Русская Душа В память о Сашбаше
Русская Душа В память о Сашбаше
17 февраля 2024 года исполняется 36 лет как от Нас с Вами ушел Русский Поэт огромного творческого Великоруского Дара Александр Башлачев – Сашбаш. Вокруг его ухода из жизни и творчества, фактически единственного в ту пору харизматичного, типологического Русского Поэта за все это время нагромоздили горы публицистической лжи. А все публикации о Башлачеве и его творчестве это перепевы фрагментов предыдущих негативных публикаций, хотя некоторые вроде бы в положительном плане оценивают его природный великоруский поэтический Дар. Сходная Судьба ждала и иных знаковых русских творцов XX века, его старших современников: - Николая Клюева, Сергея Есенина, Михаила Булгакова, Павла Васильева, Николая Рубцова, Олега Куваева, Юрия Кузнецова и иных не упомянутых.
Все публикаторы упирают свои мнения либо воспоминания в биографические подробности жизни Поэта, что совершенно затмевает величие его Типологического Великоруского Творчества. Александру Башлачеву принадлежат несколько сотен стихотворных текстов. Некоторые проходят под одним названием и имеют разную редакцию и естественно своеобразный дух исполнительского самовыражения. Навязываемое Нам с Вами мнение «в следующие полтора года — последние для Башлачева — он почти ничего не напишет, сосредоточившись на исправлениях в уже спетых песнях» не имеет никакого творческого смысла. Поэтическую работу поэта великоруского эпика просто пытаются принизить таким образом. Основная масса его текстов была создана в начале 80-х годов. Разные дальнейшие редакции своих текстов связаны с огромным масштабом его поэзии. Они показывают многообразие великоруского таланта Сашбаша.
В Москву 1984 года Александр Башлачёв приехал уже сложившимся Поэтом. И там в конце 84-го года отыграл несколько московских «квартирников», а в начале 85-го уехал в Ленинград. Там по адресу Московский проспект, д. 99 состоялось первое публичное выступление Александра Башлачёва в Ленинграде. Башлачёв становился всё более известным и популярным. Он ездит с концертами в Москву и другие города. Разумеется, это были всё те же «квартирники», но слушали здесь его люди уже знающие великорускую канву его творчества, ценители его исполнительского таланта. Пока у него все идет как у всех так называемых «рок исполнителей». Сашбаш продолжал выступать со своими концертами, даже вступил в Ленинградский рок-клуб. Тусовка рок-музыкантов коллективно в форме ВИА рвалась на массовую сцену. Они воспринимали Сашбаша своим единомышленником, потенциальным конкурентом. Советская эстрада намертво стала против этой новой волны исполнителей, так как обнажалась пустота всех этих всевозможных советских поэтов песенников, вкупе с подобными композиторами. Безплодными пустышками, компиляторами маршевых ритмов и лирических русских народных романсов и их народной музыки наглядно представали «покрасы», «соловьевы-седые», «шаинские», «дементьевы», «пономаренки», «пахмутовы с добронравовыми» и т. д. и т. п.
И вот главное в духе творчества Сашбаша, не понимая пророческого значения своих слов, как то отметил Борис Гребенщиков: -
«Ему-то на самом деле очень хотелось, чтобы у него тоже песни были, которые можно играть с барабанами, с басом, с гитарами, чтобы на сцене выступать... Естественно, ему этого хотелось. Только его песни ну никак в это не помещались»
Поэт песенник Сашбаш творил собственную Судьбу намертво связанную с Великоруским расовым Духом. Гребенщиков не ощутил еще один момент, главное в русском творчестве Сашбаша, тот был великим созидателем неповторимых образных поэтических полотен Великоруского Бытия, концертов в своем исполнении. Дар Великорусской Поэтики, в сочетании с таланом доведения своего Великорусского исполнительского Дара до своей аудитории, соединились в Духе Творчества этого природного русского песенника.
Осенью 1985 года у Александра родился сын, которого назвали Ванюшей.
К несчастью, Ваня прожил всего несколько месяцев. Горе сказалось на Александре. В память о сыне он написал плач былину «Ванюша»: -
Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки,
Как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке
душа гуляла,
душа летела,
душа гуляла,
в рубашке белой,
да в чистом поле
все прямо прямо,
и колокольчик этот
был выше храма,
да в чистом поле
да с песней звонкой.
Но капля крови на нитке тонкой уже сияла,
уже блестела, спасая душу, врезалась в тело.
Гулял Ванюша вдоль синей речки
и над обрывом
раскинул руки
то ли для объятия
то ли для распятия.
Поэтика Башлачева вышла на уровень неповторимого великоруского феномена. Но уровень частных «квартирников» оставался для него единственной творческой исполнительской отдушиной. По свидетельству музыканта Александра Липницкого: -
«Башлачёв-то был запрещенный автор. Все были запрещенные, а он — на первом месте. У него были такие песни, что называется, не в бровь, а в глаз... Так что мощное давление ещё и отсюда шло».
Наиболее глубоко творчество Сашбаша осветил Александр Морсин. Он дал свою зарисовку, как он считал, о наиболее самобытном и неприкаянном авторе рок-подполья 80-х: -
«Переломным моментом считается появление песни «Время колокольчиков» — ошеломительного прорыва на неизведанную для советских авторов территорию древнерусской тоски (русской истории, а не тоски В.М.). Сам прием был не нов: народные мотивы встречались как на эстраде, так и у первых гитарных ВИА. Однако в отличие от Людмилы Зыкиной и «Скоморохов» Башлачев вытаскивал наружу не сконструированный и насквозь фальшивый фольклор ряженых (этнорусизма В.М.), а давно погребенные пласты славянской культуры (Великоруской Культурологии В.М.). В них не было ни слова о плодородной земле-матушке, слез умиления или страшилок из темного леса — «только ужас в глазах, звериный оскал» и «звон сердца под рубашкою».
Дальше его было не остановить: одна за другой шли «Некому березу заломати», «От винта!», «Посошок», «Ванюша» и дюжина других в том же ключе. Башлачев неожиданно открыл портал в Русь, причем еще некрещеную, буквально доисторическую. В этом смысле его эстетические поиски как бы отменяли не только 70 лет советского проекта и целые века Российской империи, но саму логику жизни здесь. Именно поэтому и возвращаться, по Башлачеву следует, не к «ленинским заветам» или Новгородскому вече, а намного-намного раньше, в (великоруском расовом типологическом В.М.) идеале — к сотворению мира (в Духе расовой Великоруской Наднациональной народной мистики В.М.).
Душа гуляет, заносит тело
С приходом новых «старых» сюжетов и образов у Башлачева кардинальным образом поменялся язык. Теперь он почти полностью состоял из исконного русского словаря «словообразов», он упивается архаикой: - душа, заря, путь, удаль, посох, пашня, солнышко, кости. Баллады и поэмы перерастали в (полотна творческих образов В.М.) былины, занимавшие тетрадь рукописного текста, и могли растянуться на 15–20 минут во время концерта.
Возможно, высшим достижением Башлачева в этой форме стала мало с чем сравнимая в отечественной рок-культуре песня «Ванюша» — посвящение умершему в младенчестве сыну и реквием по всему, чему никогда не быть. От сказочного русского Ивана, который лежит на печке и не помнит своего родства, Башлачев переходит к веселому Ваньке из частушек, а после к кровавым баням Ивана Грозного из народных преданий. В этом древнерусском делирии, в котором нет ни времени, ни пространства, «душа гуляет, заносит тело» — «хочешь в ад, хочешь в рай». Под конец Ванюша раскидывает руки «то ли для объятия, то ли для распятия» — то ли Сын Божий, то ли сын автора песни. Судя по тексту, для самого Башлачева подобные противопоставления условны, раз в каждом жила душа.
Выдержать «Ванюшу» или «Егоркину былину» во время живого исполнения было непростой задачей. Башлачев вообще был не самым милосердным музыкантом, затягивая зрителей в горечь и трагедию человеческой жизни, как в болотную топь. Бесконечный минор, скорбные тексты, вой на все четыре стороны и изодранные в кровь пальцы — Башлачеву было трудно подпевать и аплодировать, но невозможно не сопереживать и не впасть в оцепенение. По словам Троицкого, концерты Башлачева «съедали [публику] заживо и без остатка», сам же он напоминал колдуна.
Это отлично видно на сохранившейся записи квартирника в коммуналке у БГ. Лохматый и расхристанный Башлачев играл в рубашке с рукавами-колоколами, как у Царевны-лягушки, и, срывая горло, пел про купола, черные мозоли и матюги с молитвами. После каждой песни воцарялась тишина, паузы переходили в перерывы — Башлачев будто выныривал из глубины веков, чтобы набрать в легкие воздуха, а публика — смелости слушать дальше».
Одиночество это удел всех русских расовых наднациональных творцов и Сашбаш здесь не исключение. В конце 1987 года оно пригнало его домой в Череповец. Мама вспоминала, что совсем не понимала его тревог и забот, Саша пребывал в каком то отстраненом состоянии. Он накоротке повидался с приятелями и уехал в Петербург. Последние дни и недели жизни Башлачев в депрессии не находил себе места. В Январе 1988 последовали два концерта 9 января в ДК МЭИ, там организаторы отмечали его некую отстраненность, Башлачев буквально испарился после выступления, и «квартирник» у Марины Тимашевой.
«Я не верю тем людям, кто не страдал, — говорил Башлачев в одном из редких интервью. — И даже те, кто очень страдал… Вопрос в том, льется ли кровь напрасно либо нет. Если льется как с гуся вода, то ты ничего не понял, не извлек урока, твои страдания бессмысленны».
Под это настроение подходит молитва Владимира Высоцкого: -
Все года, и века, и эпохи подряд –
Все стремится к теплу от морозов и вьюг,
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено - только на юг?
Слава им не нужна - и величие,
Вот под крыльями кончится лед –
И найдут они счастие птичее,
Как награду за дерзкий полет!
Что же нам не жилось, что же нам не спалось?
Что нас выгнало в путь по высокой волне?
Нам сиянье пока наблюдать не пришлось,
Это редко бывает - сиянья в цене!
Тишина... Только чайки - как молнии, -
Пустотой мы их кормим из рук.
Но наградой за годы безмолвия
Обязательно будет звук!
Как давно снятся нам только белые сны –
Все другие оттенки снега занесли, -
Мы ослепли - темно от такой белизны, -
Но прозреем от черной полоски земли.
Наше горло отпустит молчание,
Наша слабость растает как тень, -
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день!
Север, воля, надежда - страна без границ,
Снег без грязи - как долгая жизнь без вранья.
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц –
Потому, что не водится здесь воронья.
Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть –
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь!
В начале 1988 года Сашбаша в виду полной безнадеги реализации своего таланта, а без этого и жизнь для него была не жизнь, начал впадать в глубокую одинокую депрессию. Он был подавлен, уничтожил практически все черновики и тетради со стихами. Утром семнадцатого февраля 1988 года у дома № 23 корп.1 по проспекту Кузнецова было найдено тело Александра Башлачёва.
Александр Башлачёв был похоронен на Ковалёвском кладбище 23 февраля. На крышку его гроба, когда предавали земле, положили гитару.
Его голос звучит для Нас с Вами: -
Эй, ап — спасите ваши души!
Знаешь, стыдно, когда не видно,
Что услышал ты то, что слушал.
Стань живым — доживёшь до смерти.
Гляди в омут и верь судьбе —
Как записке в пустом конверте,
Адресованный сам себе.
Там, где ночь разотрёт тревога,
Там, где станет невмоготу —
Вот туда тебе и дорога,
Наверстаешь свою версту.
Посвящение Русскому поэту Александру Башлачёву
Крылья белые.
Крылья белые для тебя - стал бы ангелом
Крылья чёрные - стал бы вороном.
Мог взметнуться ввысь к небу яркому,
Или сгинул бы по ту сторону.
На крутом берегу всё толпится народ,
Видишь, там на горе, крест поставили.
И в холодной груди заалел уголёк
А потом полыхнул ярким пламенем.
Сосны здесь высоки, глубока река
И над птицами небо синее
Но откуда-то вдруг забрела тоска,
И покрыла вмиг душу инеем.
Заморозила льдом, февралём замела,
Лишь-бы силы в пути не закончились.
Посмотри, впереди заблестят купола
Слышишь звон своих колокольчиков.
Наливай до краёв, ветру сердце открой.
Не спеши, отдохни, почитай нам стихи.
А когда ты уйдёшь этой звёздной тропой-
Русь отпустит тебе все былые грехи.
Отзывы о Сашбаше: -
«Александр Башлачев гениальный поэт, к сожалению, и мало известный и недооцененный. Его стихи это поток космической энергии, разговор с высшими силами, глубинные корни и горние выси... Он приходил в наш мир, чтоб мы поняли. Возможно мы сумеем когда-нибудь услышать его по-настоящему и тогда придет понимание».
«Сущность творчества таких русских людей, как Башлачёв, мы в России должны знать. СашБаш сама Суть души русской».
«Лучше не сравнивать московско-питерских кобейнов и прочих ребят с Башлачевым. Он, суть эпическое явление наднационального русского характера».
Свидетельство о публикации №224021701139