Соленые грибы

               
           После окончания ТРТИ (Таганрогского радиотехнического института), я получил направление на работу в Брянск на электровакуумный завод «Литий». Он находится в районе Брянск 2.  Пришел к главному инженеру, представился. Гл. инженер - Бондаренко Владимир Дмитриевич, закончил Воронежский университет тремя годами раньше нас и направлен на работу в Брянск на вновь открывшийся завод БЭВЗ. За три года стал главным инженером.
 
           Мне он сказал: Специалисты нам очень нужны, иди во 2 цех и хвостиком ходи за начальником цеха, изучай процесс, когда освоишься, станешь начальником цеха, а прежнего я переведу в другой цех, более сложный. Так я стал И.О. начальника цеха.

           Это был стекольный цех, где изготовляли стекло оконное и промышленное, для витрин и окон новых цехов заводов, а так же делали конуса и экраны к телевизионным кинескопам. Стекло, еще горячее, красное, сплошной полосой подавалось на ленту транспортера и далее на разделочные столы, где резчики специальными алмазными резцами разрезали его на определенные размеры, после чего вручную стекла укладывались в деревянные ящики стоя по 20 стекол в пачке. Размер такого стекла был 1.5х2.5м
 
           Витринные же стекла были других размеров, в зависимости от заказов. Экраны и конуса для телевизионных кинескопов делались вручную. В печи, прикрытые асбестовыми шторами, были окна, откуда мастера -  стеклодувы набирали капли расплавленного стекла и укладывали ее на форму. Затем стеклодув ногой давил на педаль и пуансон выдавливал стекло по форме. Получался экран, шедший потом на шлифовку, полировку и очистку.

           На других постах таким же образом делались конуса.  Работа была очень тяжелая и опасная. После тщательной обработки, конуса и экраны сваривались на специальном посту газовой горелкой, проверялся шов и только тогда заготовка шла в 1й цех на электронную сборку, где экран покрывался люминофором, вставлялась электронная пушка, собранная ранее в этом же цехе, откачивался воздух на вакуумном посту и происходила заварка трубки конуса.
 
           Готовый кинескоп шел в картонажный цех, где укладывался в коробку, на которую наклеивались заводские этикетки.  Готовые кинескопы, уже в коробках, шли на склад готовой продукции, и оттуда на телевизионные заводы. Осваиваясь с производством в цехе, по выходным я непременно изучал природу вокруг завода. Знаменитые Брянские леса подходили вплотную к цехам завода. Песчаная почва, роскошные вековые сосны, речушка среди леса.

           После Абхазии, её природы, где были горы и море – Брянские пейзажи умиротворяли, заставляя всё глубже окунаться в их очарование. И я был очарован. Выходя на прогулки всегда брал с собой фотоаппарат. Иногда рождались удивительные кадры. То кувшинка раскрылась в заводи речки, то белка, подпустив не боясь на метр, смотрит в камеру, то пенёк дерева, облепленный опятами, то желтое поле лисичек, то олень или лось покажутся меж деревьев. И уже тогда мне хотелось устроить вернисаж, что бы и люди посмотрели на то, что увидел я через объектив камеры.

           За 3месяца работы в стекольном цехе я хорошо освоил суть производства стекла и даже сделал пару рацпредложений. Бывшего начальника перевели, как и обещал главный инженер, в другой цех, а меня – еще молодого специалиста назначили начальником стекольного цеха. В своей работе я опирался на мастеров участков и смен, не стесняясь спрашивать о том, чего не знал. Организовал Совет мастеров, собиравшийся на «Мозговые штурмы» раз в неделю. Каждый мастер готовил к этой встрече свои предложения. Все вместе обсуждали их и отвергали или давали добро на их реализацию.

           Таким образом цех всегда перевыполнял план, а значит и была премия. Я чувствовал уважение рабочих и их поддержку. Это окрыляло и помогало в работе. Так прошел год. Я с супругой получил хорошую однокомнатную квартиру в заводском посёлке, обустроил её, подготовившись к рождению ребёнка.

           В овощном магазине на первом этаже нашего дома как - то продавались керамические бочонки на 1, 3, и 5 литров. Я купил все три бочонка. Думал – пригодятся. И пригодились…

           Однажды, в сентябре, гуляя в окрестностях завода в сосновом бору, я обнаружил огромную поляну маслят. Ночью был дождь и грибы ковром покрыли опушку сосняка. С собой у меня были две сетчатые сумки «Авоськи». Наполнив их, отнес домой и снова пошел в лес, благо было недалеко. В лесу встретил старушку, так же собиравшую грибы в корзинку из ивовых прутьев.
 
           Спросил, что можно кроме жарки делать с грибами. А посоли, милок ответила старушка. Сначала промой их, потом в ведре или кастрюле отвари минут 5, дуршлагом их перебрасывай в банку или другую емкость, подсоли, положи лаврушку, чесночек. Смотри, не пересоли. Через 2 недели будет тебе отличный десерт.

           Когда, следуя советам бабушки, совершил все деяния, пятилитровая керамическая бочка как раз до краёв вместила весь мой «улов» маслят. Поставил бочонок на балкон, прикрыл его старым одеялом и на время забыл за суетой дел на работе и дома. А в ноябре на завод приехал зам. декана нашего факультета с целью проверки трудоустройства всех 17 выпускников института, получивших направление в Брянск. Александр Иванович Малышев был из тех доцентов института, которых уважали и профессора и студенты.
 
           Мы в Совете молодых специалистов решили устроить с ним встречу в нашем общежитии, где жили холостяки, подкупили соления, сделали шашлыки. Конечно на столе были и вино и пара бутылок «Старки». Когда разговор был в разгаре, кто то вспомнил, что хороши были бы сейчас грибочки к водочке. Стоп,  вспомнил я, есть грибы, сейчас принесу, благо рядом. Прибежав домой, открыл бочонок. Вкусно пахнуло солеными грибочками. Попробовал, слегка пересолил. Набрал 3х литровый стеклянный баллон и принес в общежитие. Грибы пошли на расхват. Пришлось сбегать за остальными. Прощаясь, Александр Иванович сказал: «А ваши грибочки я буду помнить еще долго».


Рецензии