Российский флотоводец Самуил Карлович Грейг

Самуил Карлович Грейг, родом из Шотландии, родился 12 декабря 1735 года и стал одним из ключевых фигур в развитии русского флота за время правления Екатерины II. Он произошел из шотландского клана МакГрегоров, известного своими талантливыми членами. Его отец, Чарльз Грейг, был судовладельцем и занимался морской торговлей в приморском городке Инверкейтинге. Сэмюэл записался в военный флот в 15 лет и служил там добросовестно, участвуя в различных военных действиях. Он принял участие во взятии острова Горэ у берегов Сенегала во время Семилетней войны, разгроме французского флота в бухте Киберон Бискайского залива и осаждении Гаваны. Сэмюэл понял, что в британском флоте его карьера будет ограничена из-за своего "неблагонадежного" происхождения. В то время в Великобритании разгорались конфликты между сторонниками Ганноверской династии и якобитами, приверженцами династии Стюартов. Так как Стюарты были связаны со Шотландией, большинство их сторонников проживало именно там. Для Сэмюэла Грейга патриотизм и желание продолжить служить в море были важнее, и поэтому он стал подданным Российской империи и внес важный вклад в становление русского флота.
В 1745 году в Шотландии произошло восстание якобитов, однако в следующем году они были разгромлены королевскими войсками в битве при Каллодене. В связи с активным участием клана МакГрегоров в этом восстании, а также из-за их репутации разбойников, непокорных и воинственных, они стали объектом недоверия. Вероятно, именно этот факт послужил причиной для Сэмюэла сменить страну проживания и подданство.

Когда Екатерина II вступила на престол Российской империи, она предприняла активные усилия по восстановлению отечественного флота. Царица обратилась к англичанам, считавшимся ведущей морской державой, с просьбой переслать в Россию нескольких опытных офицеров королевских ВМС. Сэмюэл Грейк был одним из тех, кто ответил на этот призыв. По-видимому, привлекательностью для него являлись перспективы карьерного роста, поскольку он уже в 1764 году получил звание капитана 1-го ранга в России, что, возможно, не произошло бы так скоро на его родине. Сначала он командовал фрегатом «Святой Сергий», а затем был назначен на 66-пушечный линейный корабль «Три иерарха».

Под новым именем Самуил Карлович Грейг он преданно служил своей новой родине так же, как он служил Великобритании. Однако он оставался верным своей прежней религии. 21 августа 1768 года Самуил Карлович и его невеста Сара Кук, дочь англичанина Александра Кука, владельца канатного завода в Петербурге и двоюродная сестра известного мореплавателя Джеймса Кука, были венчаны в англиканской церкви, специально построенной для англичан, служивших в русском флоте. У Самуила и Сары родилось пятеро детей, один из которых, Алексей, впоследствии стал главой Черноморского флота.
Новые молодожены не могли долго наслаждаться семейным счастьем после свадьбы, так как Россия начала войну против Османской империи. Самуил Грейг был отправлен в состав Архипелагской экспедиции, чтобы нанести удар в средиземноморскую часть империи. Он стал главой экспедиции и поднял свой флаг на корабле Грейга. Во время Хиосского сражения Грейг был назначен руководить центральным отрядом, состоящим из трех линкоров и двух фрегатов.
В 5 июля 1770 года русская эскадра под командованием капитан-бригадира Самуила Грейга двинулась в Хиосский пролив. Основной частью сражения стало столкновение 66-пушечного русского корабля «Евстафия», на котором был флаг адмирала Григория Спиридова, с 80-пушечным турецким флагманским кораблем «Бурдж-у-Зафер». Во время боя мачта турецкого корабля упала на «Евстафий», и оба корабля загорелись и взорвались.
Линкор «Три иерарха» под командованием Грейга лучше всего справился с огнем. Он грамотно маневрировал, приплыв к большому турецкому линкору «Капудан-паша». Грейг разместил свой корабль параллельно корме турецкого корабля, что давало возможность русским выводить на него гораздо большее количество орудий, чем у турков. Грейг атаковал турецкий корабль в течение часа, нанося ему серьезные повреждения. Корабли «Ростислав» и «Святой Иануарий», которыми также командовал Грейг, успешно поддерживали его. В результате турецкий флот отступил в Чесменскую бухту, укрепив свои фланги береговыми батареями.
Русское командование решило сжечь турецкий флот с помощью брандеров, а Грейгу поручили контролировать операцию. Ночью 6 июля русская эскадра под командованием Грейга начала обстрел турецкого флота, скучившегося в Чесменской бухте. Под командованием офицеров, включая российских офицеров Роберта Дагдейла и Томаса Маккензи, были подготовлены четыре брандера, которые были заполнены смолой и порохом. Первые две атаки брандеров в ночь на 7 июля были неудачными, однако третий брандер под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина успешно атаковал турецкий 84-пушечный корабль, после чего огонь распространился на другие корабли и весь турецкий флот воспламенился.
Во время этой войны Грейг был повышен до контр-адмирала и принял активное участие в нескольких важных боевых операциях. Он принимал участие в осаде крепости Пелари, захвате острова Парос и бомбардировке крепости Негропонт. Грейг также руководил десантом в заливе Контес, где были захвачены огромные турецкие склады. Он также совершал разведку в проливах Дарданеллы и на острове Тенедос, а также принимал участие в захвате крепости Метелино. По окончании этих операций Грейг отправился в Петербург и вернулся на палубу боевого корабля после получения новых приказов.

После войны Грейг был назначен командиром Кронштадского порта и провел 13 лет в этой должности. Он руководил масштабными работы по реконструкции порта, включая строительство новых доков, расширение гавани и возведение госпиталя для моряков. Он также внес множество полезных усовершенствований, включая новый стандарт парусного вооружения, установку первой в России паровой машины для откачки воды, изменение материалов, используемых в камбузах, улучшение пищевого рациона моряков и модернизацию лазаретов.

Английский офицер Джеймс Тревенен описывал Грейга как скромного и серьезного человека, с крупными чертами лица и глубокими мыслями. Хотя он был молчаливым по натуре, в компании он мог быть очень интересным и рассказывать много новостей и знаний, которые он приобрел в течение своей жизни.

Однако новая война со Швецией привела Грейга обратно на палубу корабля, где он продолжал служить и проявлять свои лидерские качества.
Амбициозный король Густав III мечтал восстановить влияние Швеции на Балтике и вернуть отобранные Петром Великим земли. Воспользовавшись тем, что Россия находилась в войне с Османской империей, король решил напасть, считая, что русские не смогут справиться с двумя фронтами. Главную роль в этой стратегии играл морской флот. Густав III сильно полагался на свои военные силы в море и вложил много ресурсов в их укрепление.

В Стокгольме планировали, что шведские эскадры прорвутся в Финский залив, заблокируют Кронштадт и высадят сухопутную армию, которая быстро бы взяла Санкт-Петербург. Густав III намеревался диктовать условия мира Екатерине II в оккупированной российской столице. При этом король пренебрегал русскими морскими силами на Балтике, зная, что лучшие русские моряки сейчас сражаются на Черном море против турок. Екатерина II поручила командовать Балтийским флотом Грейгу, самому опытному моряку в ее распоряжении.

Первое главное сражение между флотами произошло 6 июля 1788 года у острова Гогланд. Шведы имели превосходство в орудиях в полтора раза, а также считали себя лучше подготовленными, но победа не пришла. Русский командующий мудро управлял своим флотом и находился под огнем шведских орудий.

Однако некоторые капитаны адмирала Грейга действовали нерешительно, что помешало российскому командиру полностью разгромить врага. Обе стороны потеряли по одному линейному кораблю. Вице-адмирал граф Вахмейстер, один из высокопоставленных шведских офицеров, был схвачен в плен на захваченном русскими корабле "Король Густав". Многие другие шведские корабли были серьезно повреждены артиллерийским огнем русских, что заставило врага отказаться от высадки десанта у Санкт-Петербурга и отступить в Свеаборг. В ходе преследования русский флот уничтожил еще один шведский корабль, "Кронпринц Густав Адольф". Получившийся результат сорвал планы "блицкрига", задуманные Густавом III.

Следующее сражение Самуил Карлович планировал провести еще решительнее. Однако на эскадре началась эпидемия брюшного тифа, в результате которой адмирала сам поразил этот смертоносный заболевание. Его доставили в Ревель, где 27 октября (15 октября по старому стилю) 1788 года он скончался на своем флагманском корабле "Ростислав" от "желчной горячки". Лейб-медик Роджерсон, направленный Екатериной II для оказания помощи адмиралу, не успел помочь.


Рецензии
Спасибо большое, Григорий Петрович!!! Освежил свои знания об известном адмирале!!!

Игорь Тычинин   18.02.2024 17:51     Заявить о нарушении