Подсолнухи

               
          1965 год.  Вся страна отмечает 20 летие Победы Советских войск в войне с гитлеровской Германией. Повсеместно проводятся походы «Боевой славы» по местам боёв, слёты и другие мероприятия, посвященные этой дате. Брянский горком ВЛКСМ не остался в стороне и организовал походы молодёжи по местам Боевой Славы брянских партизан. Все четыре района Брянска организовали свои полки учащейся молодёжи и своими маршрутами должны были в определенное время подойти к «Партизанской стоянке», что находится близ дороги Брянск – Орёл, недалеко от озера «Белые берега и реки Снежеть.
 
          Мне горком поручил отснять документальный фильм об этом. Сценария, как такового не было. Я знал только когда и где полки будут проходить и где у них будет привал или ночёвка. Значит, надо было снимать и снимать, а потом монтаж сам покажет сценарий. Запасясь цветной киноплёнкой, взяв с собой канистру бензина, на своём мотоцикле «ИЖ – Планета» я отправился сначала в стан Центрального района, что бы снять митинг и начало похода. После митинга ко мне подошел , выступивший там с небольшой речью первый секретарь Горкома ВЛКСМ Брянска Александр Анисимов. Я с ним был знаком по комсомолу.
 
          «Можно я с тобой буду ездить по полкам, заодно помогу снимать фильм» спросил Саша. Конечно, буду рад, ответил я. Вручил ему кофр с кинокамерой, держи, раз ты занял её место на сидении. И поехали. Маршруты полков проходили по живописным местам Брянской области, мимо малых деревенек и больших сёл, по лесам и полям и везде простые люди – крестьяне приветствовали участников похода, угощали фруктами и даже вареной картошкой и соленьями. На привалах устраивались митинги или самодеятельные концерты, в которых принимали участие и местные жители.

          Мы с Сашей Анисимовым ежедневно посещали как минимум два полка. Я снимал всё, что было интересно: природу, поля , на которых росла пшеница или кукуруза, изредка у дороги пробегали  то олени, то кабаны, то лоси. Однажды встретили огромного зубра, нивесть откуда забредшего в эти края. А один раз, когда на опушке леса я снимал красивый пейзаж с густым сосновым бором, из глубины леса на нас вышел огромный бурый медведь. Это было неожиданно и мы оцепенев, смотрели на мишку, забыв съёмку. Первым пришел в себя Саша, прошипев: снимай… Я снимал, а медведь, будто позируя, картинно встал на задние лапы, прошелся так несколько метров, и загребая лапой колосья спелой озимой пшеницы, прошел мимо, будто нас и не заметил.

          Невдалеке от турбазы «Белые Берега» нам повстречалось огромное поле подсолнухов. Был полдень солнце в зените и ярко желтые головки все как один смотрели вверх. Я не мог пройти мимо этого великолепия и снимал, снимал в разных ракурсах. Вот на один из цветов сел щмель,гудя собирал нектар. Приблизив трансфокатором объект, около минуты снимал шмеля крупным планом, а когда он расправил крылышки, собираясь улетать, чуть отодвинул камеру. Получился интересный сюжет- шмель улетает в желтое поле подсолнухов… Потом, в студии, монтируя фильм, девушки мотажного цеха просили дать им по несколько кадров от пленки с подсолнухами.
           Трое суток продолжался поход. Ночевали участники в палатках, их подвозили вместе с продуктами и походной солдатской столовой в обозе из старых грузовиков ЗИС – 5, отремонтированных и «поставленных на колесо» молодыми рабочими Брянского автозавода. Вечерами у костров пели песни военных лет. Особенный успех у всех полков так или иначе была наша Брянская партизанская песня «Шумел сурово Брянский лес». Её знали и пели все и с упоением.
            Когда на третий день на Партизанской поляне собрались все полки, состоялся большой митинг с речами и концертом уже артистов Брянского драматического театра и филармонии. А руководителем этого массового мероприятия был не кто иной как мой старый друг Вениамин Андреев –заслуженный деятель искусств СССР. Фильм мне помогли смонтировать на Брянской телестудии и при показе его редактор попросил комментировать меня, что я смущаясь и сделал и даже заслужил его похвалу.
            А что касается Александра Анисимова – первого секретаря Горкома ВЛКСМ г. Брянска, мы с ним подружились. А когда он, после учебы в ВПШ (Высшей партийной школе) в Нижнем Новгороде (тогда Горьком), где познакомился с прекрасной двчушкой Аленкой и пригласил меня на свадьбу, я сделал большой фоторепортаж от ЗАГСа до съемки в городе у памятников и на Партизанской поляне, а потом весь вечер делал фотографии и составлял альбом, который вручил на другой день на свадьбе, что вызвало определенный фурор, так как так быстро никто не работал.


Рецензии