В. Высоцкий Темнота

Владимир Семёнович Высоцкий

Темнота


*****************************

Темнота впереди – подожди!

Там – стеною закаты багровые,

Встречный ветер, косые дожди

И дороги – дороги неровные.



Припев:

Там – чужие слова, там – дурная молва,

Там ненужные встречи случаются,

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются

В темноте...


Там проверка на прочность: бои,

И туманы, и ветры с прибоями.

Сердце путает ритмы свои

И стучит с перебоями.


Припев.


Там и звуки, и краски не те,

Только – мне выбирать не приходится.

Очень нужен я там, в темноте…

Ничего! Распогодится!


Припев.

********************************


Другие названия песни:
«Темнота впереди – подожди!..»;
«В темноте».

Песня была написана поэтом в 1969 году для кинофильма «Сыновья уходят в бой» («Беларусьфильм»). Песня в кинофильм не вошла.

В дальнейшем песня была записана на нескольких пластинках. Фонограммы авторского исполнения: первая – июнь 1969 года, последняя – ноябрь 1979 года.


О чём эта песня?

Поскольку песня была написана для фильма о Великой Отечественной войне, о белорусских партизанах, то первая мысль – эта песня о мужестве людей на войне, о том, как партизаны смело идут навстречу опасности.

Это верно, это так…

Мне кажется, что у песни есть и другой смысл. Эта песня о роли Поэта, о его предназначении.


Темнота впереди – подожди!

Там – стеною закаты багровые,

Встречный ветер, косые дожди

И дороги – дороги неровные.


Чей-то голос говорит Поэту: «Темнота впереди – подожди!». Это значит – Поэт, постой, подумай, не ходи туда. Там темно, там сложно, там много препятствий. «Подожди!» – не пиши о чёрствости, об алчности людей, об их трусости и лживости. Не обличай эти людские недостатки. Не пиши о главном. На этом пути нет ровных дорог, нет хорошей погоды.


Припев повторяется в песне три раза:


Там – чужие слова, там – дурная молва,

Там ненужные встречи случаются,

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются

В темноте.


«Там – чужие слова». – Поэт, там тебя не захотят слушать, там ты не найдёшь понимания и ответа.

«Там – дурная молва». – Поэт, там тебя будут ругать и обвинять. В твой адрес будет много лжи.

«Там ненужные встречи случаются». – Поэт, там очень опасно.

«Там сгорела, пожухла трава, И следы не читаются В темноте». – Поэт, там ничего не растёт, ничего не взойдёт. Поэт, никто о тебе не вспомнит, никто не увидит результатов (следов) твоего пребывания в темноте.


Там проверка на прочность: бои,

И туманы, и ветры с прибоями.

Сердце путает ритмы свои

И стучит с перебоями.


Поэт проверяется в «темноте» на прочность. Там всё против Поэта. Сердце настоящего Поэта не может спокойно и ровно стучать, в «темноте» оно страдает и болеет.


Там и звуки, и краски не те,

Только – мне выбирать не приходится.

Очень нужен я там, в темноте…

Ничего! Распогодится!


Это главная стихотворная строфа, в ней главный смысл произведения!

Поэт говорит нам: «Да, я знаю, что там, в «темноте» сложно, опасно. Там не такие звуки и краски, которые мне нравятся. Там нет приятных, красивых звуков. Там нет красок любви. Но я должен там быть, я должен там вещать. У меня нет выбора. В этом моя миссия, моё высокое предназначение как Поэта. Именно там, в «темноте», я очень нужен. Я там не напрасно. Я надеюсь, я верю, что «темнота» исчезнет, что «распогодится»».


Рецензии
"В этом моя миссия, моё высокое предназначение как Поэта"

Нет у поэтов никакого иного предназначения, кроме одного — сочинять простые красивые стихи. А все остальные «предназначения» для поэтов придуманы шарлатанами. Вот и Вы пошли по той же дорожке, высасывая из пальца несуществующие в текстах Высоцкого смыслы. Очень захотелось в очередной раз рабски лизнуть руку литературного божка?

Валентин Великий   17.02.2024 09:11     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию, Валентин.
Когда есть разные мнения, это диалог, это хорошо.

Дмитрий Борисов 6   18.02.2024 08:05   Заявить о нарушении
Что хорошего в том, что Ваш ум находится в духовном рабстве.

Валентин Великий   18.02.2024 10:03   Заявить о нарушении
Валентин, это Ваше личное мнение.
У меня другое мнение...
Культурный диалог - вот что хорошо и ценно.

Дмитрий Борисов 6   18.02.2024 10:12   Заявить о нарушении
Ничего ценного в общении с рабами я для себя не вижу и продолжать беседу не намерен. Будьте здоровы и — духовного Вам освобождения, того самого, о котором писал Чехов:

«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, воспитанный на поклонении чужим мыслям, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»

Валентин Великий   18.02.2024 10:25   Заявить о нарушении