Таланту Жан-Жака Руссо. Источник счастья

    Источник счастья - потребность любить,
Желание нравиться, прекрасное творить,
Дружба каждый миг, каждый час,
Неразрывные узы, связывающие всех нас.
 //Серж Пьетро 1//
_________
Письмо о добродетели и счастье. ПИСЬМО 64. (Отрывок.)
     Вы более хотите меня смутить, чем обучиться чему-то, спрашивая,
что есть ДОБРОДЕТЕЛЬ?
  В двух словах я мог бы сказать, что ни от кого вы этого не узнаете,
кроме как от самого себя,
а сами никогда не будете знать ответа на этот вопрос,
пока ваше сердце вам на него не ответит.
     Кроме того, зачем возвращаться к вопросу так часто и хорошо разрешённому? Откройте произведения Платона, Цицерона, Плутарха, Эпиктета или Антонина; обратитесь к добродетельному Шафтсбери и его достойному толкователю * .
//*Дени Дидро, который перевел на французский язык «Опыт о достоинстве и добродетели» Шафтсбери. //
   Сделайте ещё лучше –
изучайте саму жизнь, внимайте справедливым речам и размышляйте;
или отложите все книги, обратитесь к самому себе, услышьте свой тайный голос,
который разговаривает с сердцем,
и будьте ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ, чтобы узнать, что это значит.
     Было ли когда-нибудь изучение ДОБРОДЕТЕЛИ бесплодно?
Это вопрос чувства…
    Образ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО человека я вряд ли смогу описать лучше,
чем сказав: каким я сам мечтал бы быть.
     Я бы хотел иметь душу сильную, чтобы суметь всегда по справедливости поступить,
и чувствительную, чтобы всё ПРЕКРАСНОЕ ЛЮБИТЬ.
   Но что есть красота, чувствительность и справедливость?
И что значит «сильная душа»? …
    Преимущество, бесконечно превосходящее любые материальные блага,
которыми мы несомненно поддерживаем гармонию существования человеческого рода –
в том, чтобы достигать соединением  идей
и прогрессом разума интеллектуальных областей,
постигать возвышенные понятия  –
порядка, мудрости и ДОБРОДЕТЕЛЬНОСТИ (bontemorale) –
вскармливать чувства плодами знаний,
возвышаться величием души над слабостями природы,
приравниваться в некоторых отношениях искусством рассуждения к небесному разуму;
в конце концов, в способности победить страсти,
преодолеть в себе человека и уподобиться БОГу
(Бесконечному Обогащению Гармонии, Гармонией*).
//* Бесконечное Обогащение Гармонии, Гармонией – потоки чувств, знаний и умений Вселенной, потоки гармонии СЧАСТЬЯ человека, всего живого и иного.
(Информация:   Серж Пьетро 1. 18 февраля 2024 г.). //
    Хотим ли мы продолжать поиски ИСТОЧНИКА СЧАСТЬЯ в этом мире?
Вернёмся к себе и спросим снова собственное сердце.
Каждый почувствует, что его СЧАСТЬЕ не в нём самом,
а зависит от всего, что его окружает.
    Все наши желания недолговечны,
СЧАСТЬЕ – единственное, чем мы могли бы наслаждаться вечно.
   Одним словом, потребность ЛЮБИТЬ, ЖЕЛАНИЕ НРАВИТЬСЯ, ДРУЖБА,
уверенность или гордость, привычка к взаимной зависимости с другими людьми –
всё это СТАЛО настолько НЕОБХОДИМЫМ,
что вряд ли найдётся хоть один человек,
который, будучи уверен, что любые его желания будут исполнены,
но он никогда более не увидит никого себе подобного, - не впадёт в отчаяние.
  Таковы НЕРАЗРЫВНЫЕ УЗЫ, СВЯЗЫВАЮЩИЕ ВСЕХ НАС
и делающие зависимыми наше существование, безопасность, удачу, потоки познаний,
СЧАСТЬЕ и вообще все блага и невзгоды от общественных отношений и знаний.
  Так что я считаю, что, становясь гражданином,
я подписываюсь мудро выплачивать огромный долг всему человеческому роду,
что моя жизнь и все эти удобства, которыми я обладаю,
должны быть посвящены службе ему, своему народу.
    Более того, я вижу, что даже если я смогу, пойдя по головам,
урвать для себя личное благосостояние и какие-то сомнительные удовольствия,
то всё равно уверенным в мирном состоянии и ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМ СЧАСТЬЕ
я могу быть только В ПРАВИЛЬНО УСТРОЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
    Хотя людей, которым я обязан жизнью
и которые обеспечивали меня всем необходимым, взрастили мою душу
и поделились своими талантами, уже может не быть на свете,
но законы, которые защитили моё детство, ещё живы.
    ДОБРЫМ НРАВОМ, к которому я приобрёл СЧАСТЛИВУЮ ПРИВЫЧКУ,
помощью, которую я получал в момент нужды,
гражданской свободой, которой я распоряжался,
всеми приобретенными благами и испробованными удовольствиями –
ВСЕМ ЭТИМ Я ОБЯЗАН ВСЕОБЩЕМУ ПОРЯДКУ,
который направляет общественные интересы на достижение благополучия всех людей,
который учёл мои потребности ещё до моего рождения
и позаботится о моём прахе после смерти.
   Мои благодетели могут умереть от много,
но до тех пор, пока вообще есть люди,
я должен МУДРО ВОЗВРАЩАТЬ человечеству БЛАГОДЕЯНИЯ, полученные от него.


Рецензии