В прямом родстве

Журнал «Истина и жизнь»  18 лет назад публиковал мои стихи, два из них («Реставрация  Новодевичьего монастыря» и «Ferrum») я уже вывесила в ПРОЗЕ.РУ.  Публикации была предпослана справка обо мне:
Ольга Николаевна Постникова родилась в 1943 году. Закончила Институт тонкой химической технологии, занималась реставрацией памятников архитектуры. Стихи печатались в журналах «Новый мир», «Знамя», … Работает директором Высшей школы реставрации Российского государственного гуманитарного университета


                В ПРЯМОМ РОДСТВЕ



               Вера
               
                «Любить и веровать сполна»               
                Николай Панченко

О, скажи, чтобы я не замерзла средь этих широт:
«Я взяла навсегда, я уже никогда не покину».
О, спаси же видением, образом птичьего клина:
Этот общий полет,
               где сквозь ветер каждый поет.


Ты меня позвала, ты в глубинные страхи шептала,
И под полог плаща собрав, как Дева Святая,
Малых всех,
          с головами, круглыми от беззащитности,
Дай мне силы дальше жить и нести.


Безъязыких, застывших -
ты всех обвеваешь крылами,-
Материнский порыв, согревающий ласковый жест.
Дай сквозь холод услышать
звучанье небесных торжеств,
Удержи свой покров над нашими головами!





                ***

Я неразлучна с тобой, моя Полуазия,
Бродят в тебе опять свароги, духи.
Нет, я уйти не могу из этой разрухи,
Нет, уйти не могу из этой грязи я.


Милая, с робким снежком на  мутовках ели,
Ты мне даришь весенних звуков октавы.
Видно, спасти хотят меня капели,
Видно, меня не забыл Господь, не оставил.


Благодарю я белую эту равнину,
К птичьим следам отпечатков своих не добавлю,
И, ни на миг от сердца боль не отринув,
Только у края стою и Бога славлю.


Я остаюсь с этой бедной больной природой,
Пусть поломойкой, служить в оскверненных ором
Храмах безглавых, истоптанных алчным сбродом,
Стенам в рассединах, синим окнам-прозорам.




                ***

Когда мы крыжовник пошли собирать
И столько колючек под кожей осталось,
Душа умирать еще не собиралась,
Пыталась от счастья сгорать.

А после тащились мы как на погост -
Две ноши в два дома, в две тьмы сиротливых.
Не сладость, не радость, - занозы, нарывы,
Кислятины полная горсть...

Поверишь ли мне, поверишь ли мне,
По вересковым бродя полянам?
По шрамам запомни  меня, по ранам,
По ранней моей седине!

Когда наши пальцы касались ветвей,
Казалось, в нас нечто единое было.
Воистину стала женою твоей,
Ведь боль - хоть вот эту!
         с тобой разделила.





                ***

Причитанья любви жгучим оцтом легли на губах,
Разнесло твои плечи от ноши – то память о сыне:
Восемь лет, что носила его по ночам на руках, –
Оттого эти руки сильны, а болят и поныне.


Твой избыток телесный – непрочного счастия ширь:
От случайных кормов та запасливость плоти живучей.
Износилась душа, вот она истончилась до дыр,
Слава Богу, еще не дошло до падучей.


Растоптала ты ноги – и обуви не подобрать,
Но, чужую хворобу почуя, чужую недолю,
Так скорбишь ты и плачешь, и молишься, вечная мать,
Точно сила твоя соразмерна с любою бедою.

1982

-----------------------------------------
Оцет (церковнослав.) - уксус




 
              ***

Родина, страх мой, ужасней, родней
Трудно сыскать на земле.
Все, что ни думаю, тянется к ней,
Вечной твоей кабале.


Ты – в этой хлипкой тревоге хвощей,
В бросовом красном листе,
В этих мильонах стандартных плащей,
Праздной чужда красоте.


О, награди, но не гордью столиц,
Нет, не блистаньем впотьмах, –
Этой беззлобностью северных лиц
Млекопитательниц, тех молодиц,
Что исстарели в хлевах,
Тех обитательниц нищих больниц
В бязи казенных рубах.





         Архангельский собор

                В подклете Архангельского собора
                Московского Кремля стоят гробницы
                русских великих княгинь  из разрушенного
                в 30-е годы Вознесенского монастыря.


Там, где ангелы небо свивают*
Где последнего сна торжество,
Где подвальные тайны скрывают,
Я спросила себя: “Для кого


Прожила эту жизнь, протерпела?”
Я в молитве не падала ниц,
Все своими словами пропела
В темном складе ненужных цариц.


Здесь, под вагою стен исполинской
Умаление и забытье.
Я стою над отравленной Глинской,
Над ограбленным гробом ее.


А над нами – то красные флаги,
То хмельное безумье страны.
Сквозь бандитский пролом в саркофаге
Только робкие кости видны.


В этих трещинах царственной кладки,
В этой плесени страшных углов
Есть хронической хвори разгадки,
Откровенье пророческих слов.


У высокого иконостаса,
У столпа, у цветного ствола
Я скажу пред зеницами Спаса,
Как мне стыдно: “Зачем я жила?”


...Чтобы, горней дыша синевою,
Кто-то вспомнил забытых, и чтоб
Кто-то слышал, как бабища воет,
Упадая на цинковый гроб.

1995

"Ангелы свивают небо" – живописная композиция в росписи собора.



 
;
          Письмо сестре

                «Не выкупайся без земли» 
                Из письма Тараса Шевченко сестре

Когда почти до смерти довели
И посулили волю дать на Спаса,
«Сестра, не выкупайся без земли,
На волю без земли не выкупайся!» -


Так ей писал расслабленный старик,
Тот выпущенец, дряхлый и несчастный.
Во мне живет его последний крик
Заклятием и просьбой ежечасной:


Не уезжай в свободные края,
Хоть миновало только две минуты
С тех пор, как не назначены друзья
В узилища, в бутырские закуты.


Свободы большей не бывало тут,
Чем в этот час безудержных молений:
В смирительной рубахе не везут
Уколами лечить от размышлений!


Полжизни стоит воля, но вдали
Ты не избудешь это рабство сроду.
Прошу, не выкупайся без земли,
Без родины не выйди на свободу!


Вот вся она с тобой, она со мной -
С листвою этой пушкинской багряной,
Той боровской тюрьмою земляной,
Ужасной аввакумовою ямой.


В смертельной задыхается пыли.
Услышь ее больную укоризну!
Не выкупайся, не оставь земли,
Не покидай несчастную отчизну!

1986


Опубликовано в журнале «Истина и жизнь», № 7-8, 2006, с.50 -51


Рецензии