Во глубине сибирских руд

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.                А.С. Пушкин


- Ты давно моржеванием занимаешься? – спросил я у Николая.
С ним я познакомился во время зимнего купания близ города Электросталь в Подмосковье. Даже чуть позже пригласил местное телевидение, чтобы снять репортаж о людях, для которых зима как лето.
- Давно, - просто ответил он, растираясь полотенцем после погружения в ледяную прорубь.
- А где начинал закаляться?
- На Ангаре.
- Летом?
- Зимой, - рассмеялся Николай, - для меня зима, как лето.

Моё первое знакомство с Ангарой произошло ещё в школе в маленьком городке Алейске на уроке географии. Я тогда учился в пятом классе и получил «неуд», неправильно выполнив домашнее задание. Оно выглядело очень просто. Надо было обвести на контурной карте границы Алтайского края, а я замахнулся на всю территорию СССР. План перевыполнил на сто пятьдесят процентов, но это не спасло от двойки. Давняя история. Итак, в учебнике было сказано, что в озеро Байкал впадает более 300 рек, а вытекает одна – красавица Ангара. Куда в него столько воды входит?

 А вот то, что Ангара зимой не замерзает, несмотря на тридцатиградусные морозы, я узнал спустя много лет. И действительно парадокс. Озеро Байкал зимой покрыто кристально чистым льдом, а по поверхности Ангары плавают утки, перебирая своими перепончатыми лапами водную гладь. Может это связано с быстрым течением? Или бог священного озера Бурхан решил не заточать своенравную реку в ледяные одеяния.

Существует легенда, что в давние-предавние времена жил могучий богатырь Байкал, и было у него 336 сыновей и одна единственная дочь Ангара. Мифический папа собирал дань со всех окрестных земель, а добрая Ангара напротив - раздавала все добро, накопленное отцом. Напрасно пытался старый Байкал образумить свою дочь, Ангара только смеялась в ответ и приговаривала, что все эти богатства попадут в добрые руки и принесут людям счастье. Такая щедрая душа за чужой счёт. Но были у непослушной дочери и свои сокровища, которые она прятала в голубой хрустальной шкатулке. А хранились там очень дорогие бусы волшебные: стоило их достать из шкатулки, как загорались они самыми яркими цветами, что даже солнце меркло.
- Не знаю сколько, но мне за год таких денег не скопить, а в соболиных шкурках затрудняюсь ответить, - поведал местный житель.

 Но не спешила Ангара надевать чудо-бусы: берегла для единственного милого свои лучшие украшения. Шло время, но завоевать сердце красавицы не смог никто. Много статных витязей желали породниться с великим Байкалом, но всех отвергала капризная Ангара, никто не пришелся ей по сердцу. Однажды во владения Байкала привел свой нарядный струг молодой красавец Иркут, который тоже желал получить Ангару в жены. Но и ему не удалось покорить сердца красавицы, хотя папе Иркут пришелся по душе. Устроил тогда он в честь юноши богатый пир и пообещал ему в жены свою единственную дочь.

 Радостный Иркут отплыл домой, а Байкал принялся уговаривать строптивую невесту согласиться на данный уговор. Вскоре наступило лето, пришел великий праздник ловкости и силы - Сурхарбан. На праздник собрались все окрестные богатыри, прибыл показать свою удаль и витязь Енисей - прямой потомок богатыря Саяна. Юноша сразу привлек к себе внимание юной Ангары: не было на празднике богатыря сильнее и проворнее. Глаз не сводила с него красавица, сердце её растаяло. Праздник закончился, гости разъехались, будущая невеста загрустила. Уехал и Енисей, полный печали и грусти, ему тоже приглянулась дочь великого Байкала. Приметил это отец семейства и обеспокоился. Тут же назначил свадьбу с Иркутом, а дочь, чтобы отцу не перечила, запер в темницу. Но Ангара не смирилась, созвала все свои речки и ручейки, взяла волшебные бусы и побежала к Енисею, пока отец крепко спал. Спохватился на утро Байкал, разгневался, послал за беглянкой своих воинов и долго гневно кричал ей вслед.

- Вернись непокорная, а то ремня получишь!
 Но Ангара, смеясь, закричала:
- Нет папа! Насильно мил не будешь.

 Увидел Байкал, что теряет дочь, собрал все силы и швырнул ей вслед огромную скалу. Но было уже поздно, не остановилась Ангара, ещё быстрее побежала вперед. Выскочил навстречу Ангаре Иркут, но и его обошла Ангара, окрыленная встречей с Енисеем. Наконец Ангара увидела Енисея, достала из шкатулки свои красивые бусы и надела. Крепко обнял свою любимую Енисей, и пошли они рука об руку по голубой дороге. Много веков минуло с тех времен, а скала та, что Байкал швырнул вслед убегающей дочери, так и стоит по сей день на острове Ольхон. И называют её теперь Шаман-камнем. Красивая легенда.

Зимой над поверхностью реки зачастую можно видеть пар поднимающейся от водной поверхности. Поэтому, наверное, дикие утки не улетают зимовать в Африку. Еды вдоволь, есть где поплавать наперегонки, а сердобольные люди всегда поделятся вкусными крошками белой булки. Брэнд Байкала – омуль. Рыба такая. Не особо крупная, но пользуется спросом у туристов в любом виде: жареном, вяленом, копчёном. У местных рыбаков одна забота – забрасывать невод. Правда, иногда вместе с рыбой попадается нерпа, запутавшаяся в сети.  Глупышка тоже не прочь полакомиться гастрономическим излишеством. Кстати, советую попробовать бурятские бузы. Такие вкусные маленькие манты отлично идут со сметаной, особенно зимой.  Места здесь суровые. Сопки, топкие болота, надоедливая мошкара и сильные морозы. Местные буряты даже в сердцах восклицали «Ой-ок» перебираясь с кочки на кочку в затопленных низинах. Так, по одной из версии, возникло село Оёк, что близ Иркутска.

 Сам город назван благодаря реке Иркут, впадающей в Ангару. Первое упоминание относится к середине XVII века. Был основан острог казаком Яковом Похабовым. В 1764 году, согласно высочайшему указу императрицы Екатерины II, Сибирь стала именоваться Сибирским царством.  До революции Иркутск часто называли «Сибирскими Афинами», «Восточным Парижем» и «Петербургом Сибири». Здесь отбывали ссылку декабристы, после неудачного восстания 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. Пятерых повесили близ Петропавловской крепости на кронверке, а остальных сослали в Сибирь на каторгу, а потом на поселение. Некоторые жёны последовали за ними, другие не решились. Может не захотели менять петербургские сапожки на меховые унты? Зря! Напились бы чая с шаманской травкой «Саган-Дайля». Говорят, очень тонизирует и окрыляет не хуже шампанского.

Много воды утекло с тех пор, как енисейский казак Похабов заложил здесь острог. Были построены административные здания, дома для переселенцев, больница и тюрьма. Куда на Руси без неё. Немало ссыльного народа побывало в сибирской земле, гремя кандалами. Незавидна была судьба каторжан, нашедших последний приют в суровом краю. Нерчинские рудники далеко не так гостеприимны, как тропические острова с банановыми пальмами. Это сейчас самолёт за шесть часов доставит вас из Москвы, а раньше минимум полгода нужно было затратить, чтобы добраться до этих мест. Зимние морозы, надоедливый гнус, цинга и непосильная работа. По своей воле мало кто сюда приезжал из центральной части России-матушки. Только под усиленным конвоем, звеня кандалами.

Я им завещаю железный браслет...
Пускай берегут его свято:
В подарок жене его выковал дед
Из собственной цепи когда-то…

  «Гвозди бы делать из этих людей – не было б в мире крепче гвоздей».
 Иркутск помнит генерал-губернатора Муравьёва-Амурского, подписавшего договора с Китаем о присоединении к Российской империи земель, лежащих близ рек Амура и Уссури. Здесь родился кинорежиссёр Ромм, снявший кинокартину «Ленин в Октябре» за которую был награждён Сталинской премией. Великий создатель легендарной троицы: Трус, Балбес и Бывалый из этих мест. Речь идёт о Леониде Гайдае. Стоит упомянуть писателей Валентина Распутина, Александра Вампилова. Произведения «Уроки французского» и «Утиная охота» знакомы вам? В Иркутске родились сразу два авиаконструктора – создатели вертолётов Камов и Миль. А ещё во время Гражданской войны и вплоть до 1920 года в Иркутске жил автор бессмертного бравого солдата Швейка писатель Ярослав Гашек. Не так давно в городе располагались штаб воздушной армии дальней авиации и высшее военное авиационное инженерное училище. Небо в основном здесь ясное. Летай себе без проблем.

 Бурлит своей культурной жизнью Иркутск. Драматический театр, филармония, краеведческий музей, памятники, планетарий, золотые купола церквей, органный зал при католическом соборе и даже синагога. Встал на вечный прикол ледокол «Ангара". Многие года он давил байкальские льды, натужено пыхтя своими трубами. Поражает и архитектурный облик города. Наряду с шикарными постройками XVIII - XX веков, по соседству ютятся деревянные дома. Некоторые уже покосились, борясь со временем, но не утратили изюминку русского зодчества.  Другие уже пора разбирать на дрова, но руки у владельцев не доходят.  Сохранились дома декабристов Волконского и Трубецкого.

 Рядом с Ангарой возвышается памятник российскому императору Александру III и основателю города – Якову Похабову. Казак стоит, крепко держа в руках бердыш и словно говорит: «Кто ещё ясак соболями не заплатил»? В суровые годы гражданской войны в городе был расстрелян исследователь Арктики адмирал Колчак. «Золотой поезд», перевозивший денежный запас Российской империи, тоже пропал в этих местах. Партизаны, белочехи, остатки регулярной царской армии старались не попадать друг другу на глаза. Висельницы в те года были привычным делом. «Вся власть Советам» и «Боже царя храни». Противоречивое время гражданской войны. У каждого была своя правда и свой револьвер с патронами. Бывало, он не различал, где отец родной, а где сын-кровинушка.

 На улице Ленина на входе в 130-й квартал местный тигр бабр с подозрительным хвостом от бобра навеки застыл с куницей в зубах. Это название пришло из тюркского языка и внесло путаницу. Потом разобрались и решили всё оставить как есть. На набережной реки притаилась каменная усатая нерпа с детёнышем. И множество зимних ледяных фигур: хоккеисты, мотоциклисты, фигуристы... Местный девиз «Счастье чистой воды». А она на самом деле кристально-чистая. Китайцы давно хотят прибрать здесь всё к своим загребущим рукам. Они считают, что имеют на это полное право. Как у нас говорят: «Диды воевали». Нет на них Чингисхана с Аттилой. Те бы показали, кто в доме хозяин. Тем более, что до монгольского города Сухэ-батыра рукой подать. Но лучше международные договора соблюдать.
 
Иркутску 363 года на момент написания очерка. Когда Москва ещё только просыпается, иркутяне идут на обед.  Герб представляет вышеописанного бабра с куницей в зубах.  Столица Сибири является антиподом чилийского города Пунта-Аренас в Южной Америке, то есть эти города расположены на диаметрально противоположных точках земного шара. Что не мешает туристу с рюкзаком за плечами идти по байкальским тропам навстречу неизведанному.

Февраль 2024г.


Рецензии