Вердикты. Максиму Исповеднику Диофелиту

Исповеднику Диофелиту Максиму,
Схимарион

Брат Наш в Духе, от странной подмены был образ Мой защищён

По Твоим неустанным стараниям. Был Ты рождён в семье
Христианской и благочестивой. Как миссию взял себе

Изученье глубин богословия, много учил наук:
Философию, языкознанье, риторику, – этот круг

Ты дополнил познаньем Моей диалектики. Был учён
И, на службу придя к императору, стался секретарём. 

Но придворная жизнь тяготила Тебя, и в Хрисо́поль Ты
Удалился, приняв пострижение, и там явил черты

Исключительной скромности и простоты. О Тебе узнал
Просветитель Софроний и с просьбой письмо Тебе написал

Ехать в Александрию бороться с разгульною ересью –
Ложью монофелитства. Со всей христианскою ревностью

Приступил Ты к ведению проповедей. Защищал Меня
Перед паствою местной и клиром, народ обожал Тебя,

Тебя слушал и епископат, и миряне – настолько был
Убедителен Ты и разумен. Тебя Карфаген любил,

И когда туда прибыл Пирр-монофелит, Ты столкнулся с ним
В принародной дискуссии, вёл её честно – и победил:

Пирр признал поражение и отречение написал
От неправых воззрений – и папе Фео́дору отослал.

Стало монофелитство теперь осуждаемым, но указ
Вышел новый, от Павла, в каком запрещался любой рассказ

Как о воле одной, так и двух при признании двух природ
Моей Сущности неразделимой. И это был хитрый ход

Для возврата идей еретических. И Ты призвал созвать
Латеранский Собор, на котором всей Церковью осуждать

Стали монофелитство. Констанс-император Тебя схватил
После этих решений, в измене отечеству обвинил,

Заключил в каземат, где пытал и усёк Тебе Твой язык
И кисть правой руки – и сослал на Колхиду. Явил Свой Лик

Я на помощь Тебе – и опять Ты сумел говорить и стал
Теперь левой рукой управляться, как правой, – и вновь писал.
 
Ты оставил большое наследие Церкви. Твои труды
Защитили Посланий Моих толкования от беды.

Экзегетикой Ты занимался, ища объяснения
Сложных мест из Писанья и чувственности псалмопения.

Много схолий создал к сочиненьям Ареопагита Ты,
Богослова Григория также отметил Ты книг черты.

Занимался догматикой: диспут свой с Пирром Ты записал,
Пару сложных трактатов и письма, какие властям послал:

О божественной сущности и ипостаси, о том, как Я
Низошёл, дабы вочеловечиться, и как «обо́жить вся

Человеческу сущность». Труды Твои в антропологии
Объясняли природу души и её морфологию

После смерти телесной. Писал сочиненья по этике:
О любви Твои Главы исполнены в духе поэтики.

В гимнографию сделал свой вклад: так, в церковной традиции
Богослова Григория гимнов создал композиции. 

Богословье Твоё опиралось собой на историю
И на опыт великих отцов – потому траекторию

Оно выбрало верную и путь продолжило правильно.
Предсказал Ты кончину свою, упокоился праведно.

Над могилой Твоей возжигались бесплотно свечения,
А болящий народ получал от мощей исцеления.

Ты трудился во Славу Мою – и Тебе в благодарствие
Возглашаю нетленным Тебя для вхождения в Царствие.


Рецензии