Софочка

(наброски к прозе)

       «Как же так?.. Я ещё ни разу в жизни не была как следует влюблена. Так, чтобы ни дня
без него прожить не могла,  – подумала Софочка. – Любить – любила… Но без уныния. На сердце
было светло и чисто. Даже если взаимности не было. И почему это из неразделённой любви
всегда делают плачевную драму! А уж если взаимная любовь… Так это же радость и счастье
неописуемые! По-моему, стихи и песни о любви пишут те, кто либо ещё не любил, либо уже
разлюбил. Сам процесс любви отнимает много времени. Любящие заняты только друг другом.
И работают, разумеется. Ведь средства нужны на благополучную жизнь. Какой же заработок
от стихов?.. Никакого. Если ты не Нобелевский лауреат».

       Размышления у Софочки были приземлёнными до обыденной банальщины. Но она не была
холодна сердцем. То состояние, которое она испытывала к кому-либо, называлось «нравится»…
То есть, человек тебе приятен или неприятен. В Софочку часто влюблялись, и она всякий раз до
растерянности тушевалась… Почти никому из своих настойчивых ухажёров она не отвечала той
пылкой взаимностью, которой ждали от неё, так как были уверены, что их мнимая любовь – это
«жертва» или «подвиг». Смешно. И грустно.

       Софочка не была самовлюблённой дурочкой. Она просто знала себе цену. И верила в то,
что рано или поздно встретит того, с кем не захочет расстаться до конца своих дней. Такая вот
несуетливая уверенность, да… Большинство людей горюют потому, что хотят невозможного.
Поэтому сильная внезапная любовь – это что-то вроде ущербности,… У нормальных же людей
ничего не бывает «вдруг», тем более – против их воли. Разве что вмешивается Бог. Но Бог на
пустом месте никогда не созидает. Он знает о нас больше, чем мы. Вот и в отношении Софочки…
Если ей пока никто не встретился, – значит её устраивает одиночество. Вовсе не замкнутое
только на себе «одиночество-одиночество». Но нежелание быть вдвоём. Тем более – всю жизнь.

       Дело ведь не в «похожести» и так называемой «гармонии». А в адекватном восприятии друг
другом того, кто абсолютно на тебя не похож, – от пищевых пристрастий до музыки и книг… Люди
созданы друг для друга затем, чтобы находить что-то новое в жизни, а не мусолить своё затёртое
прошлое. Нам кажется, что мы современные и «продвинутые». А на самом деле – старомодные
«традиционалисты». Впрочем, дело не в «новизне». Взять хотя бы современных верующих. По
сравнению со староверами они скучны и унылы.  А если и радостны, то это скорее напоминает
сектантство. «Под кайфом» можно быть не только от алкоголя и от наркотиков. Но и от страстей,
именуемых духовными идеями.

       «Влюбиться – пара пустяков!..». Стихи нашей современницы конца минувшего века. В шутку,
разумеется, написано. Влюбиться тяжело. Тем более – когда не в кого. А любить можно годами..,
десятилетиями… Между нами… Софочка уже много лет любит, не переставая, одного человека…
Платонически, разумеется. Он из монашествующих священников. Когда Софочка поняла, что не
может без этого мужчины жить, она не знала, как ведут себя священники и монахи, когда они
любят. А этот великолепный мужчина и пастырь тоже Слфочку полюбил. Но по-своему. Такой
платонический церковный роман называют духовной «прелестью»,  пагубным «прельщением»,
заблуждением несовершенных чувств, неконтролируемых  душевных настроений.

       Духовник, к которому Софочка регулярно ходила на исповедь, полюбил девушку не плотской,
а сердечной любовью. И даже намеревался отречься и от монашества, и от священнического сана.
А это великий грех, подобный страшному греху апостола Петра. Ведь пастырское служение – оно
от Бога. Посвящение происходит посредством специального мистического обряда отказа от всего
мiрског: от внешнего мiра, от бесовских наваждений… Человек всецело посвящает себя Христу.
И вдруг – открещивается от Него! Даже ради большой любви это тяжёлый шаг в бездну. Софочка
тогда подумала, что она так сильно любит этого мужчину, что лучше ей уйти, не искушать его и
самой не погибнуть от страшной вины перед Господом. Раз уж он посвятил себя только Богу, то
всё земное для него не должно быть главнее. И Софочка ушла в другой церковный приход.

       Когда была ещё неразумной отроковицей, то уже тогда много размышляла о том, почему она
такая невлюбчивая. А Бог всё заранее знал. Его Промысел никого не оставит без присмотра Неба.
Ведь любовь – она разве грех?.. Блуд – вот что такое грех. «Боже, не позволь мне присвоить чужое!–
тихо шептала Софочка перед церковным Распятием,  –  когда то, что не моё – это Твоё». Это ли
не уважительная причина, по которой сердце Софочки такое лёгкое и свободное от временных
«постояльцев»?.. А на скрижалях её богомольной души навсегда впечатано одно-единствееное
мужское имя.


Рецензии