Возвращение

               

     Дмитрий, не оглядываясь на дверь, со скрипом закрывающуюся за ним, уходил прочь от этого места, где пришли его несколько не радостных лет.
Через двое суток он добрался до маленького городка, нашел нужный адрес, написанный Серёгой.
- Ты зайди, узнай всё и если ждет, тогда отдашь ей письмо. Если замуж вышла ничего не говори…
Дмитрий Егорычев сдружился с Тапрыгином год назад, когда оказались в одной камере.

Сергей ему рассказал, что с Леной они любили друг друга, решили пожениться, и он отправился на север, чтобы подзаработать на свадьбу.
- Вот и заработал! Два года тюрьмы. Конечно, я сам виноват, повёлся на большие деньги. А как говорится, что бесплатный сыр только в капкане…   
Дмитрий подошёл к дому, через забор увидел женщину, развешивающую бельё. Еще раз посмотрел на фото, убедился, что эта женщина и та, что  во дворе похожи.  Хотел уже постучаться, как увидел, что из дома вышел  мужчина в майке и шортах и направился к женщине. Что-то ей сказал и, поцеловав в щёку, ушёл в дом.
Дмитрий сделал вывод, что она, Лена, вышла замуж, и поэтому не стал заходить и отдавать письмо.
Он тихо побрёл прочь от этого дома, соображая, как и что будет писать Тапрыгину.

Пройдя дома три, его окликнул старый дед.
- Милок, помоги мне…
Мужчина оглянулся на окрик и вздрогнул. Он вдруг вспомнил, что его в детстве дразнили «Мелком», от того что он всегда таскал с собой мел и грыз его.
Но окликнул его старый дед, который старался пристроить доску на два пенька. Дмитрий посмотрел на него, лицо деда показалось знакомым. Дмитрий стоял, силился вспомнить, где его видел…
-Помоги, - добрый, мягкий голос деда вывел мужчину из-за раздумья.
- Да, да, сейчас.
Он помог установить доску, дед дал ему молоток и гвоздь.
- Вбей гвоздь, чтоб крепче было. – И уже тише добавил, но так что бы молодой мужчина услышал.- Мастер, но спешить с выводами не надо.

  Когда скамейка была готова, дед сказал:
-  Спасибо. Если работу, ночлег ищешь, заходи, здесь всегда будут рады помочь. – Меня Миколаем кличут, а ты значит, Митя.
Дмитрий попрощался с дедом и заспешил на автовокзал, он решил ехать в Москву.
На последний автобус опоздал, а следующего надо ждать до 5 часов утра. Купив билет, он пошёл к ларьку, чтобы купить, чем можно утолить голод.  Там он услышал, что  последний ушедший автобус на Москву, попал в какую-то аварию.
«Вот если бы не помогал деду, я бы точно был в том автобусе». И тут он вспомнил, что только мама его звала Митей. Да и деду он не говорил своё имя, «как же он узнал!»

Дмитрий дожёвывал последний пирожок и вспомнил ещё слова деда: «спешить с выводами не надо»
Да, он мастер своего дела! Это у него от отца, тот любую мебель для дома мог сделать и сына приучал…
Вот и отца с матерью вспомнил. Возвратиться домой ему не хотелось, попросту, было стыдно. Почти десять лет прошло с тех пор, как он ушёл из дома…

     Он тогда пришёл из армии и загулял. Встреча с друзьями, подругами, продолжалось это недели две, может больше. Это было вроде, как законно погулять после армии…
И вот однажды, когда он проснулся, как обычно после обеда, голова гудела от спиртного, выпитого за ночь.
Мать укоризненно, молча подала чистую рубашку, а отец вырвал у неё эту рубашку:
- Нечего ему чистое подавать! Порвал, пусть в рваной и ходит. Нагулялся, хватит, пора и на работу!

 Парень с трудом вспомнил, как пили, потом дрались…
- Разве мы тебя растили, чтобы ты нас позорил. Участковый приходил, а его добудиться не могли! Позор на нашу голову. Вставай, иди. Повестка на столе.
Он тогда чудом избежал уголовного наказания. Только потому, что ушёл после первой драки, а она продолжилась в ночном кофе, и один из дерущихся, получил ножевое ранение. 

 И вот после всех разбирательств, решив, что отец его не простит, а просить прощение, он считал себя слишком взрослым для этого. Он занял денег на дорогу у друга,  уехал, не сказав родителям.
   «Спешить с выводами рано. - Снова прозвучали в голове слова старика. – А может, я видел, совсем не то, может это вовсе и не муж? Что-то его останавливало от этой поездки.

 Сдав билет, Дмитрий вернулся к дому, где с дедом ремонтировал скамейку.
Было ещё рано, постучать он не решился, чтобы не будить хозяев, присел на скамейку, привалился спиной к забору, задремал. Разбудил его женский голос:
- Эй, мужик, ты, что тут делаешь? – Перед ним стояла женщина лет пятидесяти, в платочке и с небольшой сумкой.
- Здравствуйте, доброе утро, - проговорил Дмитрий, не поняв со сна, где он.
- Что вы тут делаете? Вы племянник Галине Петровне? – Уже миролюбиво спросила женщина, заметив у мужчине рюкзак.
- Простите, пожалуйста. Какой Галине Петровне? Я к деду. Я ему вечером эту скамейку помогал ремонтировать. Он сказал, что если я мне нужна работа или квартира, я могу к нему, сюда прийти.

- Что-то Вы наверно спутали, - и добавила, - а скамейка действительно была сломана, я уж в пятом часу приходила. Была сломана.
Она подёргала доску, которая крепко держалась, поставила на неё сумку:
- Так говорите, дед. А какой он, В чём одет?
- Седой, борода такая красивая, белая, усы. На голове какая-то шапка была, а из-под неё волосы видны, белые. В чём одет, не запомнил, - потом помолчав, добавил, -  глаза мне запомнились, какие-то строгие, но добрые.
- Кто же это такой?  У нас поблизости такого и нет. Если дед Тимофей, он зимой и летом в шапке ходит, но вот бороды у него нет.

- Этот дед сказал, что его Николаем зовут.
- Николай! Поблизости нет деда Николая. Может, ты путаешь, - уже, переходя на «ты»,  допытывалась женщина.
- Нет, не путаю. Он сказал: «меня Миколой кличут». Если, дословно.
- Миколой? А ну, пошли в дом.
Открыв, дверь в дом, женщина крикнула:
- Галина Петровна, это я, завтрак принесла.
- Ой, матушка, я думала ты после службы придёшь.

- Я успею, батюшка уже ушёл, а я позже пойду.
Дмитрий слушал и ничего не понимал, какие «матушки», «батюшки»? На диванчике лежала старушка, и эта пришедшая явно не может быть ей матерью. И что делает здесь он?
- Как твоё имя? – обратилась она к мужчине.
- Дмитрий.
- Галина Петровна, ты Миколушку просила о помощнике.- Громко спросила женщина.
- Просила, матушка, просила. Каждый день прошу, да что-то не слышит меня Миколушка.

 Женщина положила жиденькую кашку в тарелку, поднесла к постели больной.
- Вот покушай кашку, а потом лекарства выпьешь.
-Ты Дима, присядь пока вот на табуретку, а потом пойдём с тобой… Я, матушка Ксения, мой муж отец Олег. Старушка немного глуховата, вот я с ней и разговариваю громко.
- Я понял, что она не слышит.
 Матушка Ксения накормив старушку всё убрала, дала ей лекарства и они ушли.

 - Я должна тебя познакомить с одним очень хорошим человеком…. – она остановилась.- Прости, Дима. Ничего, что я так тебя называю?
- Ничего, всё нормально.
- Вот сколько раз мне батюшка говорил, чтобы я не торопилась! Я же не спросила, а ты-то что хочешь?
- Ну, я тоже должен вам сказать, что я недавно освободился из тюрьмы.

-  Это ничего, у каждого бывают свои пробелы, главное, чтобы человек это осознал и больше этого не повторял. Так, значит, тебе действительно нужно жильё и работа? Тебе не к кому ехать?
 Дмитрий пожал плечами.
- Тогда я правильно тебя веду. И если Батюшка благословит, временно поживёшь у Галины Петровны. И, помолчав немного, добавила. – С человеком, с которым я хочу тебя познакомить, зависит от тебя, насколько ты ему откроешься, настолько он тебе и поможет...

Они уже подошли к дому, от куда видна была церковь.
- Вон уже наша церковь!
- А что мы в церковь идём?!   Мне что там делать, я там никогда не был и не собираюсь! Я туда не пойду. Со старухами буду стоять молиться! Этого мне только не хватало!...


              С того утра, когда он впервые попал на территорию маленькой цервушки, во имя Николая Чудотворца,   прошло почти месяц. За это время многое изменилось. Изменился, прежде он сам. Здесь он обрёл спокойствие, какого не было уже много лет и уверенности в себе. У него появилось стремление жить, а не плыть по течению.

За это время ему удалось выполнить просьбу Сергея до конца. Оказалось, что у Лены гостила её сестра двойняшка с мужем, которую он принял за невесту друга. Лена ждала его и была рада письму. Кроме того, у Сергея родился сын!...

          С волнением молодой мужчина ожидал своего поезда. Его провожали несколько человек.
- Дима, ты только не волнуйся, всё будет хорошо. Помни, что тебя ждут, каким бы ты не был. Ты сын.
И вот уже последнее строение городка позади, а он на верхней полке смотрит на мелькавшие деревья за окном, слушает ритмичное выстукивание колёс: «Домой, домой, домой».

Около десяти лет его не было дома, ни писал, ни звонил и уже решил, что про него уже все забыли и не ждут.
   Предаваясь дремоте, вспомнил, как первый раз попал в маленькую келью, так называл своё жильё Степан Петрович, куда привела его матушка Ксения. Это был старик, которому трудно определить возраст. Он был совершенно седой со старой фуражкой на голове, из-под которой торчали длинные волосы.  Среднего роста, и прямой, по-молодому подтянутый, в одежде, какую выдают рабочим. На вид ему едва можно было бы дать лет шестьдесят, а на самом деле было далеко за семьдесят. Он только что закончил подметать двор и проворно собирал последний мусор в мешок. 

- Доброе утро Петрович. Я вот к тебе привела молодого человека, приюти его, пока батюшка занят. – И, уходя, добавила, - ты ещё не завтракал, вдвоём веселее трапезничать.
    Она, конечно, знала, что Петрович кушает только после службы, но этим она дала понять, что гостя надо покормить. Он понял. Сходил на кухню принёс чай,  кусок пирога с капустой и горячих пирожков.

   Вот здесь то, в этой каморке, где мебели-то было: столик в углу,  кровать с железными витыми спинками, но с деревянным настилом, и не большая скамья, да табурет. Пока парень ждал с кухни деда, заметил, что на него будто смотрит с фотографии старик, которому он помогал с ремонтом скамейки у дома.
И как только Степан Петрович вернулся, Дмитрий спросил:

- А кто на этой фотографии, Ваш родственник или знакомый? Вы простите за вопрос, но я его вчера видел и даже помогал ему. А  эта… матушка … Ксения говорит, что здесь такого не знает, и не видела.  Я то его видел и помогал ему гвозди забивать. И этот дед мне имя сказал, что зовут его Николай.
- Он прямо так и сказал: Николай? – Улыбнулся старик.
- Нет, он сказал: «Микола», Но это же всё равно, правильно-то Николай?!  Так Вы его знаете?

- Этого Николая Угодника все знают!
- Все? – С сомнением спросил парень.- А где он живёт, не далеко, что ли, что пришёл скамью ремонтировать?
- Почти все его знают! Я имею в виду православные. А живёт, вернее жил, очень отсюда далеко, и даже не в нашей стране. Если хочешь, я тебе о нём расскажу.

    И в это утро он, слушая рассказ Петровича о Николае Угоднике
Мирликийском, почувствовал какое-то изменение в себе, но что за изменение он понять не мог. На сердце была какая-то не понятная радость, спокойствие и ему самому захотелось прямо сейчас пойти в церковь. Но Дмитрий от смущения за свое состояния, подавил это желание. Ведь он только что, недавно шёл сюда, с презрением говорил, что не хочет идти в церковь, да ещё молиться со старухами.
   В это утро он узнал о библейском блудном сыне, который ушёл из дома. Промотав состояние, которое ему выделил отец, нищим, голодным вернулся домой и  отец его с радостью встретил.

  И вот сейчас, лёжа на полке, убаюканный покачиванием вагона, и стуком колёс, он видел цветной сон.
Во сне Дима видел себя маленьким, как он бежит по цветущему полю, а у дома его ждут отец и мать.
 
 февраль.24.г.
 


Рецензии
Господи, благостно-то так.

Ирина Удовика -Дегтярева   06.03.2024 13:30     Заявить о нарушении
Спасибо,Ирина.
Добра и успехов,

Надежда Кравченко 3   18.03.2024 17:44   Заявить о нарушении