Портрет вождя. Часть 3. Вера

      Летом, перед школой, я с младшим братом и мамой, ездили в гости к бабушке в поселок Давенда, Читинской области. Мы вышли на станции Могочи, оттуда еще долго ехали автобусом до поселка.  Почему-то запомнилась смешная поговорка: «Бог создал Сочи, а чёрт Могочи», позже узнала, что Сочи — это теплый город на Чёрном море.
Нас встретил Павел, мамин брат, он работал конюхом, поэтому приехал на повозке, посадил на телегу, дёрнул вожжи со словами: «Ну, пошла…!» Я спросила дядю Павел, не больно ли лошади, он сказал, что не очень, мы её потом покормим и она послушной будет, простит нам.
 
      Дядя Паша показывал и хвастался маме, благодарил всех: «Видишь, как хорошо стали люди жить. Всё есть, и магазин-«сельпо», и огороды народ садит, многие на фабрике работает, здесь молибденовую руду нашли, кто в шахтах, тот хорошо зарабатывает, деньги стали давать, в «кооперации» принимают ягоду, грибы сухие и грузди мокрые, их сдают за продуктовые карточки. Совсем хорошо стало. Хорошо, что нас сюда сослали».
 
      Тогда мне показалась эта деревня большой, но дома стояли не как в городе на улице, а были разбросаны. Самый высокий дом – это двухэтажная школа, запомнилось, что здание полностью деревянное, с синей входной дверью, и украшено красной звездой. Видела сопку, с которой постоянно, и днем, а ночью при прожекторах, двигаются «вагонетки» по специальным рельсам.

      Мы с мамой ходили за грибами и потом относили в кооперацию, за эти бумажки нам хлеб дали и еще купили в «сельпо» конфеты со смешным названием «дунькина радость». Однажды сы заблудились, хорошо помню, как было страшно, когда стемнело, мы на огоньки вышли к посёлку, выбросили почти все грибы.

       Помню старенькую бабушку, она в отдельной комнате спала, выходила посидеть на ступеньках у входа в дом, иногда ходила по огороду, рвала траву даже крапиву собирала, затем в деревянном корыте ее рубила специальным ножом. Этой едой кормили свинью, которая жила в доме под полом, Тётя Дарья спускалась по лесенке вниз, давала ей воду, варенную картошку и овес, который дядя Паша с конюшни приносил.  Я несколько раз сверху бросала ей траву. Мне сказали, чтобы про свинью, которая живет в погребе, я никому не говорила, это секрет, иначе её заберут, а меня никто об этом не спрашивал.

      Мне было интереснее ходить с моей двоюродной сестрой Ниной купаться, но на речках не очень покупаешься, там мелкие, одни камни, и очень холодная вода, поэтому все ходили купаться на карьеры, их было несколько, один ближний и далёкие. Плавать я не умела, маленькая была, поэтому бродила по краю, вода была не прозрачная, наверное, из-за глины, мне нравилось лепить, строить из этого глиняного песка, а пацаны ныряли.  После того как утонул мальчик, сказали, что он ударился о камень, который на дне, и нам запретили там бывать.

      В доме жила семья Павла, это баба Дарья, трое их детей, и моя бабушка. Старшая Лида летом уехала работать помощницей повара, Лёня ходил на рудник учиться какой-то профессии, а младшая Нина была моей подружкой. Она так много знала, наверное, все книги в их библиотеке перечитала, мне пересказывала, показывала свой дневник, где все пятёрки. Дядя Павел все время кашлял, хозяйкой в доме была Дарья.

      Меня интересовала полка под шторками, которая висела очень высоко. Моё любопытство было удовлетворено, когда никого не было в комнате, я подвинула стул, и заглянула, ничего интересного не нашла, там была под стеклом была вставлена картинка с нарисованным женским лицом, которая украшена какими-то цветами, как будто «золотинками», и несколько обгорелых свечей. Под полочкой открыто висела картинка, как у нас, в детском саду, я знала, что это дядя Сталин.

      Когда Дарья звала всех к столу, то первой подходила бабушка, она крестилась, глядя на этот угол, что-то шептала про себя, потом крестила свою тарелку. Также делал и Павел и Дарья, которые молись и благодарили Бога и Сталина.
За обедом моя мама вспомнила и рассказала про икону, которая была в ее детстве, когда её отдали в школу-интернат. Она знала, что нужно молиться, а церкви и икон не было, в комнате, где спали девочки, был портрет, к которому она обращалась как к Богоматери: «Клара Цетка, помоги, чтобы меня забрала мама, чтобы я не умерла, чтобы немного побольше кусочек хлеба дали…». И из маминых слов, эта немецкая революционерка Клара Цеткин ей «помогала».
 
      Мы ещё несколько раз приезжали в этот посёлок, но дяди Павла не стало, дети их разъехались, в доме оставались Дарья и и сильно постаревшая бабушка. Свинья была другая, хрюкая в отдельном сарае. На карьер я ходила со своим подросшим братом Сергеем, но не купались, нам разрешали «плюхаться». Позже узнала, что эти карьеры оставались после добычи золота, Дарья рассказала, что за сезон она с помощью больного Павла и бабушки почти карьер земли с песком поднимала и промывала, чтобы сдать золотой песок, треть стакана намывали, и получали карточку продуктовую.

       Моя мама в этих местах становилась совсем другой, ей нравилось ходить босяком, в лесу она показывала, как быстро собирается голубица, объясняла, что крупная брусника растет на противоположной стороне «лысой» сопки, а грибов-маслят больше в хвойном лесу, а грузди – «хитрые» прячутся   под листву. Это места ей были знакомы с детства, она в тайге выросла, но были у неё и другие воспоминания, как она здесь замерзала в лаптях по снегу, каждый как страшно было возвращаться из школы зимой через темный лес, и, как хотела замерзнуть от голода.

      Для меня странными прозвучали мамины слова под конец её жизни: «А хорошо, что нас в тайгу переселили, правильно делала советская власть, она страну поднимала, кем бы я там, на Волге была, безграмотной крестьянкой, а так я врачом стала….».

      Сегодня, думая про судьбу этих людей, которых выгнали с родных мест, заставили пережить столько горя и унижения, а они благодарят Бога и доброго вождя Сталина за хорошую жизнь. Всё переплелось в их жизни - и горе, и терпение, и надежда, и Вера! Мне вспомнилась лошадь дяди Павла, которой было больно, но. её покормят, и она будет послушна и предано работать.
 
      Тамара Давидова, 2021.
      (Продолжение следует)


Рецензии