Cтрастотерпцы Николай II Романов, император Россий
17 июля
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля - Собор Екатеринбургских святых
5 февраля - Собор Костромских святых
14 июля (переходящая) - Собор Санкт-Петербургских святых
Будущий император всей России, Николай II, родился 6 (18) мая 1868 года в день святого праведного Иова Многострадального. Он был первым сыном императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны. Отец строго и сурово воспитывал его, требуя, чтобы его дети были нормальными и здоровыми русскими детьми. Отсюда следовало, что воспитание должно быть православным. Сам Николай II уже с детства проявлял особую любовь к Богу и Церкви. Он получил хорошее домашнее образование и был образованным человеком, знал несколько языков и разбирался в различных областях знания.
Будущая императрица Александра Феодоровна, принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса, родилась 25 мая (6 июня) 1872 года в Дармштадте, столице германского герцогства, включенного в Германскую империю. Ее отец был великим герцогом Гессен-Дармштадтским, а мать - принцесса Алиса Английская, дочь королевы Виктории. В детстве Алиса была веселым и живым ребенком, получившим прозвище "Санни". Она была воспитана в строгих патриархальных традициях и величайшее внимание уделялось ее воспитанию и образованию.
Первая встреча Николая II и Алисы произошла в 1884 году, когда ее сестра Елизавета вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича. У них началась крепкая дружба, которая возрастала с годами. Когда Николай II обратился к родителям с просьбой о браке с Алисой, отец сначала отказал, потому что молодой принц был слишком молод. Однако, когда Николай доказал свою решимость, отец дал благословение на брак. Единственной проблемой была вера Алисы, так как она была протестанткой, а будущая жена наследника российского трона должна быть православной. Наконец, Алиса смирилась с необходимостью принять православие.
Радость взаимной любви была омрачена резким ухудшением здоровья отца - императора Александра III. Осенью 1894 года поездка в Крым не принесла ему облегчения, и тяжелое заболевание неумолимо отнимало его силы. Несмотря на траур и смерть отца, принцесса Алиса приняла решение не откладывать бракосочетание и присоединилась к православию через Миропомазание. Брак состоялся 14 ноября 1894 года в скромной обстановке. Однако новому императору недолго удалось насладиться семейным счастьем, так как ему пришлось взять на себя всю ответственность за управление Российской империей. Смерть отца не позволила Николаю Александровичу полностью подготовиться к роли монарха, и перед его восшествием на престол многую информацию он получал из докладов министров. Однако уже к этому времени у него сложился собственный характер и мировоззрение. Люди, находившиеся рядом с двором, отмечали его острый ум и прекрасную память, а также его благородные мысли. Однако его личность была в тени его отца, Александра III. Николай Александрович, своей мягкостью и скромностью, часто производил впечатление человека без сильной воли, не наследовавшего ее от своего отца.
Однако, несмотря на искреннее желание государя достичь мира, его правление в России было отмечено двумя кровопролитными войнами, которые привели к внутренней нестабильности. В 1904 году Япония начала военные действия против России без объявления войны, что привело к революционным смутам в 1905 году. Государь испытывал великую личную скорбь из-за этих беспорядков...
С государем мало кто общался в неофициальной обстановке. Все, кто знал о его семейной жизни, отмечали удивительную простоту, любовь и согласие в этой сплоченной семье. Главным центром был Алексей Николаевич, на которого обращались все надежды и привязанности. Дети очень уважали и заботились о матери. Когда императрице было плохо, дочери поочередно сидели у нее, а та, которая была на дежурстве, неотъемлемо оставалась рядом. Отношения детей с государем были трогательными – он был для них одновременно царем, отцом и другом; их чувства менялись в зависимости от обстоятельств, от поклонения до сердечной дружбы.
Постоянно омрачавшим жизнь императорской семьи была неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии, которые сопровождались сильными страданиями, случались регулярно. В 1912 году произошло серьезное внутреннее кровотечение, вызванное небрежным движением, и состояние цесаревича стало критическим. Вся Россия организовала молебны за его выздоровление. Характер болезни был государственной тайной, и родители часто скрывали свои чувства, чтобы поддерживать обычный порядок в дворцовой жизни. Императрица верила в чудесное исцеление и взывала к Богу в молитвах. Она была готова поверить всем, кто мог помочь ее сыну, даже если это были целители и молитвенники. В этот период в дворце появился крестьянин Григорий Распутин, который сыграл роль в жизни царской семьи и в истории страны, но он не имел на это права. Некоторые люди, которые искренне любили императорскую семью, старались ограничить его влияние; среди них были великая княгиня Елизавета и митрополит Владимир. В 1913 году Россия праздновала трехсотлетие Дома Романовых. После февральских торжеств в Петербурге и Москве, царская семья посетила древние среднерусские города, и народ проявил искреннюю преданность - в то время население страны быстро возрастало.
В то время Россия находилась на вершине славы и мощи: развивалась промышленность, армия и флот становились все сильнее, а аграрные реформы успешно осуществлялись. Казалось, что все внутренние проблемы скоро будут решены.
Однако это не сбылось: Первая мировая война стала неизбежной. Австрия напала на Сербию, используя убийство наследника трона как предлог. 19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну России, и вскоре война стала общеевропейской. Россия начала быстрое наступление в Восточной Пруссии, но потерпела тяжелое поражение. Впоследствии стало ясно, что конец военным действиям не светит. Однако патриотический энтузиазм затмил внутренние разногласия в стране, и ряд трудных проблем был решен, включая запрет на продажу спиртных напитков на время войны. Государь и императрица активно участвовали вных помощи раненым и функционировании армии. Главнокомандующим Россией стал сам государь, но в то же время военным экспертам была предоставлена широкая инициатива.
В столице царил полный вакуум власти, но государь и командование армии верили, что положение контролируется Государственной думой. В ходе телефонных переговоров с председателем Думы М.В. Родзянко, государь соглашался на все уступки, при условии, что Дума сможет восстановить порядок в стране. Однако ответ гласил: уже слишком поздно. Но было ли это действительно так? Революция охватила только Петроград и его окрестности, а авторитет царя среди народа и армии был по-прежнему велик. Ответ Думы ставил перед государем выбор: отречение или попытка движения на Петроград со своей верной армией, что означало бы гражданскую войну, в то время как враг находился уже внутри России.
Все, кто окружал государя, убеждали его в необходимости отречения. Особенно настойчиво это требовали командующие фронтами, их требования поддержал начальник Генерального штаба М.В. Алексеев. В армии появился страх и недовольство по отношению к царю (3Езд.15,33). После длительных и тяжелых размышлений император принял тяжелое решение: отказаться от престола и передать его, ввиду неизлечимой болезни своего наследника, своему брату, великому князю Михаилу Александровичу. Государь покинул верховную власть и командование как царь, воин и солдат, до последней минуты не забывая своего высокого долга. Его Манифест стал актом высочайшего благородства и достоинства.
8 марта представители Временного правительства объявили через генерала Алексеева об аресте государя и его необходимости отправиться в Царское Село. В последний раз он обратился к своим войскам, призывая их быть верными Временному правительству, тем же правительством, которое арестовало его, и исполнять свой долг перед Родиной до полной победы. Прощальный приказ для армии, в котором отражалось благородство души императора, его любовь к армии и вера в нее, был скрыт от народа Временным правительством, которое запретило его публикацию. Новые правители, борясь друг с другом, вознерадовались отношению к царю (3Езд.15,16) - они, конечно, боялись, что армия услышит благородную речь своего императора и Верховного Главнокомандующего.
В жизни Николая II было два периода, продолжительностью и духовным значением неравных друг другу - время его правления и время нахождения в заточении. Если первый период дает основание называть его православным правителем, исполнившим свои монаршие обязанности, как священный долг перед Богом и государем, помнящим слова Священного Писания: "Ты избралрая мне царя Твоим людям" (Прем.9,7), то второй период - это путь поднятия к вершинам святости, путь к русской Голгофе...
Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, государь принял свой крест так же, как и библейский праведник, преодолел все испытания, которые были наложены на него, с уверенностью, смирением и без жалоб. Именно это терпение особо ярко проявилось в истории последних дней его жизни. После отречения, больше чем внешние события, привлекало внимание внутреннее духовное состояние государя. Он, приняв, как он считал, единственно правильное решение, все же переживал сложное душевное страдание. "Если я стану преградой для счастья России, и все те, кто возглавляет общественные силы в настоящий момент, просят меня сойти с трона и передать его моему сыну и брату, я готов это сделать, готов отдать не только царство, но и свою жизнь за Родину. Я думаю, никто не сомневается в этом среди тех, кто меня знает ", - сказал государь генералу Д.Н. Дубенскому.
10 марта императора, который был арестован предыдущим днем, доставили в Царское Село, где его встречала вся семья с нетерпением. Начался длительный период неопределенного пребывания в Царском Селе, который продолжался почти пять месяцев. Дни проходили спокойно - семья посещала регулярные богослужения, проводила время за совместными трапезами, прогулками, чтением и общением друг с другом. Однако жизнь узников сопровождалась некоторыми ограничениями - А.Ф. Керенский объявил императору, что он должен жить отдельно и видеться с императрицей только за столом, разговаривая только на русском языке. Караульные солдаты грубо упрекали его, а близким родственникам царской семьи было запрещено попадать во дворец. Даже игрушечное ружье было отобрано у наследника при отговорке о запрете на ношение оружия.
Отец Афанасий Беляев, который регулярно посещал богослужения в Александровском дворце, оставил свои наблюдения о духовной жизни узников в Царском Селе. Вот как описывается утреня на Великую Пятницу 30 марта 1917 года: "Богослужение проходило благочестиво и трогательно... Их Высочества слушали все службу, стоя. Перед ними были установлены складные аналои с Евангелиями, так что они могли видеть, что читается. Все они оставались до конца службы и потом уходили через общий зал в свои комнаты. Нужно видеть это и быть так близко, чтобы понять и увидеть, как бывшая императорская семья с усердием, в православной молитве, часто на колени, молится Богу. С какой смиренностью, кротостью, покорностью Божьей воле, они стоят во время богослужения".
На следующий день вся семья исповедовалась. Описывая комнаты детей, в которых проходило Таинство Исповеди, отец Афанасий пишет: "Комнаты были украшены по-христиански. У каждой принцессы в углу комнаты установлен иконостас с иконами разных размеров, изображающими святых. Перед иконостасом был складной аналой, покрытый пеленой в виде полотенца, на котором лежали молитвенники, богослужебные книги, Святое Евангелие и крест. Украшение комнат и их атмосфера представляли собой невинное, чистое детство, свободное от мирских проблем. Дети собирались в одной комнате перед исповедью, чтобы прослушать молитвы".
Даже после отречения от престола императрица сохраняла доброту и душевное спокойствие. В письме к корнету С.В. Маркову она утешает его следующими словами: "Вы не одиноки, не бойтесь жить. Господь услышит наши молитвы и поможет, утешит и подкрепит вас. Не теряйте вашей чистой детской веры, оставайтесь такими же маленькими, даже когда вы станете взрослыми. Жизнь трудна, но впереди есть свет и радость, тишина и награда за все страдания и испытания. Идите своей дорогой, не смотрите вправо и влево, и даже если вы упадете, не бойтесь и не отчаивайтесь. Встаньте снова и продолжайте идти вперед. Бывает больно, душевно тяжело, но горе очищает нас. Помните о жизни и страданиях Спасителя, и ваша жизнь покажется вам не такой черной, как кажется. У нас одна цель, и мы все стремимся к ней. Дайте друг другу помощь в нахождении дороги. Христос с вами, не бойтесь".
В дневнике отца Афанасия Беляева мы можем прочитать следующую перефразировку: "Смиренный слуга Божий Николай, искупительное агнец, милосердно относящийся к своим врагам, не злопамятный и сильно молящийся о благополучии России, глубоко верующий в ее величественное будущее, смиренно поклоняющийся перед крестом и Евангелием... обмолвляется о тайнах своей страдальческой жизни Небесному Отцу и, бросая себя в прах перед величием Царя Небесного, слезно просит прощения за свои сознательные и несознательные грехи".
Перефразировка второго абзаца: "В жизни царских узников наступали серьезные перемены. По поручению Временного правительства была создана комиссия для расследования деятельности императора, но, несмотря на все попытки найти хоть что-то, что могло бы позорить царя, ничего не обнаружилось - царь был невиновен. Когда его невинность была доказана и стало ясно, что нет никакого преступления, Временное правительство решило удалить узников из Царского Села. В ночь на 1 августа они были отправлены в Тобольск - это было сделано, предположительно, из опасения возможных беспорядков, первой жертвой которых могла стать царская семья. На самом же деле семья была приговорена к казни, поскольку дни Временного правительства были сочтены".
По жизни царственных узников за это время происходили существенные изменения. Временное правительство образовало комиссию, занимающуюся расследованием деятельности императора. Все их усилия не дали результатов, так как показали, что царь был невиновен. Вместо того чтобы освободить императора и его супругу, Временное правительство приняло решение отправить их из Царского Села. Итак, ночью, 1 августа они были отправлены в Тобольск, т.к. боялись, что возможные беспорядки, в первую очередь, могут затронуть их.
Период, проведенный императорской семьей в Тобольске, хоть и был малоприятным, но сравнительно спокойным. До 8 сентября могли они посетить церковь только один раз - в праздник Рождества Богородицы. Почти полное отсутствие новостей было одной из самых больших утратми в Тобольске. Письма и газеты доходили с огромной задержкой, а те, которые все-таки попадали в руки, часто искажали события. Император был озабочен разворачивающимися событиями в России и понимал, что страна движется к гибели.
Корнилов предложил Керенскому ввести войска в Петроград, чтобы сократить распространение большевистской агитации, которая ежедневно становилась все более угрожающей. Царь испытывал глубокую печаль, когда Временное правительство отклонило эту последнюю попытку спасти Отечество. Он отлично понимал, что это было единственное средство избежать катастрофы. Государь раскаивался в своем отречении и жалел о нем. Ведь он принял это решение в надежде, что желающие его отстранить самое главное продолжат войну с честью и не погубя родину. Он боялся, что его отказ подписать отречение может привести к гражданской войне из-за противников. Царь не желал, чтобы из-за него пролита хоть капля русской крови. Сейчас все бесплодно для его жертвы и он понимает, что, ставя интересы родины выше всеобщих, но принеся ей вред своим отречением. Цитата П. Жильяр, воспитателя цесаревича Алексея, оживляет боль воспоминаний.
Тем временем власть в Петрограде была захвачена большевиками, что привело к периоду, который государь описывал в своем дневнике как "гораздо хуже и более позорное, чем события Смутного времени". Новость о октябрьском перевороте достигла Тобольска 15 ноября. Солдаты, охранявшие губернаторский дом, относились к царской семье с уважением, и только через несколько месяцев после переворота большевиков положение узников стало меняться. В Тобольске появился "солдатский комитет", который, стремясь к собственному самоутверждению, демонстрировал свою власть над государем - иногда заставлял его снимать знаки отличия, иногда разрушал ледяную горку, построенную для царских детей: пророк Аввакум говорил, что они издеваются над царем (Аввакум 1:10). С 1 марта 1918 года "Николай Романов и его семья были переведены на солдатский паек".
В письмах и дневниках членов императорской семьи отражалось глубокое переживание трагедии, происходившей перед их глазами. Однако эта трагедия не лишала царских узников духовной силы, веры и надежды на помощь Божию.
"Безумно тяжело, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в милость Божию. Он не позволит Родине погибнуть. Нам приходится переносить все эти унижения, ужасы и гадости с покорностью (раз мы не в состоянии помочь). Он спасет нас, быть терпеливым и многомилостивым - Он не прогневается до конца... Невозможно жить без веры...
Как счастливо, что мы находимся здесь, с нашей [Родиной] переживаем все. Хочется разделить все с любимым больным человеком, пережить и следить за ним с любовью и тревогой. Так и с Родиной. Я слишком долго себя чувствовала ее матерью, чтобы потерять это чувство - мы едины и делим горе и счастье. Она сделала нам больно, оскорбила и клеветала... но мы всё равно искренне любим ее и хотим видеть ее выздоровление, как родное больное дитя со своими хорошими и плохими сторонами...
Я твёрдо верю, что время страданий пройдёт и солнце снова ярко светить над нашей многострадальной Родиной. Ведь Господь милостив - Он спасёт нашу Родину..." – писала императрица.
Страдания страны и народа не могут быть бесполезными - это твердо верят царские узники: "Когда это закончится? Когда Богу угодно. Протерпи, родная страна, и ты будешь вознаграждена венцом славы за все страдания... Весна придёт и принесёт радость, высушит слёзы и кровь, пролитые над бедной Родиной...
Много тяжёлого впереди - сколько ещё кровопролитий, сколько ужаса! Но истина должна победить окончательно...
Как жить без надежды? Нужно быть смелым, и Бог даст душевный покой. Больно, раздражает, оскорбляет, стыдно, страдаешь, всё болит, но душа ощущает тишину, спокойную веру и любовь к Богу, Который не оставит Своих и услышит и помилует наши усердные молитвы и спасёт...
...Как долго наша несчастная Родина будет мучена и разрываться внешними и внутренними врагами? Иногда кажется, что нельзя больше терпеть, не знаешь, на что надеяться, чего желать? Но никто кроме Бога! Да будет совершена воля Его святая!"
В то время, когда наследник был болен и его нельзя было провезти, государыня все равно решает следовать за своим мужем. Вместе с ними отправляется и великая княжна Мария Николаевна.
Только 7 мая члены семьи, оставшиеся в Тобольске, получили известие из Екатеринбурга: государь, государыня и Мария Николаевна находятся в доме Ипатьева. Когда здоровье наследника улучшилось, остальные члены царской семьи из Тобольска также были доставлены в Екатеринбург и заключены в том же доме. Однако большинство приближенных к семье лиц не было допущено к ним.
О екатеринбургском периоде заточения царской семьи свидетельств осталось очень мало. Почти нет писем. Главным образом этот период известен только по кратким записям в дневнике императора и показаниям свидетелей по делу об убийстве царской семьи. Особенно ценным является свидетельство протоиерея Иоанна Сторожева, который совершал последние богослужения в Ипатьевском доме. Отец Иоанн пребывал там дважды в воскресные дни обедницу; первый раз это было 20 мая (2 июня) 1918 года: "…диакон читал прошения ектении, а я пел. Мне подпевали два женских голоса (вероятно, Татьяна Николаевна и кто-то еще из них), иногда низким басом и Николай Александрович… Молились очень искренно…"
"Николай Александрович был одет в гимнастерку защитного цвета, такие же брюки, при высоких сапогах. На груди у него был офицерский Георгиевский крест. Но погон не было… [Он] произвел на меня впечатление своей решительной походкой, своим спокойствием и особенно своим способом пристально и твердо смотреть в глаза…" – писал отец Иоанн.
Сохранилось много портретов членов царской семьи – от прекрасных портретов А.Н. Серова до поздних, сделанных уже в заточении, фотографий. По ним можно составить представление обо всех членах семьи – о внешности государя, императрицы, цесаревича и княжон. Однако в описаниях многих людей, видевших их при жизни, особое внимание обычно уделяется их глазам. "Он смотрел на меня такими живыми глазами…" – говорил о наследнике отец Иоанн Сторожев. Можно сказать, что это впечатление лучше всего передает слова Премудрого Соломона: "В светлом взоре царя – жизнь, и настроение его – как облако с поздним дождем…" В тексте Священного Писания это звучит еще выразительнее: "в свете жизни сын царя" (Притчи 16:15).
Условия жизни в "доме особого назначения" были намного труднее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12 солдат, которые жили рядом с узниками и ели за одним столом вместе с ними. Комиссар Авдеев, который был закоренелым пьяницей, ежедневно изощрялся вместе со своими подчиненными в нахождении новых унижений для заключенных. Приходилось смиряться с лишениями, переносить издевательства и подчиняться требованиям этих грубых людей – среди охранников были бывшие уголовные преступники. Как только государь и государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску. Всему царскому семейству и князьям приходилось спать на полу, без кроватей. Во время обеда им давали всего пять ложек, а охранники, которые сидели за этим же столом, курили, нагло выдыхая дым в лица узников и грубо отбирали у них еду.
Прогулка в саду разрешалась только один раз в день, вначале на 15-20 минут, а потом не более пяти. Поведение часовых было абсолютно непристойным – они дежурили даже возле двери в туалет, при этом не разрешали закрывать двери. На стенах охранники писали нецензурные слова, делали неприличные рисунки.
Всего двое официальных слуг, Анна Демидова и И.С. Харитонов, и мальчик Леня Седнев, оставались рядом с царской семьей, помимо доктора Евгения Боткина, который заботился об узниках и выступал в качестве посредника между ними и комиссарами, защищая их от жестокого обращения стражей. Вера заключенных поддерживала их мужество и давала им силу и терпение в страданиях. Время, проведенное в изоляции от внешнего мира и окруженные грубыми охранниками, продемонстрировали благородство и ясность духа узников Ипатьевского дома. Даже грубые стражи постепенно смягчились в общении с заключенными и начали чувствовать, что те превосходят их их духовным достоинством. В ночь с 16 на 17 июля они были разбужены комиссаром Юровским, который сообщил им, что они должны перейти в безопасное место из-за неспокойной обстановки в городе. Они были приведены в полуподвальную комнату с одним окном, где Комиссар Юровский внезапно объявил им, что они будут расстреляны по решению Уральского областного совета. Все были расстреляны, а их тела вывезли на грузовик и затем убийцы пытались скрыть свое преступление.
Большинство свидетельств говорят о том, что узники Ипатьевского дома несомненно были людьми, страдающими, но глубоко верующими и покорными Божьей воле. Несмотря на издевательства и оскорбления, они жили в доме Ипатьева, стремясь создать достойную семейную жизнь, улучшить угнетающую обстановку через общение, молитву, чтение и занятия. Один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр, пишет: "Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родины, но они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они поднялись. Они стали идеальной силой и в своем унижении поражали своей ясностью души, против которой бессильны насилие и ярость и которая торжествует даже в смерти".
Вместе с императорской семьей были расстреляны и их слуги, которые последовали за своими господами в ссылку. Среди них были доктор Е.С. Боткин, комнатная девушка императрицы А.С. Демидова, придворный повар И.М. Харитонов и лакей А.Е. Трупп. К ним также присоединились другие люди, были убиты в разных местах и в разные месяцы 1918 года, такие как генерал-адъютант И.Л. Татищев, гофмаршал князь В.А. Долгоруков, "дядька" наследника К.Г. Нагорный, детский лакей И.Д. Седнев, фрейлина императрицы А.В. Гендрикова и гофлектрисса Е.А. Шнейдер.
Сразу после объявления о расстреле императора, святейший патриарх Тихон дал благословение священникам и пастырям совершать панихиды по нему. Сам святейший во время богослужения в Казанском соборе в Москве 8 (21) июля 1918 года сказал: "Недавно произошло ужасное событие: бывший государь Николай Александрович был расстрелян... Мы должны осудить это дело, повинуясь учению слова Божьего, иначе его кровь упадет не только на тех, кто совершил это, но и на нас. Мы знаем, что он отрекся от престола, чтобы сделать это во благо России и из любви к ней. Он мог бы найти безопасность и спокойную жизнь за границей после отречения, но он не сделал этого, он выбрал страдания вместе с Россией. Он не предпринимал ничего для улучшения своего положения, мирно смирившись с судьбой".
Почитание царской семьи, начатое святейшим патриархом Тихоном в заупокойных молитвах и словах на панихиде в Казанском соборе в Москве всего через три дня после убийства, продолжалось на протяжении нескольких десятилетий советского периода, несмотря на доминирующую идеологию.
Многие священнослужители и верующие тайно молились о покое для убитых членов царской семьи. В последние годы многие дома имели фотографии царской семьи в красном углу, а также распространялись иконы с изображением царственных мучеников. Были созданы молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдания и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения от архиереев, священников и обычных людей в поддержку канонизации царской семьи. К моменту прославления царственных мучеников собралось большое количество свидетельств об их благодатной помощи - исцелениях, воссоединении семей, защите церковного достояния от раскольников, мироточении икон с изображением императора Николая и царственных мучеников, а также появлении кровавых пятен на иконных образах царских мучеников.
Одним из первых задокументированных чудес было избавление сотен казаков, окруженных красной армией в непроходимых болотах во время гражданской войны. После молитвенного призыва священника отца Илии казаки обратились с молитвой к царю-мученику, и им удалось невероятным образом выбраться из окружения.
Марина, ученица средней школы из города Подольска, исповедующая православную веру и особо почитающая царскую семью, была спасена от нападения хулиганов благодаря Царским детям, которые внезапно появились и заступились за нее. Нападавшие, трое молодых людей, убежали в ужасе, увидев императорских детей. Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году. Позднее молодые люди покаялись и изменили свою жизнь.
Ян-Майкл, алкоголик и наркоман со стажем шестнадцати лет, решил отправиться в паломническую поездку по историческим местам России по совету друзей. Во время посещения Царского Села, на Божественной литургии в домовой церкви, он обратился к царственным мученикам с мольбой о помощи и ощутил, что Господь избавляет его от собственных пороков. В результате 17 июля 1999 года он принял православную веру под именем Николай, в честь святого царя-мученика.
Олег Бельченко, врач из Москвы, получил икону царя-мученика в подарок 15 мая 1998 года и начал молиться перед ней ежедневно. В одном из монастырей он заметил небольшие пятна крови на иконе. Икону передали в Сретенский монастырь, где при молебне молящиеся ощутили сильное благоухание. В дальнейшем икону посетили несколько храмов и монастырей Москвы, где были зафиксированы случаи ее мироточения. В 1999 году икона пМногие христиане сегодня молятся к царским страстотерпцам с просьбой о поддержке семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их невинности и духовной чистоты. Во время гонений императорская семья была особенно единой и пронесла непоколебимую православную веру сквозь все испытания.
Через страдания, которые императорская семья терпела со смирением и кротостью, через их мученическую кончину, был явлен свет Христовой веры, побеждающий зло. Этот свет также воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, которые претерпели гонения за Христа в XX веке.
Память о святых страстотерпцах императоре Николае, императрице Александре и их детях - Алексие, Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии - чтится 4 (17) июля, а также в день общей памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день приходится на воскресенье; в противном случае, праздник переносится на ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Источник: Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-11. С. 20-33.омогла в исцелении 87-летнего слепого мужчины, который после молитвы перед иконой вернул зрение. Икону также привезли в другие епархии, где были зафиксированы случаи помощи и исцелений.
Во время Юбилейного Архиерейского Собора прихожанки будущего храма преподобного Андрея Рублева собрались для совместной молитвы царственным мученикам. При чтении акафиста молящиеся почувствовали сильное благоухание, исходившее от книг, которое продолжалось в течение нескольких дней.
Свидетельство о публикации №224021700270