Феликс Довжик Шаги в космос

Феликс Довжик

Шаги в космос

Первый космический аппарат запустили в космос, когда мы, студенты Ленинградского Политехнического института, вместо начала занятий на третьем курсе были отправлены на «Покорение Целины» в обжитый колхоз Красноярского края.

Кто-то вечером вдруг закричал: «Спутник в космос запустили».
У кого-то был портативный радиоприёмник, и мы, обступив вокруг приёмника, слушали сигналы «пи-пи-пи».

Видимо ничего кроме этого спутник передать не мог. И то радость – спутник живой! Долетел до небес и держится там.

Потом полетел второй, за ним третий – уже информативный, с научной аппаратурой.
Затем собачки полетели. Их наблюдать уже можно было. Скучают, но кушают – значит живые!

1961 год. Я уже 9 дней как сотрудник Подмосковного филиала Московского Всесоюзного НИИ электромеханики. Полет Гагарина. А мне предстоит участвовать в создании аппаратуры управления непилотируемыми космическими аппаратами. С ними гораздо проще, чем с пилотируемыми.

Что будет, если какой-нибудь метеорит пробьёт оболочку пилотируемого космического аппарата!?
Ничего себе, ужас какой и что делать?
Как что делать? У нас же есть Главный теоретик космонавтики Президент Академии Наук Академик Келдыш. Ему решать, и это правильно.

Келдыш потребовал для себя космический аппарат, чтобы разобраться с метеоритами, с вероятностью их попадания в спутник и с их разрушительной силой, а заодно Институту земного магнетизма Академии Наук понадобился спутник для измерения магнитного поля на данных высотах, чтобы создатели аппаратуры понимали, какое на их детище может оказывать воздействие магнитное поле Земного Шара.

А Королёву не до этого – у него уже первые космонавты тренируются. Им свои аппараты нужны.
Тут-то и вспомнили о Янгеле. Его ранее из фирмы Королёва отправили в Днепропетровск и поручили создавать боевые ракеты для армии.

Э-э-э, не выйдет, батенька. Изволь в соцсоревновании в качестве дополнительной нагрузки сконструировать для уважаемого Келдыша ДС-МТ и ДС-МГ.
ДС – Днепропетровский спутник, МТ – метеоритный, МГ – магнитное поле Земли.

Эти спутники сейчас мало кто помнит, а я их хорошо запомнил – это начало моей инженерной работы.

Янгель обратился к своему другу, к академику Иосифьяну – директору нашего Головного института.
Один раз ты меня от смерти спас, спасай теперь от подзатыльников. Одному в эти сроки не уложиться.

А нашему Иосифьяну, члену Совета Главных Конструкторов ракетной техники, поставщику электромеханики, это очень на руку. Он в космическую сферу уже дорожку торил – свой спутник готовил.

И вот нам, группе, двадцать молодых специалистов, а других, опытных, просто нет и найти пока негде, поручили для Днепропетровского спутника ДС-МТ, а следом и для ДС-МГ создать ПВУ – программно-временное устройство управления научной аппаратурой, некая пародия на современную бортовую вычислительную машину.

И создали. Наши приборы безукоризненно в полёте отработали. Ни одного отказа и даже единичного сбоя на нескольких спутниках не было. А это уже известность и хорошая реклама. Кроме работы на наш филиал и на Головной институт посыпались заказы на разнообразную аппаратуру из смежных космических фирм.

Но почти сразу обнаружилась и выявилась одна особенность – одни сотрудники способны к самостоятельной работе, а другие не очень, и помощь им не помогает – в него что-то вливаешь, а это что-то в нём не держится и творческой отдачи от него нет. А это значит, что у него существенно тормозится рост в зарплате и в инженерной должности.

Подмосковье, да ещё НИИ – злачное место, сюда распределяли лучших, но увы. Кто-то успешно покатился вперёд, а кто-то откатился назад – искать что-то попроще: устроиться так, чтобы и деньги шли, и работа не напрягала.

Оказывается, нечто подобное отыскать можно. Есть занятия и даже профессии не очень престижные, но необходимые. Творческой работой туда не заманишь – её там нет, а зарплатой соблазнить – да раз плюнуть.

В конечном счёте всё перемешивается, и каждый находит то, что ему нужно: кто бутылку, кто деньги, кто работу – не бей лежачего, денег в возможном итоге поменьше, но труд по чуть-чуть, а иным подавай работу по бицепсам, лишь бы извилины мозга не нагружать.

Кто-то в вечном поиске, а у кого-то даже на поиск трудолюбия нет. Получается естественное разнообразие, но очень мало довольных.

Вот и в нашей работе. Успехи в космосе куются на земле. Твори – тебя обязательно заметят, потому что ты нужен. А если хочешь много иметь, но мало работать, тем более на тебя обратят внимание. Конечно, горлом и голосом временно что-то урвать можно, но редко и однократно.

Труд сделал из обезьяны человека. Обратный процесс возможен, но от него будет мало радости.


Рецензии
Удивительно то, что читая Ваше, уважаемый Феликс, произведение про 1-е спутники земли, вспомнила, как мы отыскивали светлую точку на небосклоне и с замиранием сердца следили за ней!
Какая гордость была в нашей душе за страну, учёных, науку. Прошли годы и брат работал электриком на монтаже пусковой установки на Байконуре и рассказывал о запуске ракет. Всегда с восторгом слушала его, восхищаясь творческим потенциалом наших учёных, фамилии которых были у всего народа на слуху.

Благодарю Вас за такой творческий труд души на благо нашей страны!
С почтением к Вам, Феликс, Галина.

Галина Ефатерова   09.04.2024 00:53     Заявить о нарушении
Галина! Спасибо за прочтение и за отзыв. Всё первое всегда запоминается и только потом подобное становится привычным.

Запуск ракет конечно удивителен, но восход солнца в степи всё-таки намного краше и до сих пор в памяти.
Успехов Вам. Феликс Довжик.

Феликс Довжик   09.04.2024 16:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.