Владимир Высоцкий

                ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

          По 1 программе российского ТВ идет передача о Леониде Ярмольнике, в которой неоднократно показывают его вместе с В. Высоцким. Смотрю и вспоминаю моменты встречи с этим великим артистом, поэтом и бардом. После передачи, засел за компьютер, покопался в Википедии о Высоцком. И вот что получилось…
      
     Владимир Семёнович Высоцкий

Спасибо вам святители, что плюнули да дунули,
Что вдруг мои родители зачать меня задумали,
В те времена укромные, теперь почти былинные,
Когда срока огромные брели в этапы длинные.

Их брали в ночь зачатия, а многих даже ранее,
А вот живет же братия - моя честна компания.
Ходу, думушки резвые, ходу,
Слово, строченьки, милые, слово!

В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого.
Знать бы мне, кто так долго мурыжил -
Отыгрался бы на подлеце,

Но родился и жил я и выжил,
Дом на Первой Мещанской в конце.

         На «Вертикаль» ходили с блокнотами, чтобы записать песни Владимира Высоцкого.

Владимир Семёнович вспоминал о написании альпинистских песен так:
« Когда спрашиваешь альпинистов, зачем они штурмуют вершины, ни один не может объяснить. Заслуженный мастер спорта по альпинизму Елисеев на мой вопрос, зачем он когда-то впервые полез в горы, и почему делает это до сих пор, ответил: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?»

 Знаете, в горах нельзя надеяться на скорую помощь и на милицию, там может помочь только твой друг, его рука, ты сам и случай. Когда мы делали фильм, пытались ответить на вопрос: «А зачем собственно люди ходят в горы? Что их там привлекает?» И пока киногруппа пытались ответить на этот вопрос, я написал несколько песен альпинистских для себя и своих друзей. Альпинисты, услышав песни, попросили вставить их в картину. Через большое сопротивление (имеется в виду киностудия) их вставили.

Первой родилась «Песня о друге». Консультант фильма, знатный альпинист Леонид Елисеев рассказал Высоцкому, как он с товарищами в 1955 г. поднимался по северному склону Главного Кавказского хребта. По вине одного из альпинистов с ним сорвались ещё четверо, получив различные травмы, а один остался посередине ледового склона без страховки. Елисеев из последних сил поднялся на 70 м и вызвал по рации спасателей.

 Высоцкий после этого провёл ночь без сна, и утром спел Елисееву «Если друг оказался вдруг…» Степан Пучинян, работавший на картине вторым режиссёром, рассказал о случае, связанном с песней:

«На вертолёте нас подняли на ледник Шхельда, а спускались уже пешком. Мы с Володей шли в одной связке – он впереди. И вот за крутым поворотом возникла широкая трещина. Володя прыгнул, а я не успел сориентироваться и прыгнуть сразу же за ним. Пространства для разбега уже не было, но каким-то чудом я всё же перепрыгнул. Володя говорит: «Смотри-ка, только спел, что нужно парня в горы тянуть и спасать, и у самого чуть не возникла такая ситуация».

Следующей песней была «Вершина». На первых скальных занятиях съёмочная группа находилась под ледником Кашка-Таш. В это время тройка из ЦСКА штурмовала пик Вольная Испания, и от камнепада погиб альпинист Юрий Живлюк, а двоих нужно было снимать. Так как поблизости не было спасателей, актёры поднялись за пострадавшими. Далее слова Высоцкого:

«Они простояли на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим трое суток. Поражает их сила духа... Они не позволили, чтоб мы их несли, и только на самом лёгком участке пути один потерял сознание, а другой продолжал идти сам, опираясь на нас. И был ещё случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене, и воспользовались старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных крюки начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя, и улетел вниз…

Наблюдая за теми спортсменами из ЦСКА, Высоцкий произнёс: «Нет, никто не гибнет зря..» За этой строки пошли следующие: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной – идут лавины одна за одной…»

В Шхельдинское ущелье, под пиком Щуровского находится стоянка, названная «Приют немцев». Здесь осенью 1942-го базировались части немецкой горнострелковой дивизии «Эдельвейс», в которой были альпинисты и горнолыжники, приезжавшие с 1936 г. в СССР для совместных восхождений с нашими альпинистами и для изучения горных троп. Временами в перерывах между ожесточёнными боями с немецкой стороны кричали: «Есть у вас такой-то?» И называли имя и фамилию советского воина-альпиниста.

 Если с нашей стороны отвечали утвердительно, немцы говорили: «Вчера у нас ефрейтор погиб, передайте вашему, что они вместе ходили на Эльбрус». Высоцкий, узнав об этом, написал «Военную песню» (другое название «Баллада об альпийских стрелках»). В финале есть эпизод, где старший группы альпинистов Ломов обессиленный спускается вниз, находит в сугробе гильзы, и вспоминает бой с немцами.

О последней песне «Прощание с горами» рассказывает автор сценария фильма Сергей Тарасов:
« Когда в Одессе фильм был смонтирован, появилось ощущение, что в финальной сцене прощания на вокзале не хватает некой эмоциональной составляющей. Я говорю: «Вот они вышли из вагонов, вот прощаются и растворяются в людской массе. И какие они герои после этого?» Володя обвёл всех взглядом, и сказал: «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы – просто некуда деться. Так?» И почти сходу написал всю песню. Сильная вещь…Она мне очень нравится.

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться! -
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

Припев:
          Так оставьте ненужные споры -
          Я себе уже все доказал:
          Лучше гор могут быть только горы,
          На которых еще не бывал.
          На которых еще не бывал.

Кто захочет в беде оставаться один,
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных вершин, -
Что же делать - и боги спускались на землю.

Припев.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас - и зовут нас остаться! -
Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем, -
Потому что всегда,
Потому что всегда мы должны возвращаться.

Припев:
          Так оставьте ненужные споры -
          Я себе уже все доказал:
          Лучше гор могут быть только горы,
          На которых никто не бывал!

«Вертика;ль» — советский художественный фильм режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Премьера фильма состоялась в июле 1967 года. Именно после выхода этой картины началась широкая популярность Владимира Высоцкого.

Группа альпинистов под руководством опытного Виталия Ломова отправляется в Сванетию для покорения горы Ор-Тау. Четверо идут на вершину, а внизу, в лагере, остаются радист Володя (В. Высоцкий) и врач Лариса. Володя получает сообщение о приближении циклона и передаёт его группе, однако один из альпинистов скрывает эту важную информацию от своих спутников. Альпинисты достигают вершины, но на спуске с неё их настигает снегопад и гроза. Покорителей ожидает трудный путь назад, в базовый лагерь.

В фильме звучат следующие авторские песни В.Высоцкого:
«Песня о друге» («Если друг оказался вдруг…»);
«Свои обиды каждый человек…» — фонограмма из фильма является единственным известным авторским исполнением песни
«Вершина» («Здесь вам не равнина…»);

«Военная песня» («Мерцал закат, как сталь клинка…»);
«Прощание с горами» («В суету городов и в потоки машин…»).
Четыре песни из фильма: «Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина» и «Военная песня» вышли в 1968 году на гибкой грампластинке «Песни из кинофильма Вертикаль» (фирма «Мелодия»).

Одесса, март, 1968г. На съёмках фильма "Служили два товарища". Владимир Высоцкий в роли поручика Александра Брусенцова и Ия Саввина
Ия Саввина о Владимире Высоцком:

«На съёмках «Служили два товарища» случился забавный случай. Володя спел под гитару «Лукоморье». Я натурально обалдела – так мне это понравилось! И говорю: «Какое чудо! А кто, Володя, вам это сочиняет?» Вся группа ка-а-ак грохнет смехом. А он в одно касание: «Моя жена!» После этого вообще все покатились со смеху. Я – в замешательстве, потому как раньше не слышала его пения.

 Но по моему обескураженному лицу он, очевидно, понял, что я не придуриваюсь. Обнял меня и спрашивает: «Неужели вы не помните, как мы снимались в «Грешнице» у Филиппова?» – «Вот бросьте в меня камушком – не помню» – «Мне тогда знакомцы говорили: Саввина – это кошмар. Она тебя сожрёт с потрохами – такая сука. А я ехал на электричке в студию. Замёрз, как цуцик. И девочка с косичками говорит Филиппову: пусть, мол, Володя передохнет, бутерброд съест, и мы начнём. И я тогда подумал: сука-то оказалась порядочным человеком». Вот так мы и сблизились с Володей на всю оставшуюся жизнь».

Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет, — так ведь нет:
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили те дубы на гробы.
Распрекрасно жить в домах на куриных на ногах,
Но явился всем на страх вертопрах!

Добрый молодец он был, ратный подвиг совершил —
Бабку-ведьму подпоил, дом спалил!
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка —
Сказка впереди.

                География гастролей Высоцкого?

        В географии его поездок - множество загадок, почему он какие-то города вообще обходил стороной, а в какие-то многократно ездил. В Черноземье Высоцкий не выступал почти. Ладно, Брянск или Орёл небольшие города, но как же Воронеж? Его нет в списке мест, где он играл. Была лишь Тула и Белгород. Так же не было концертов в таких городах как Нижний Новгород и Омск. А это огромные мегаполисы уже в те времена.
 
        Челябинск опять же Высоцкий, судя по всему, не посещал с концертами. Мимо него прошла и Уфа, и Пермь, и Волгоград. Любопытный факт, что в Узбекистане он бывал часто, а вот Киргизию и Таджикистан не посещал. Был в Грузии и Армении, но в Баку не играл. Регулярно играл на востоке Украины и в центре, но на западе нет.
 
        В 1968 году по приглашению студентов РИИЖТА, РИСХМА и РИСИ (Ростовские на Дону институты – железнодорожный, сельскохозяйственный и инженерно - строительный) Высоцкий дал большой концерт в актовом зале РИСХМА.  Вот как описывает этот концерт один из сотрудников РИИЖТа:  В 1968 году члены студкома института послали письмо В.С. Высоцкому и пригласили выступить у нас в институте, он согласился.  Слух об этом моментально разлетелся по всем вузам Ростова и нам пришли заявки на более 1000 человек, а наш зал вмещал не более 600. Пришлось договариваться с РИСХМом (сельхоз.  Институт), где зал был на 1200 чел.
 
        Где-то в октябре, Высоцкий приехал в Ростов. В назначенный час зал РИСХМа был переполнен. Сидели и стояли в проходах, на коленях друг у друга. На сцену вышел Высоцкий.  Взял гитару, прислоненную к стулу, снял пиджак, повесил его на спинку стула, улыбнулся и сказал: Здравствуйте, ребята. Я рад встрече с вами. Я буду петь. Вопросы потом.  Пройдясь по струнам гитары, взял пару аккордов и запел своим хрипловатым голосом: «Здесь вам не равнина, Здесь климат иной» …

        Три часа не отпускали его со сцены и все три часа он пел, а в зале стояла тишина. Все были заворожены его обаянием. Аплодисменты не смолкали минут 10, пока ведущий не попросил отпустить уставшего Владимира Семеновича. Потом, почти в каждой комнате общежития звучали его песни. У кого то был магнитофон, кто то пел сам. Тогда появился в самиздате сборник его песен и стихов. Был такой и у меня.

        Это был массовый подъём, эмоциональный взрыв. Такой же был и 12 апреля 1961 года, когда в космос полетел Юрий Гагарин. В тот день, буквально весь институт с песнями, шел в центр города на митинг, а во главе шествия был весь ректорат. Тогда среди шумной толпы я видел нашего декана и профессоров многих кафедр. Здесь же были только студенты, и это был триумф Высоцкого.


        К концу 60-х Высоцкий успел объехать Томск, Колпашево, Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск, Рубцовск, Свердловск. Севастополь, Алма-Ата, Караганду, Чимкент, Одессу, Ялту, Гродно, Минск. Естественно игрались концерты неоднократно в Москве, Ленинграде и прилегающих областях. При этом регулярно делалось по несколько концертов в одном городе. В Куйбышеве было 5 концертов за два дня. Удивительная трудоспособность.

        В Архангельске в 1968 году Высоцкий отыграл около 8 концертов. Часть из них были в воинских частях.
Вообще по Подмосковью Высоцкий регулярно давал концерты. Были в его географии и Дубна, и Мытищи, и Обнинск, и Фрязино, и Фрязево.

        1977 год. Это Казань, перед этим был Ташкент, а после будет вновь Париж и Москва.Харьков.Кривой Рог. Северодонецк. Тбилиси. 1979 год.Ижевск 1979.

        Тур по Узбекистану. Были концерты в Учкудуке, Зарафшане, а перед этим в Ташкенте. Между Ташкентом и Навои Высоцкий успел слетать в Кёльн и Торонто. Вообще 1979 год у него самый насыщенный в плане поездок. Он успел посетить в который раз Нью-Йорк, был в Бостоне, Детройте, Чикаго, Филадельфии.
Калининград. 1980 год. Одно из последних выступлений.

        Москва. Июль 1980. Олимпиада. 25 июля страну потрясла весть – умер Высоцкий. 8 июля к Таганской площади стекаются огромные толпы людей проводить в последний путь своего кумира. У парадной театра «НА Таганке» большой портрет Высоцкого.

        Мой друг, профессор, зав. лабораторией факультета психологии МГУ Вадим Семёнович Згурский рассказывал: «Вместе со своими студентами я был у театра на Таганской площади. На наших глазах кто – то унес портрет в театр. Люди возмутились. Начался ропот. И тут вышел Юрий Петрович Любимов – режиссер театра и приложив руку к губам попросил этим жестом толпу успокоиться, а портрет установить в окне театра. На площади установилась тишина.
 
        Вынесли гроб с телом Владимира Высоцкого. Начались речи. рыдания. Любимов, прижавшись к гробу щекой, произносит: «Следующий - я». А я, говорил мой друг, стоял рядом и открыто плакал, как и многие вокруг.

        Похоронили Высоцкого на Ваганьковском кладбище недалеко от входа. В 1985 году скульптор Рукавишников создал и установил на могиле памятник поэту, барду, актеру Владимиру Высоцкому – кумиру советских людей.

      
                ВЕРШИНА

         Слова и муз. В. Высоцкого

Здесь вам не равнина — здесь климат иной
Идут лавины одна за одной
И здесь за камнепадом ревёт камнепад

          И можно свернуть, обрыв обогнуть, —
          Но мы выбираем трудный путь
          Опасный, как военная тропа

И можно свернуть, обрыв обогнуть, —
Но мы выбираем трудный путь
Опасный, как военная тропа

          Кто здесь не бывал, кто не рисковал —
          Тот сам себя не испытал
          Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес

Внизу не встретишь, как не тянись
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес

Внизу не встретишь, как не тянись
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес
    
          Нет алых роз и траурных лент
          И не похож на монумент
          Тот камень, что покой тебе подарил

Как Вечным огнем, сверкает днём
Вершина изумрудным льдом
Которую ты так и не покори

           Как Вечным огнем, сверкает днём
           Вершина изумрудным льдом
           Которую ты так и не покорил

И пусть говорят — да, пусть говорят!
Но нет — никто не гибнет зря
Так — лучше, чем от водки и от простуд

           Другие придут, сменив уют
           На риск и непомерный труд, —
           Пройдут тобой не пройденый маршрут

Отвесные стены — а ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай
В горах ненадёжны ни камень, ни лед, ни скала

           Надеемся только на крепость рук
           На руки друга и вбитый крюк
           И молимся, чтобы страховка не подвела

Мы рубим ступени. Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат
И сердце готово к вершине бежать из груди

           Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
           И только немного завидуешь тем
           Другим — у которых вершина еще впереди

Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем
Другим — у которых вершина еще впереди.


Рецензии