Обожаю отечественные сувениры

Дома, в Костроме, я бываю крайне редко – издержки профессии в купе с санкциями, под которыми я уже живу порядка двух лет. И тем приятнее видеть позитивные перемены, произошедшие в моём городе за последние три года. Почему именно три? Потому, что именно тогда я последний раз совершала рейд по сувенирным магазинам богохранимой (официальный титул Костромы, если кто не знает), готовясь к поездке на Мальту: хотелось чем-то порадовать коллег, которые там застряли из-за ковида.
 
Конечно, ковид во многом был оправданием тому, что в магазинах в основном были китайские магнитики, какие-то странные киски-собачки-коровки непонятного происхождения, однотипные хламидообразные льняные балахоны. Ну, в общем-то и всё. Помыкавшись от одного магазинчика к другому, благо в недостатке их мой город не замечен, я ограничилась съедобными подношениями: вохомским сыром «Малыш», традиционной четверговой солью, петровскими пряниками и белёвской пастилой. С последними двумя подфартило, потому как аккурат в момент моих сборов на Сусанинской площади развернулась ярмарка соседних российских регионов.
В этом году мой «подарочный» чемодан значительно потяжелел, потому как сувенирной продукции теперь значительно больше, выбор шире, но главное – отечественные (в том числе и костромские) производители реально рулят. И что особенно приятно – по самым разным направлениям.

В принципе, с точки зрения экономики, Ренессанс (не побоюсь этого слова) сувенирки вполне объясним. Санкции закрыли россиянам въезд в традиционные туристические страны Европы, люди стали больше ездить по стране, что, в свою очередь, подтолкнуло малый бизнес. Получается, что есть довольно приличное количество людей, кто от санкций не только не пострадал, но и напрямую выиграл. Впрочем, хватит о санкциях, давайте о впечатлениях.

Впечатление первое. Магазинов стало гораздо больше, и так как я была не в сезон, то время от времени возникала мысль: а хватит ли всем покупателей? Эту мысль я от себя гнала всеми силами, желая городу как можно больше туристов с тугими кошельками, а продавцам – покупателей и высокой выручки.

Впечатление второе. Магазины наконец перешагнули первое кольцо, в котором обычно всё и было сосредоточено. В здании старого хлебозавода были замечены два прелестных авторских бутика, в одном из которых мне перепал совершенно изумительный кокошник. Я им теперь всех знакомых мальтийцев удивляю.

Впечатление третье. Многие магазины стали больше не просто креативить с названиями (мне тут больше всего запало «Плед, мёд и милый кот», но обзаводиться домашними питомцами (тут пальму первенства отдаю упитанному коту, к которому коллектив магазина «Прованс» обращается не иначе как «сэр»), рядом со многими появились фото-зоны, окружёнными потрясающими по юмору рекламными зазывалками.
Впечатление четвёртое, особое. Магазины-музеи, по-другому назвать их не получается, уж очень интересны. Очень понравилось оформление исторического раскопа в рядах (магазин «Бохо»), но в самое сердце поразил частный ювелирный музей в здании магазина «Аметист», от которого, если честно, я ничего особого не ждала, каюсь. При этом торгуют как съедобными «сувенирами» (сыром, мёдом, сластями, пряниками, наливками и чаями), так и традиционным костромским льном, а также массой классически сувенирной продукции.

Впечатление пятое. Стал значительно разнообразнее продуктовый сегмент. Помимо традиционных соли, пряников и сыра появилась целая линейка вкуснейшего фруктового и ягодного мармелада и зефира. Но больше всего, как ныне говоря, зашли – яблочный сыр и какое-то парализующее разнообразие иван-чая с добавками и фруктовых чаёв из местного сырья. Я, конечно же, основательно запаслась, и теперь мы с коллегами дегустируем практически ежедневно что-то новенькое.

Впечатление шестое. Приятно удивило огромное количество утилитарных вещей, возведённых в ранг мини-шедевров, причём, по весьма вменяемым ценам. Но если уж совсем на чистоту, то мне повезло тем, что был не сезон, так как на многие товары были объявлены акции. Не удержусь от конкретного примера. Три года назад я буквально ноги себе сбила в поисках замены вышедшему из строя очечнику с палехской роспиью. Нашла почти за 1000 (тысячу!!!) рублей. Купила скрепя зубы. В этом году тоже решила разориться. К моему удивлению мне предложили на выбор целую серию похожих расписных очечников по цене от 350 до 450 рублей. Почувствуйте разницу, как говорится. На вопрос о цене продавец сказала, что они дешевле, потому что местного, костромского производства.

Впечатление седьмое. Ну, наконец в сегменте льняной одежды появились хорошие лекала в сочетании с хорошими материалами, и изделия перестали напоминать мешки. Давала себе слово не затариваться, слово не сдержала, теперь жду с нетерпением весны, и тогда, держись, Мальта!

Внимание, вопрос: а было ли что-то, хотя бы отдалённо напоминающее ложку дёгтя в этом медовом дифирамбе отечественному производителю? А как же, у нас – завсегда. Не понравилось – отсутствие шоперов. Обошла все магазины в поисках льняных сумок для покупок с символикой Костромы, а лучше – с изображением Снегурочки. Я таких три года назад взяла пару-тройку штук, просто положив в них обувь, но они все уже перекочевали к моим мальтийским знакомым и занимают почётные места в их коллекциях. На вопрос, а куда делись все шоперы, продавцы, как сговорившись, отвечали: к лету нашьют, зимой-то они зачем? С точки зрения торгового здравого смысла тут тоже всё понятно: зачем на зиму производить и закупать то, что будет ждать своей очереди на продажу до лета? Таких, как я, залётных, почему-то в расчёт особо никто не берёт.

И всё же, как раньше часто говорили оппоненты на защите диссертации, разгромив до этого соискателя в пух и прах, мы понимаем, что эти мелкие недочёты существенно не повлияли на качество представленной работы, и она, конечно же, достойна...

Если кого-то интересует, что бы я посоветовала привозить из Костромы, спрашивайте – отвечу.


Рецензии