25. Никита

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


ПАВЛЫЙ НИКИТА

Два самых высоких и крупных ребёнка в группе – это Серёгин Егор и Павлый Никита. Оба словно налиты нездоровой полнотой. Оба постоянно находятся в состоянии либо «вот-вот заплачет», либо «вот только успокоился». Но сейчас про Никиту.

Если не считать Егора, который по возрасту должен быть в средней группе, Никита старше всех в «Дюймовочке». Его приводят-забирают мама и папа, часто вместе. Все трое похожи друг на друга: высокие, полные, рыхлые, бледные, большеглазые, тревожные, нерешительные. Ни один из родителей не выражает свои мысли чётко, не говорит ничего конкретного и навешивает на воспитателей кучу неразрешимых проблем на пустом месте. При этом они милые, мягкие, вежливые.

- Анна Яковлевна, Никита в ботинках, а обещали дождь, но небо вроде чистое… там у него в шкафу резиновые сапоги, вы ему наденьте, если дождь пойдёт… или вы в дождик ведь не пойдёте гулять? На террасе если… ну, тогда в ботинках, а то сапоги не дышат, в них ноги потеют. Вы Никите потом носочки переоденьте. А если он до террасы пока дойдёт, в траве ботинки намочит? Сейчас прохладно, как он всю прогулку в сырых ботинках будет? У него ноги замёрзнут… а он вчера вечером что-то покашливал… или лучше сразу резиновые сапоги надеть?... Они ему велики, можно носки шерстяные поддеть для тепла… хотя, ой, мы носки не взяли… ну, у него простых носочков две пары есть, вы ему обе сразу наденьте, а то в резиновых сапогах вредно ходить, ревматизм может быть… только в тонких носочках у него ноги в сапогах болтаться будут, они ему велики… нет, наверное, лучше ботинки… а если трава мокрая будет? А вы проследите, пожалуйста, чтобы он по траве не бегал, хорошо? Пусть лучше на террасе… хотя, если дождя не будет, то пусть по участку тоже бегает, только по дорожкам. И вы ему в ботинки на колготки одну пару простых носочков наденьте, всё-таки на улице прохладно… две пары не надо, ему тесно будет…

И вот такой поток сомнений и неопределенных указаний по любому поводу!

У Никиты есть ещё старший брат, взрослый, про него Никита говорит, что тот «живёт сам».

Никита хорошо говорит, любит слушать книжки и смотреть мультики. Рисовать-клеить-вырезать не умеет и не любит, физически развит плохо, неловкий, неуклюжий, в себе не уверенный.

Помимо всего этого, он боязлив и мнителен, как маленький старичок.

Не имеет своего мнения ни о чём, не знает, жарко ему или холодно, хочет он есть или пить, хочет в туалет или ещё нет, выспался или ещё бы поспал, хочет играть с мальчиками в машинки или нет, взял пожарную машину потому, что хочет играть именно с ней, или потому, что она первая попалась ему под руку.

Слушается всех. Впадает в ступор, когда слышит разные указания.

Никакого, даже самого незначительного, решения самостоятельно принять не может. Прежде чем ответить на самый простой вопрос, пытается по лицу спрашивающего угадать правильный ответ.

Болезненно привязан к маме.

Когда задают вопрос, который не подразумевает желаемый ответ, он впадает в ступор и не знает, что отвечать.

* Вот няня дала Нине раскладывать на столы салфетки. Она очень аккуратно разложила, ни одной не уронила, заодно поправила стульчики. Подбежала Ия:

- Я тоже хочу!

Няня:

- Я тебя звала, но ты не слышала, убежала, а теперь уже опоздала.

Ия посмотрела на столы, улыбнулась: да, опоздала и побежала дальше играть. Подходит Никита:

- Я тоже хочу салфетки раскладывать!

Нина Ивановна:

– Никита, посмотри, нужно салфетки раскладывать?

Никита оглядывает столы и пожимает плечами.

- Как ты думаешь, нужно или нет?

Никита опять поднимает плечи чуть не до ушей и резко бросает их вниз.

- Ну, посмотри, лежат салфетки на столах?

- А!.. Лежат!

- Так значит, надо их раскладывать?

Никита смотрит недоумённо и пытается на лице няни прочитать ответ. Подходит Егорка и сходу говорит:

- Ннннэ нннадо!

Никита нерешительно топчется возле няни и столов. Так дадут ему раскладывать лёгкие красивые салфеточки или нет? Постоять, подождать или уходить? Непонятно. Он растерянно смотрит на своё место за столом. Вдруг замечает и радостно кричит:

- А у меня нету!

- Есть, просто она чуть сдвинута в сторону Игорька. Ты её поправь.

Никита в ступоре.

– Нина, подвинь, пожалуйста, салфетку поближе к Никите!

В секунду к столу подлетают Нина и Артём, подвигают салфетку, поправляют её, вилку, стульчик.

Никита в недоумении продолжает топтаться рядом.

* На второй завтрак апельсины. Нина Ивановна режет их на дольки, чтобы удобнее было есть. Никита осторожно спрашивает:

- А в них нет косточек?

- Не знаю. Вот ты начнёшь есть и узнаешь. Если есть, аккуратно положи на салфетку.

У Егора уже лежат на салфетке три косточки, и он спокойно и с удовольствием ест дальше.

– А у меня нету!

- А у меня есть одна!

Никита мнёт свою дольку апельсина, пытаясь определить, есть ли там косточка. Капает сок, течёт по рукам.

- Никита, не мни! Кушай уже!

- Да-а-а, а вдруг там косточка?

- А мы дома косточки едим! – вдруг сообщает Игнат.

Никита тут же:

– И мы тоже едим косточки!

Стасик спокойно говорит:

- А мы дома не едим косточки!

Тут другие ребята:

- И мы не едим!

Никита растерянно смотрит по сторонам – как правильно, к кому примкнуть?..

* Апрель. Группа на прогулке. Жарко припекает ослепительное весеннее солнце. Никите предлагают снять варежки. Никита в растерянности.

- Мама сказала, что мороз…

Воспитатель:

- Это ночью было, и не мороз, а лёгкие заморозки. А сейчас, смотри, солнце как припекает! Многие даже шарф развязали и верхнюю пуговицу расстегнули, потому что жарко. И все ребята сняли варежки. Посмотри!

Никита растерянно оглядывается. Он одет по-зимнему. Из-под шапки выглядывают совершенно мокрые волосы, лицо красное, руки горят в двойных шерстяных варежках. Он колеблется.

- Решай сам, снимать или нет.

Он нерешительно стаскивает с потных рук варежки. Сначала он послушал маму и старательно надел все тёплые вещи, которые она ему оставила в шкафу, и настоял, чтобы ему завязали шарф поверх зимнего комбинезона и шапки-шлема и натянули варежки. Потом послушался воспитательницу, наверное, потому что она здесь и сейчас главная. А жарко ли ему самому или холодно, он решить не может.

* После завтрака воспитатель и няня говорят о том, кто сегодня идёт в бассейн, сверяются со списком. Никита:

- Мне нельзя в бассейн! Я антибиотики пил!

* Почти круглый год, кроме того времени, когда лежит снег, очень многие ребята приезжают на самокатах. На большом крыльце есть специальное место с большим навесом, чтобы оставлять ребячьи «транспортные средства»: самокаты, велосипеды, коляски. Никита относится к самокатам с большим сомнением:

- Самокат – это очень опасно! С него можно упасть и разбиться!

* Вернулись с прогулки, Никита заглянул в дверь группы, увидел открытые окна, которые няня как раз шла закрывать.

- Зачем вы открыли все окна? Нельзя все, а то будет сквозняк! Можно только одно открывать, чуть-чуть!

* Зима. Много снега, белого, пушистого. Все ребята рады. Никита озабоченно качает головой:

- Снег лежит, коляска плохо едет!

- Какая коляска?

- Ну, моя коляска! Плохо едет, потому что снег!

- Твоя? Тебя что, на коляске возят?

- Да!..

Его, четырёхлетнего, возят круглый год в прогулочной коляске. Коляска давно ему мала, Никита ставит ноги на перекладинку, колени выше головы. Как-то Вероника Эдуардовна шла в феврале к метро, а впереди шли родители Никиты, везли сына в коляске по снегу. Дошли до перехода и, не доверяя пандусу, подняли с двух сторон коляску с ребёнком и на руках снесли её вниз, поставили на пол и повезли дальше.

* На утреннике, посвящённом 8-му Марта, он стоял вместе со всеми на сцене, ждал свой очереди прочитать четверостишие. Игорь продекламировал свою часть, и на словах:

- …мамочку любимую крепко обнимаем!.. -

Никита заревел, завыл, и всё, из дальнейшего действа выпал. Убежал со сцены к своей маме, залез на колени, прижался и, всхлипывая, досидел до конца праздника.

* Очень любит доносить до сведения воспитателей и няни о том, кто что сказал или сделал неправильно.

- Анна Яковлевна, а Игорь лежит с открытыми глазами!

- А Влада пила компот, а надо сначала суп!

- А Стёпа сказала, без шарфа гулять пойдёт!

И всё в таком духе – с вытаращенными глазами, пылая праведным возмущением и ожидая немедленной расправы с нарушителями правил.

- Никита, ну зачем ты ябедничаешь?

Словно спотыкается о такой неожиданный вопрос - рот открыт, взгляд недоумённый. Растерянно пожимает плечами.

* Организовали большую игру с машинками. Назначили Никиту полицейским, он очень хотел следить за порядком. Он сидел на своём «посту», с интересом глядя, как ребята строят из крупного конструктора гараж.

- Никита, ты же у нас полицейский, слышишь, как шумно? Почему ты не делаешь замечания тем, кто кричит?

Никита встрепенулся, встал, пошёл наводить порядок. Хватает за рукав кого-нибудь послабее, кто не даст отпор – Алика, Сашу, Стасика, Егора или расхаживающую по своей траектории не имеющую отношения к игре Зину и тащит к дивану.

- Ты оштрафован! Сиди! Я полицейский!

Пойманный вырывается, хнычет.

- Вероника Эдуардовна! А он не хочет! Он не слушается! Скажите ему!

Потом, когда ему наскучило сидеть на посту, он встал, пошёл слоняться по группе. А в это время подошёл Тимур и сел на его стул. Никита возвращается – на его месте сидит Тимур! Никаких коварных планов против Никиты у него не было – просто он набегался с машинками, устал и присел передохнуть. Никита побежал к воспитателю.

- Вероника Эдуардовна! А он сел! На моё место! А он не встаёт! Скажите ему! А-а-а!..

Тимур сидит спокойно, с интересом следит за постройкой гаража. Никита взывает к нему:

- Ты на моё место сел! Я полицейский! Встань!

Тимур спокойно:

- Не встану. Я теперь полицейский.

- Вероника Эдуардовна! А он не даёт мне мой стул! Он говорит, что теперь он полицейский! А-а-а!..

Подлетает Игорь. Вытягивается в струнку, берёт под козырёк.

- Я начальник полиции! В чём дело?

- А-а-а!.. А он сел!.. А он говорит, что он теперь полицейский!..

Игорь знает, что Тимура без драки с места не согнать, а игру прерывать жалко, и молниеносно ориентируется:

- Полицейский Никита! Ваша смена кончилась! Теперь смена Тимура. Он теперь дежурит. А ты, Никита, меняешь Тимура. Иди возить кирпичи для гаража!

Никита от неожиданности отдаёт честь Игорю и, довольный, бежит на ковёр, где вывален весь огромный набор крупного конструктора.

Мама Никиты работает нянечкой в ортопедическом садике, том самом, который предлагали бабушке Игната. У неё как-то спросили, почему она не устроит Никиту к себе, раз так за него переживает. Был бы на глазах. Она сказала:

- Ой, нет!.. Если он рядом будет, я вообще с ума сойду! Я ж работать не смогу! А так я его отвела и не вижу, как он там и чего. Хотя всё равно все мысли целый день о нём. Думаю, может, в ваш садик перейти?.. А то у нас там такие детки… больные, в общем… Никитка испугаться может, он такой впечатлительный…

Анна Яковлевна и Нина Ивановна, услышав эти речи, обе про себя подумали: не дай Бог!..

                02.02.2021


Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии