В каких городах я бывала

    Как-то я решила подсчитать в каких городах и странах я побывала за мои, вот уже, без малого, 60 лет. И главное: вспомнить, а что же я там увидела интересного, что удивило меня и осталось в памяти, какова была атмосфера тех мест, где я побывала.
Оказалось, что на юге России я побывала в основном в городах Краснодарского края. Это были, кроме самого Краснодара -  Геленджик,  Сочи и  Анапа. Там я отдыхала вместе с родителями. Было мне тогда 10 лет, впечатлений мы с братом набрались на весь год вперед.
 А Новороссийск переехала моя младшая дочь, поэтому я была там уже дважды и надеюсь приезжать хотя бы раз в году к внукам.
В Ставропольском крае  мы бывали своей семьей в двух городах, относящихся в Кавказским минеральным водам. Это Кисловодск. В 1993 году мы с мужем подлечились Кисловодском санатории, брали и маленьких детей с собой. Заезжали с ними  в соседний городок -  в Пятигорск, но ненадолго.
    В Приморском крае я посетила города - Владивосток и Хабаровск. Было это  в 2004 году зимой, я проводила там тренинги с напарницей, поэтому на просмотр достопримечательностей у нас были только по одному вечеру в каждом из этих городов. От этой поездки сейчас в памяти остался лишь мягкий вагон СВ ночного поезда (в нем мы добирались из Хабаровска до Владивостока), да еще - шикарный номер во Владивостокской гостинице, в отличие от холодного и мрачного номера, в виде каморки в Хабаровске. Там заказчики решили съэкономить на средствах для гостиницы.
     Побывала я в 2004 году  и на Украине. В Житомире и в Киеве. Конечно же, съездила в Киевскую лавру. Помню огромные толпы народа на улицах Киева , люди были в приподнятом настроении, пели и шли с  оранжевыми флагами, даже на собаке в метро был повязан бант. Люди тогда выбрали себе нового президента Виктора Ющенко и верили, что могут изменить свою жизнь к лучшему….
Из зарубежных стран мне удалось побывать в Турции, в городе  Анталия, оттуда я брала двухдневную путевку в Израиль. Вряд ли потом получилось бы специально приехать в Израиль, поэтому воспользовалась этой ситуаций, чтобы побывать в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, где, по преданию, был погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Оставила и  записку со своей просьбой в  трещине знаменитой Стены плача, помочила ноги в воде Мертвого моря.
     Побывала я также и в США, в начале двухтысячных годов. В двух штатах -  Вашингтоне и Талахасси, В южном штате Талахасси в начале апреля уже расцветали азалии. Впервые в этих городах я познакомилась с китайской кухней, а также попробовала японские суши. Но тогда они показались мне просто отвратительными…. А еще Америка мне запомнилась тем, что именно в этой стране - за океаном, я более всего скучала по своей Родине….
Как -то мне также удалось взять путевку с хорошей  скидкой - во Вьетнам – отдыхала в Нячанге, но из- за сильного ветра и огромных волн, все туристы в основном гуляли по колено в воде. Плавать решались только самые смелые.  Там и поняла, что был не сезон для купаний. Потому и путевка была со скидкой.
    Ну, а в  Сибири, не считая Томска, я посетила такие города, как Тайга, Колпашево (там проживали бабушка с дедушкой  и мы с братом ездили туда в летние каникулы), Новосибирск, Омск и Красноярск.
В Красноярске, я кстати, и родилась  - в день перекрытия Енисея, но в трехлетнем возрасте родители вывезли меня в Томск.  Побывала я там снова только в 2008 году – в командировке. Кстати, родись у родителей сын вместо меня, пришлось бы ему носить имя Енисей - по воле отца. Ведь перекрытие Енисея произошло в день моего рождения 25 марта..:) Но мама не хотела вычурных имен и… родила дочь. Отец не стал унывать и, решив, что Енисей впадает  в реку Лена, назвал дочь этим именем….  Мама лучше знала географию, но спорить не стала, иначе я  бы сейчас носила имя Ангара! Так гласит наша семейная легенда…
В Красноярске я, по просьбам родителей, нашла их старый дом с балконом с которого виден Енисей, посетила краеведческий музей  и театр оперы и балета, полюбовалась на фонтаны, которых в Красноярске  более 400 – больших и малых. Коллеги свозили меня и на плотину – Енисейскую ГРЭС.
   Побывала я также в Алтайском крае: дважды - в городе-курорте Белокурихе, а также в Барнауле. В Барнауле мы с коллегой посетили два кризисных центра - женский и мужской, который, кстати, в нашей стране - единственный. Впечатления, записи и фотографии с этой поездки помогли пролоббировать в мэрии в 2011 году создание в Томске Кризисного центра для женщин, а в 2013 году и социального приюта при нем. В Бийске и Горно-Алтайске тоже побывала, но проездом.
    Ближайший к Томску город Новосибирск, помню, показался  мне в первый приезд, шумным и неудобным городом, где большинство домов выстроены из серого и мрачного кирпича, а чтобы добраться с левобережья до правого берега, приходилось тратить более 2 часов ( с учетов пробок- и того более). Но очень понравились мне Новосибирский зоопарк и  театр оперы и балета.
   Ну, а если говорить о том, где же мне было всего комфортнее, то это, конечно же – Москва. С тех пор, как я там побывала, мне даже снился запах подземки… Помню, что мой отец в советское время часто бывал в командировках. Привозил открытки с видами Москвы, а я говорила ему, что тоже хочу туда. Он смеялся. Отвечал, что вот вырасту и поеду туда, куда захочу и что ему вот Москва уже надоела. Много, мол,  людей и суеты.
Но у меня это была мечта. Сбылась она в 2001 году, когда впервые попала в Москву.
    Приехали мы тогда с мамой на съезд Российской Партии самоуправления трудящихся. Это было время, когда партий в нашей стране было великое множество. Эту партию возглавлял знаменитый офтальмолог и уникальный человек Святослав Федоров.   Именно он впервые в СССР провёл успешную операцию по имплантации искусственного хрусталика, Его центры микрохирургии глаза сейчас открыты во многих городах России и за рубежом. В Москве даже есть станция метро под названием «МНТК» или «Микрохирургия глаза имени Федорова». Очень жаль, что этот уникальный, талантливейший человек погиб в 2000 году.
     В дальнейшем с 2000 по 2010 года я часто  бывала в Москве, в основном по работе, поэтому лишь вечерами или в выходные дни могла побывать в театре или на концерте. Помню, что обязательно  прогуливалась по Измайловскому парку и по территории Измайловского кремля, а также  брала экскурсию «Ночная Москва». Это было удобно, автобус собирал туристов прямо из гостиницы Измайловская и привозил туда обратно. И каждый раз по приезду домой в Томск, мне хотелось, чтобы и дети мои могли побывать в Москве и посмотреть ее красоты.
   И вот когда детям исполнилось 14 и 16 лет, мы решили с мужем показать им в летние каникулы главные города нашей Родины. Выделили на поездку несколько дней: 4 дня на Москву, 4 – на Санкт-Петербург, да в поезде несколько дней провели. Дни были насыщенными, вставали в 6 утра, ехали каждый день по новому направлению, по всем возможным экскурсиям и музеям. Конечно же в Питере – посетили Зимний и Екатерининский дворец, Петергоф, Эрмитаж и Русский музей. Побывали в Царском селе с янтарной мастерской, погуляли по Исакиевской и Сенатской площадях. Покатались по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
    А в Москве – конечно же первым делом прогулялись с детьми по Красной площади, посетили там же Исторический музей, побродили по Александровскому саду, побывали  во всех музеях на территории Московского Кремля -  Оружейной палате, Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах и др, в Алмазном фонде, ну и конечно- в Мавзолее Ленина. Выстояли огромную очередь. Тогда это было одно из самых посещаемых мест в Москве. Это сейчас, больших очередей около мавзолея  уже не наблюдается. Посетили и смотровую площадку на Воробьевых горах, полюбовались Москвой с высоты птичьего полета Побывали  и в тихом парке «Новодевичьи пруды» около женского монастыря, где прямо на аллее вышагивала симпатичная семейка утят выполненная из камня
    Особое место для меня - Храм Христа Спасителя. В него меня тянуло в каждый приезд, как впрочем, и  в  Пушкинский музей изобразительного искусства. И храм, и музей располагаются на Волхонке, в нескольких метрах друг от друга.
Ну, и конечно, Третьяковка – еще одно особенное место для меня в Москве. Да и сам Лаврушинский переулок, по которому идёшь к Третьяковской галерее, очень живописен. Сквер с фонтаном «Вдохновение», ресторанчик «Братья Третьяковы» и Дом писателей, имеющий адрес Лаврушенский переулок, 17. Там я сделала фото рядом с табличкой на здании и загадала желание - написать и издать книгу своих рассказов и стихов. Пока мечта эта не сбылась.…Но есть электронные ресурсы с моими страничками на порталах Проза и Стихи.ру.
    Вот такие вот воспоминания появились вдруг, как только я стала перечислять свои путешествия. Но потом я вдруг спросила саму себя: - А какое главное чувство объединяло все мои путешествия. Независимо от того, нравились ли мне те города или нет. И вот парадокс: везде было одно чувство. Чувство ностальгии… Мне хватало ровно 5 дней – на созерцание красот и достопримечательностей. А потом -  меня неудержимо тянуло домой…
Так родилось это стихотворение, которое я посвятила родному городу:

Родному Томску

Я в разных городах бывала -
В России и за рубежом.
Работала и отдыхала,
Но звал к себе мой отчий дом.

На площадях и тротуарах,
В тех городах, совсем иных,
Себя, как будто проверяла:
- Смогу ли жить в краях чужих?            

Гуляя по людским  кварталам               
Среди фонтанов и огней,   
Себя  лишь гостем ощущала,
Скучая в череде тех дней.

На море грезилась мне речка
Где виден берег за рекой…
И как поёт сверчок за печкой,               
Порою зимнею ночной.

А в листьях пальм и кипарисов,
Что выстроились в стройный ряд,
Мне чудились рябинок бусы,
Что ярким янтарем  горят.
               
И  поняла на тех проспектах:
Средь  незнакомых глаз  и фраз,
Средь  туристических  объектов,
Я лишь одна… из многих масс…

Вновь возвращаюсь  в родной город,               
Рассветной дымкой он объят.
Зеленым  глазом светофоры,
Встречают, выстроившись в ряд.


Рецензии