Абсолютный монизм Метафизики духа

         Поиск Абсолюта, форм Его существования представляется естественным для человека. Без веры в реальность Абсолюта человек чувствует свою беспризорность, безнадзорность, бессмысленность своего существования. Этим обусловлено томление человека, человечества по Абсолюту в течение всего своего существования. Известно множество терминов, отображающих динамику развития представлений о Абсолюте, например, Демиург, Бог, абсолютный дух, абсолютная идея, абсолютный разум, мудрость, беспредельность, абсолютное сознание, абсолютное бытие. Многообразие терминов и стоящих за ними понятий осложняет удовлетворение всеобщей потребности человека в Абсолюте, ослабляет решимость поиска ответа на возникающие  вопросы.
          Вместе с тем, возрастают требования к содержанию Абсолюта, уменьшающие число «претендентов» на такое звание. В частности, становится всё более обоснованным утверждение, что Абсолют должен быть не только истоком возникновения Мира, но и определять процесс его формирования. Он должен быть задействован во всех аспектах беспредельного бытия Мира.  Абсолют не должен нуждаться во внешнем содействии исполнению Им своих функций. При реализации их Он должен быть внутренне обеспечен  энергетически и информационно. Абсолют должен руководствоваться единственным, единым механизмом становления Мира. Только при этом всеединстве  реализуются взаимосвязи, взаимозависимость этапов становления Мира.
          Естественно, что Абсолют должен быть элементом субстанции Первоначала Мира. То есть единичностью, которая должны содержать в себе  потенцию и субстратную основу создания всего многообразия вещей Мира, а также энергетический ресурс, обеспечивающий Его беспредельное существовании. Только, содержа в себе такой Абсолют, Первоначало может соответствовать предъявляемым к нему требованиям: на принципах монизма обеспечить становление всеединого Мира.  Из таких требований к Абсолюту исходили, видимо, древнегреческие философы, видя в Единице основу первоначала Мира (Пифагор) и перводвигатель (Аристотель).
           Однако, современный монизм, как учение о всеединстве мира, в полной мере не соответствует своему названию, так как допускает неоднозначность в трактовке субстанции первоначала мира и характера её функционирования. Например, монизм материалистов признаёт только материальную природу субстанции, а в монизме идеалистов - идеальную. Современные представления монизма допускают различные механизмы функционирования, например, гилозоизм, панлогизм, психизм, динамизм, энергетизма. То есть монизм означающий, казалось бы, единственность, однообразие качества субстанции, по-разному его трактует. Опираясь на такой монизм, нельзя придти к Абсолюту, который бы соответствовал ценностному всеединству становления Мира. Искомый монизм должен быть абсолютным.
       Требованию абсолютности отвечает монизм, субстанция которого обеспечивает становление всех форм реальности Вселенной, опирается при этом на собственный интеллектуальный, энергетический, творческий ресурс. Такому требованию удовлетворяет субстанция беспредельного множества духовных сущностей, к представлениям которой пришла духовно-эвристическая концепция бытия - метафизика духа [1]. Первичная сущность такой субстанции Первоначала является Абсолютом, то есть первоэлементом всего многообразия идеальных, материальных и вещественных форм Вселенной [2], носителем соответствующих им функциональных качеств [3]. Они обеспечены беспредельным морфизмом духовной сущности Первоначала, как структуры актуально бесконечного, упорядоченного множества [4].
          Духовность первичной сущности, как сакральное качество Абсолюта [5], определяется её внутренней активностью к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии. Духовность сущности обеспечивает монистический характер становления Мира в форме его самоорганизации. Духовность первичных сущностей и продуктов их самоорганизации содержит в себе мотивацию процесса становления Мира, не требует ни внешней энергии, ни информации для своей реализации. В силу синергетического характера самоорганизации [6], энергия продукта самоорганизации превышает сумму энергий её исходных частей. Итак абсолютный монизм становления Вселенной как метафизический процесс беспредельной самоорганизации её первичных сущностей обеспечен и субстанционально - необходимыми и достаточными качествами первичной сущности Первоначала Вселенной, и энергетически – синергией механизма её духовной самоорганизации. При этом определяющая их духовная сущность может быть представлена Единицей Первоначала, а её духовность - перводвигателем Абсолюта.
          Признание процесса становления Мира абсолютным монизмом означает радикальное изменение представлений космологических, естественнонаучных, социальных, антропологических аспектов бытия Вселенной. Они отраженных в ранее опубликованных работах (сайт: проза.ру). От степени руководства этими представлениями зависит успешность практического встраивания социальной, индивидуальной жизни человека в алгоритм их функционирования соответствующего  абсолютному монизму самоорганизации Мира.
          Таким образом, абсолютной монизм становления Мира объясняет формирование всеединой, целостной действительности. Трактуя реальность как всеобщность единичностей, имеющих духовную природу, абсолютный монизм обеспечивает объективность связей между элементами мира как частями всеобщего. Духовность единичностей определяет их возможности находить ориентиры участия в формировании целостного, всеединого Мира. Абсолют, в лице единичной духовной сущности, наделён всеми необходимыми атрибутами формирования мыслящей субстанции [2], функционирование которой состоит в создании идеальных, материальных, вещественных форм бытия Вселенной. Арсенал возможностей абсолютного монизма Метафизики духа обеспечивает возможность формирования Вселенной, Её бытия, как одной из Реальностей Мироздания [7].

              Работы автора использованные в ссылках:

    1 Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г.
    2. Сазонов В.Н.  Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. Выпуск 20, 2018, с.18
    3. Число в метафизическом становлении Мироздания. На сайте:проза.ру
    4. О беспредельной делимости вещественных форм. На сайте: проза.ру
    5. Сакральная сущность числа в метафизике духа.На сайте: проза.ру
    6. Бытие Мироздания как синергия Его субстанциональных форм. На сайте: проза.ру
    7. Метафизика генезиса Мироздания как введение в теорию абсолютности. Материалы VIII Российского философского конгресса. М. 2022г. Том 5, с.559


Рецензии