12. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  12.
Тогда приходит Иисус  от Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься  от него
(III, 15)

Иоанн Златоуст продолжает толкование:"С рабами Господь, с виновными Судия идёт креститься. Но не возмущайся этим: в  этом- то смирении и сияет особенно Его высота."
Конечно. Иоанн удерживает Его, говоря: аз требую Тобою креститься,  и ты ли грядешь ко мне (Мф III)
Так как крещение Иоанново было крещением покаяния и приводило людей в осознание грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит с таким намерением, в предупреждение этого Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Тот, кто мог истребить грехи всего рода человеческого, сам уж без сомнения был безгрешен.
Иоанн сказал о Нем также - вземляй грехи мира сего, чтобы ты уверился, и убедившись увидел, что Он приходит креститься с иной целью."
Иоанну Христос сказал: остави ныне, тако бо подобает нам исполнить всякую правду. (закон).
Христу надлежит исполнить весь закон, потому что Он должен разрешить проклятие, написанное против  всех в законе.

2. Святитель объясняет, что " естественно,  народ почитал Иоанна Крестителя  гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил необычную одежду. Призывал всех к крещению, и сверх того, родился от неплодной.  Иисус же произошёл от незнатной отроковицы, воспитывался в доме, обращался со всеми и носил обычную одежду."
Иоанн  в глазах иудеев  был гораздо более и удивительнее его.
А так как глас сей есть Сын мой возлюбленный по указанным причинам могли приложить к Крестителю, то Дух Святой сошёл в виде голубя, чтобы обратить глас на Иисуса и показать всем, что слово сей сказано не об Иоанне крестившем, но об Иисусе крестившемся
Но иудеи не поверили этому  по жестокосердию своему.
" Когда душа в состоянии бесчувственности и развращения,  обьясняет Святитель - и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом. Напротив, когда душа благопризнательна, тогда она принимает все с верою, даже и в чудесах нет особой нужды.
И, крестившись, Иисус тотчас же вышел из воды,- и се отверзлись ему небеса.
Для чего же отверзлись небеса? Иоанн Златоуст обьясняет:
"Для того, чтобы ты познал, что и при твоём крещении бывает то же самое; тогда Бог призывает тебя к горнему отечеству и убеждает ничего уже общего не иметь с землей.
Ты не видишь этого, но несмотря на то, не сомневайся...
Чувственные видения дивных и духовных вещей и все подобные знамения бывают только в начале, и то для людей грубых, которые не могут вместить никакой мысли о существе бестелесном и поражаются только видимым, и потому имеют нужду в чувственных аидениях; н это бывает той целью, чтобы с верой принималось то, что однажды было утверждено чудесами, хотя потом этих чудес уже не было.
Так и при Крещении голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну указать как бы перстом Сына Божия, и  вместе с тем для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься  нисходит Дух Святой".

3. Святитель отвечает нам на вопрос, почему Дух Святой принял вид голубя.
" Потому что голубь есть животное кроткое и чистое. И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.
Кроме того, такое явление напоминает нам о древней истории.
Когда всеобщий потоп обьял всю вселенную, и род наш подвергался опасности совершенного истребления, тогда явилась эта птица и дала знать о прекращении потопа. И принесши ветвь масличную, принесла весть о всеобщей тишине во  вселенной. Всё это было прообразованием  будущего...
Тогда  это произошло посредством наказания, а теперь посредством благодати и дара неизглаголанного. Поэтому и голубица не с  масличной ветвью является, но указывает нам на Освободителя всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит из ковчега, но всю вселенную возводит на Небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому".

4. "Итак,-  призывает нас Святитель, - будем сохранять достоинство, которое мы получили в начале; будем ежедневно стремиться к небесным чертогам.
В самом деле, если бы какой -нибудь  царь усыновил бы тебя, бедного и нищего, ты бы и не подумал о своей бедной хижине ...
Тот,  Кто тебя призывает, есть Владыка Ангелов, а блага, даруемые тебе превыше всякого слова и разумения.
Он переселяет тебя не от земли на землю, подобно царю земному, но от земли на Небо, и от смертного естества в славу бессмертную и неизглаголанную.
Надеясь получить такие блага,
ужели не уверишься, что все видимое малоценнее рубища нищего?
Какое принесёшь оправдание... если после такого дара опять бежишь к прежней блевотине?
И если тот, которому был дан в удел рай (Адам), за одно только преслушание после великой чести подвергся великим бедствиям, то мы, получившие небо и сделавшиеся сонаследниками Единородного, можем ли испросить прощение, если, оставив голубя, поспешаем к змию?"
Духовный накал проповеди Иоанна Златоуста нарастает  с каждым словом:
"Тот. кто после такого благодеяния не сделался лучшим, по всей справедливости должен подвергнуться последнему и тягчайшему  наказанию.
Тебе отверзается небо для того, чтобы ты восшел туда, и не только сам вошёл, но- что гораздо важнее- и других возвел с собой, если захочешь.
Итак, если там дом наш, то положим туда все имение. И ничего не оставим здесь, чтобы не лишиться его."
Здесь на земле,   даже имея  стражу,  запоры,  тайники для твоего имения,
" ты все же не избежишь рано или поздно смерти;  и все это в  одно мгновение  будет отнято, и не только отнято, но  и предано в руки врагов твоих.
Если перешлёшь свое имение в дом Небесный, то будешь совершенно безопасен.
Такова крепость Града; так неприступно это место для хищников; неприкосновенно для тления и ограждено от всякого злого умысла."

5. "В самом деле,  - продолжает Святитель- мы всеми силами стараемся приобрести землю, и за несколько десятин земли и домов не только не жалеем денег, но даже проливаем кровь; а для приобретения неба не хотим пожертвовать и самыми избытками, между тем как могли бы купить его за малую цену, и, купивши, обладать им вечно.
Потому то мы и подвергнемся там крайнему наказанию, если придем туда наги и нищи; и не только за свою бедность будем терпеть мучения, но  и за то особенно,  что вовлекли  и язычников в подобное состояние."
" Христос повелевает нам быть солью и светильниками в этом мире...чтобы просвещали омраченных заботами  о богатстве...
Тот, кто рабствует богатству, и здесь и там будет в узах; а неимеющий этой страсти и здесь и там будет свободен.
Чтобы нам достигнуть этой свободы, сокрушим тяжкое ярмо сребролюбия, и воскрылимся к небу, благодатию  и человеколюбием  Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии