Каково это - быть русским в Европе

Любезный читатель,
Если ты ждёшь, что сейчас я начну впадать в долгие рассуждения о том, как сложно нынче жить в Европах с их русофобией, санкциями и прочими «прелестями», то я тебя разочарую. Этого не будет. Об этом уже писано – переписано, в том числе, и мною.

В этом послании я просто приведу несколько недавних случаев, хотя, конечно, их было гораздо больше, и были они самыми разными, от полного неприятия до криков Russian – it’s so cool! (Русская – это так круто!)

Случай первый. Поздний вечер, маленький туристический городок Сен Джулианс, Мальта. Возвращаюсь домой после по-настоящему сложного дня просто никакая. Такое тоже бывает в моей биографии.
- Ты убийца, ты слышишь, ты – убийца!!! – он повторяет эту фразу по-итальянски, поэтому можно сразу понять, что он мне «тыкает». Я молча продолжаю идти по улице.
- Вы все, русские, убийцы, вы поддерживаете Путина. Все, кто его поддерживает – убийцы! – это он уже продолжает по-английски. И вдруг переходит на ломаный русский:
- Слава Краине! – почему-то он проглатывает первую «У», наверное, от возбуждения. Странно, когда он этой фразой размалевал мою машину, все буквы были на месте. С трафаретом сверялся? Впрочем, может, это не он, никого же не поямали. Но тогда кто? Всем остальным до моей «русскости» мягко говоря, фиолетово. Наоборот, они любят рассуждать о нейтральности Мальты и о том, что остров – территория мира.

Кто он? Мой сосед по улице, и как раз сейчас он вывел погулять свою собаку. Миленькая такая маленькая собачка, она поджимает хвост – ей явно не нравится настроение хозяина. С виду нормальный, но чуть что, начинает кричать про убийц, чем порядком злит остальных проживающих в нашем респектабельном районе.
- Ирина, почему ты не вызовешь полицию? – это уже наш старший по дому, - ты же знаешь, оскорбления на Мальте преследуются законом. Его могут даже арестовать.
- Собачку жалко. – отвечаю я. И это правда. Они живут вдвоём, из друзей – только телевизор, с вечно тарахтящей про «российскую агрессию» ВВС. 

Случай второй. Жаркий летний полдень. Я бегу от машины по улице, чтобы как можно скорее оказаться в квартире под кондиционером. Прохожих нет. Только вдалеке маячит фигура. Фигура приближается, я привычно произношу: добрый день. В этот раз почему-то вместо привычного ответа «добрый день» меня просто на ходу останавливает вопрос:
- Мадам, вы, наверное, русская.
Я опешила и почему-то в ответ выпалила:
- А как вы догадались?
И действительно, как он мог догадаться, этот курчавоголовый темнокожий уборщик, с которым мы пересекаемся крайне редко. Иногда, когда я заезжаю на обед, я вижу, как он выметает из-под припаркованных машин горы мусора и отправляет их в огромный передвижной пластиковый бак, который он всегда возит за собой. Мы здороваемся, и каждый дальше идёт своей дорогой.
- Нет, правда, почему вы так подумали?
- А вы – единственная из всех живущих здесь европейцев здороваетесь с нами и всегда улыбаетесь. Так делают только русские. Другие нас обычно не замечают.

Случай третий. Вечер, Биргу, один из невероятно популярных фермерских ресторанов. Заказываем с приятелем-англичанином ужин. Он говорит на роскошным British British, я – на английском версии спецгруппы Воронежского государственного университета (кстати, очень прилично нас там учили), то есть у меня есть лёгкий, абсолютно не мальтийский, акцент.

По традиции посетителей приветствует хозяин семейного ресторана и рассказывает о ом, какие именно блюда они приготовили сегодня. Я, как всегда, не могу удержаться от вопросов типа: а можно ли есть те цветы, которыми здесь так роскошно декорируют все блюда.
- Конечно, мадам, всё, что мы подаём нашим гостям, съедобно. А разве в вашей стране не так? Кстати, откуда вы к нам приехали?
- Я из России.
Хозяин меняется в лице, но быстро берёт себя в руки:
- Наверное, не самое лёгкое сейчас быть русским в Европе?
- А русским всегда было быть нелегко.
- Всегда? Нелегко? А почему?
- Ответственность большая.

Реакцию, мой любезный читатель, я описывать не буду. Просто процитирую «наше всё»: воображайте, воля Ваша, я не намерен Вам помочь.
На этом я и заканчиваю своё небольшое послание о том, каково сейчас быть русским в Европе. Ответственность большая.


Рецензии