. Я гляжу, а он одевается в коридоре.
-"Ты куда, Юнус?"
-"Пойду нам телку куплю. "И уходит.
Ну пусть идёт подумал я. Шутит же, наверное. Придёт и скажет не было или никто не понравился. Ну не приведёт же он проститутку. Хотя... я же его не знаю.. Что у него там в голове.
Юнус возвращается.
-"Ну что, купил?"-спрашиваю.
-" Да"-довольно отвечает он доставая из кармана металлическую терку. Так я узнал, что лёгкий акцент у него все-таки есть и букву "р" он выговаривает неважно.
Как - то проходя мимо его комнаты я услышал шопот. Он что то говорил, как буд-то молился, но это было на него не похоже. В другой раз я опять услышал шопот, а потом уже, когда он говорил  громче, я услышал и понял все, что он шепчет. Это была не молитва, вернее не совсем молитва.
"-Прости меня, лейтенант Алёша" -тихо говорил он. "Прости меня Игорь Воскобойников, прости капитан Кондрусов и ты Серёжа Куликов прости меня и Серёжа Алексеев прости, и сержант Дрозд и старшина Кочубей и прапорщик Топольский простите меня. И пусть Ваши дорогие родители простят мне, что я не смог вас спасти. И ещё он перечислял фамилии и в голосе его слышались слезы..Потом, он называл фамилии своих теперешних пациентов и просил Бога вразумить его для помощи им.  Так он говорил каждый вечер, а я и представить не мог, какую ношу тащит на себе его душа. Да и сейчас не могу.
Потом началась спецоперации и он решил вернуться на службу.
-"Ну, куда ты поедешь. У тебя два ранения и контузия. Хорошо же живём. Летом баньку на даче поставим. Раков будем ловить" - говорил я.
-"Понимаешь, я врач. Всю жизнь я борюсь с болезнью и с её итогом. Со смертью. Очень часто я побеждаю. А потом человек стареет и тогда побеждает смерть. И я ничего не могу сделать. А на войне смерть побеждает сразу. Там она не ждёт старости. А ранения, ну что же, я не герой, если увижу, что не тяну, вернусь. Не волнуйся. Ещё половим раков и баньку поставим. "
Вернулся он через полтора года. Похудевшим и совсем седым. Получил он там две награды и две раны в довесок. Правая рука совсем не сгибалась.
Проговорили мы всю ночь. На деньги он купил себе дом в старинном русском городке. Место чудесное. А зимой вообще сказка. Тишина и слышно, как снежинки падают. Летом тоже хорошо. Две реки рядом, леса и заливные луга и синь неба над морями  ржи.
-"Понимаешь, друг. Мужчине надо свой дом иметь. А я тебе здесь мешаться буду. Ты давай женись. Вот это будет дело. Детишек заведи, тогда я нянчить приеду, лечить, если заболеют. А на лето будем ко мне уезжать. Я пасеку хочу завести. В больницу уже устроился."

Я считаю, что этому маленькому городу повезло, что в нем появился врач, который каждый вечер просит прощения у всех, кого не смог спасти и молится о живых.






























.


Рецензии
Очень хороший, захватывающий рассказ. Тепло на душе, что есть такие люди.
Спасибо!
Алексей Туманов

Tumanchik   19.02.2024 19:44     Заявить о нарушении
В последнее время мне приходится соприкасаться с системой здравоохранения и таких, как Хаким, не встречаю. А вот других полно.

Tumanchik   20.02.2024 08:47   Заявить о нарушении
Эти он меня и поразил. Отношением к людям. Я часто болел и ходил к врачам и как - то старенький врач мне померил давление. У меня 240 на 180.Гипертония в последней стадии. Как сказал кардиолог уже давно. А врачи не догадались мне за все время давление померить. Можно же было хоть раз. И определили бы болезнь на ранней стадии. Но это в голову никому не пришло. Видимо, спасение утопающих, дело рук самих утопающих.

Всеволод Малахов   20.02.2024 10:21   Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо за добрые слова Ваши. И за высокую оценку рассказа. С искренним уважением.

Всеволод Малахов   20.02.2024 10:23   Заявить о нарушении
Интересный вопрос человека, увидевшего, что мы получаем какую-то медицинскую услугу за деньги: "Почем сегодня бесплатное здравоохранение?"

Tumanchik   20.02.2024 18:29   Заявить о нарушении