Синьория Манфреди в Фаэнце 1

 Ковалева, Марина Вячеславовна.
    Синьория Манфреди в Фаэнце [Текст] : монография / М. В. Ковалева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева". - Орёл : ОГУ имени И. С. Тургенева, 2023. - 264, [2] с. : ил. ; 20. - Библиогр.: с. 251-264 (81 назв.) и в подстроч. примеч. - 500 прим.. - ISBN 978-5-9929-1429-0               


Введение

Итальянские синьории эпохи Возрождения являются уникальным историческим явлением, поскольку  многие из них создали оригинальные центры политической, экономической и художественной жизни. Являясь порождением определённого стечения исторических обстоятельств, позволивших возникнуть и существовать целой россыпи больших и малых государственных образований этого типа, многие из них исчезли, когда условия изменились.

В XIII в., в период опасностей, вызванных междоусобными войнами, многие города нанимали для своей защиты какого-нибудь влиятельного феодала. Сначала он избирался на определённый срок на выборную должность (подеста, защитник народа и т.п.), утверждённую городским советом. Впоследствии срок его пребывания в должности продлевался, полномочия расширялись, а со временем  такой защитник сосредоточивал в своих руках всю полноту власти и создавал собственную династию.
 
Итальянские синьории могли существовать как на протяжении жизни одного правителя, так и в течение нескольких сотен лет. Их хозяевами могли быть не только представители древней аристократии, сумевшие найти свое место в системе городского управления, и удачливые капитаны. В некоторых случаях это могли быть князья церкви и купеческие династии. В зависимости от степени талантов и способностей господина, столицы синьорий становились центрами процветающего ремесла и торговли, образования, литературы и искусства. Иногда превалировала одна из сторон развития, иногда –  создавался счастливый синтез всех факторов.
 
Гибель синьории зависела от множества причин. Это могла быть смерть синьора, на смену которому династия не смогла выдвинуть равного по способностям наследника, гибель целой династии в результате внутрипартийных столкновений в городе, но чаще всего синьории становились жертвами неразрешимых политических противоречий, лишавших их способности к маневрированию среди более крупных государственных образований. Именно последняя причина была наиболее роковой для синьорий на рубеже XV – XVI вв.

Изучение феномена итальянских синьорий эпохи Возрождения, общих тенденций их зарождения, восхождения к высшей точке развития и дальнейшего исчезновения невозможно без тщательного накопления фактических знаний об отдельных территориальных формированиях этого типа.

Целью нашей работы является изучение причин возникновения, пути развития и гибели синьории семьи Манфреди в Фаэнце. Путь семьи Манфреди к власти, способы поддержания ею своего господства и обстоятельства гибели типичны для синьорий центральной Италии. В то же время её представителей на протяжении поколений отличало сочетание военных талантов и литературных способностей, открытость и интерес к окружающему миру.

История Фаэнцы имеет богатую историографию. Латинская хроника Фаэнцы, написанная магистром Толосано (ум. 1226 г.), является одной из самых ранних городских хроник провинции Эмилия-Романья. Она охватывает историю города от основания до 1218 года. Автор симпатизирует партии гвельфов. Он описывает историю города на фоне более широкой картины политических событий, происходивших в Италии. Для Толосано ещё не существовало понятия «итальянец», а жители соседних городов, таких как Имола и Форли, рассматривались как традиционные соперники и враги.(1)

1. Magistri Tolocani Chronicon Faventinum. // Raccolta degli storici italiani dal cinquecento al millecinquecento ordinate da L.A. Muratori. Tomo XXVIII. Parte I. – Bologna, Nicola Sanichel-li,1936.
 
В 1837 г. библиограф и нумизмат Карло Морбио (1811 – 1881) издал в своём переводе 300-страничную рукопись «Cronica Civitatis Faventinae» («La cronica della citt; di Faenza»,  «Хроника города Фаэнцы»), которая охватывает историю города от основания до 1513 года.  При описании раннего периода истории Фаэнцы хроника отличается приблизительностью и содержит много неточностей, однако её автор довольно хорошо осведомлён об истории города последней четверти XV – начала XVI веков. Сообщая много ценных деталей ближайших ко времени его жизни событий, автор, тем не менее, отбирает одни факты и старательно умалчивает о других. Например, описывая события осады Фаэнцы Чезаре Борджа в 1500-1501 гг. он умалчивает о местонахождении синьора, о расколе в рядах обороняющихся горожан, о конечном предательстве городской верхушки. Автор «не помнит» ни одного главы городского ополчения, кроме главы гарнизона, хотя они все хорошо известны по хроникам соседнего города Форли. Ему «не известна» судьба синьора после отъезда в лагерь победителя.

Судя по всему, оригинал рукописи не сохранился. Морбио упоминает, что она была написана на пергаменте, и что он старался перевести её как можно точнее, ничего не исправляя. Вероятно, она была на латинском языке. К тексту хроники прилагаются важные документы по истории Фаэнцы, среди которых – письмо об убийстве синьора города Галеотто Манфреди, список пожертвований горожан на защиту города во время осады 1500 г. и статьи условий сдачи города герцогу Валентино в 1501 г. (2)

2.La cronica della citt; di Faenza // Storie del municipi italiani illustrare con documenti inediti notizie bibliografiche e di belle arti da Carlo Morbio. Vol. II.  – Milan: coi torchi di Omobono Manini,1837.

Существует ещё одна хроника, составленная Бернардино Адзуррини (1542 – 1620), уроженцем Фаэнцы, занимавшим должности нотариуса и депозитария Апостольской палаты. Являясь хранителем городского архива,  Адзуррини решил составить историю Фаэнцы, для чего сделал множество выписок из документов, многие из которых не дошли до нашего времени. Сборник выписок, называемый «Liber Rubeus», также включает в себя список епископов Фаэнцы, агиографические рассказы о святых покровителях города, информацию о городских монастырях и церквях. Автор не довёл свою работу до конца, поэтому его хроника состоит из отрывков, хронология которых частично нарушена. (3)

3. Adsurrinio,  Bernardino. Chronica breviora aliaque monumenta faventina a cura d Antonio Messeri. / Bernardino Adsurrinio. Volume primo. Citt; di Castello. //Rerum italcarum scriptores. Tomo XXVIII. P.III. Coi tipi della casa editrice S. Lapi, 1900.
 
Поскольку синьоры Фаэнцы зарабатывали на жизнь, нанимаясь в качестве кондотьеров (капитанов наёмных отрядов) к более крупным государям, сведения о них мы находим в хрониках и историях городов по месту их службы, а также городов, против которых они воевали.  Больше всего упоминаний о них мы найдём в хрониках Флоренции, Венеции и Болоньи. Из соседних городов лучше всех осведомлены о делах в Фаэнце хроники города Форли.

Полнее всего историческими источниками обеспечен последний период существования синьории Манфреди (вторая половина XV – начало XVI вв.). Сохранились отдельные личные письма синьоров (Асторджо II, Галеотто, Асторджо III Манфреди).

Важную группу источников составляют дневники – ежедневные записи о политических событиях в Италии и на родине автора. Дневники могли вестись при дворе государя, отдельными чиновниками с деловыми целями, горожанами для своего собственного интереса.   В последнем случае они иногда включают события из личной жизни автора, его родных и соседей.
Для нас наибольший интерес представляют собой венецианские дневники, которые вели дворянин Джироламо Приули (1476–1547) и чиновник Марино Санудо (1466 – 1536). Если первый вёл подробные записи для себя, то второй создавал обширные сводки сведений, сообщаемых официальными и доверенными лицами, а также сетью осведомителей со всей территории Италии и из-за её пределов. Дневник Санудо содержит много информации об истории Фаэнцы конца XV– начала XVI в., когда город находился под покровительством Венеции.

Отдельные события, происходившие с синьорами Манфреди и их государством нашли отражение в флорентийском дневнике аптекаря Луки Ландуччи (1436–1516) (4) , феррарском дневнике Бернардино Замботти (5)  и анонимном, вероятно составлявшимся при дворе правителя «Феррарском дневнике» (6) , римском дневнике папского церемони-мейстера Иоганна Бурхарда (7).

4. Diario fiorentino di Luca  Landucci.  dal 1450 al 1516 continuato da un anonimo fino al 1542 pub-blicato sui codici della communa di Siena e della Marucelliana da I. del Badia. – Firenza: G.C. San-soni, editore, 1883.
5. Zambotti, Bernardino. Diario ferrarese dall’anno 1476  sino 1504 a cura di Giuseppe Pardi. / Ber-nardino Zambotti. // Rerum italicarum scriptores. T. 24. P.7. – Bologna, Nicola Zanichelli, 1937.
6. Diario ferrarese dall'anno 1409 sino al 1502 / di autori incerti ; a cura di Giuseppe Pardi. - Bologna : N. Zanichelli, 1928-1933.
Burchardi, Johannis. Diarium (1483 – 1506): avec introduction, notes appendices, tables et Index par L. Thuasne.  – Tome truisi;me (1500 – 1506). / Johannis Burchardi. Paris: Ernest Leroux, ;diteur, 1885.

Множество ярких событий рубежа XV -XVI вв. привели к желанию современников составить их историю, которая писалась вскоре после произошедшего. Для нашей темы наиболее важными являются «История Флоренции» и «История Италии», написанные Франческо Гвиччардини (1483 – 1540) (8) , «История Флоренции» Пьеро ди Марко Паренти (1450 – 1519) (9), а также «Венецианские анналы» сенатора До-менико Малипьеро (1428-1515) (10) , «История венецианской республики» дипломата Андреа Наваджеро (1483 – 1529)(11) , «Венецианская история» гуманиста Пьетро Бембо (1470 – 1547), «Истории его времени» папского камергера Сиджисмондо деи Конти да Фолиньо. (1432 – 1512). В этих книгах затрагиваются только те события, происходившие в Фаэнце, которые имели важное значение для безопасности госу-дарств, история которых в них излагалась.

8. Guiccardini, Francesco. Storia forentina. / Francesco Cuiccardini. // Opere inedite di Francesco Guiccardni. Firenze: Barb;ra, Bianchi e comp., 1859; Гвиччардини Ф. История Италии. В 2 тт. Т.1. Перевод, примечания и подготовка издания М.А. Юсима. М.: Канон-плюс, 2019.
 9.  Parenti, Piero di Marco. Storia Fiorentina a cura di Andrea Matucci.T.1-2. 1476/78 – 1492/96. Fi-renze, Leo S. Olschki editore,  VCMXCIV.
10. Annali veneti dall`anno 1457 al 1500 del senator Domenico Malipiero. // Archivio storico italiano ossia raccolta di opera e documenti. – Tomo VII. -  Parte seconda. – Firenze: Gio. Pietro Vieusseus, direttore – editore, 1843
11.Navagiero, Andrea. Storia della repubblica veneziana. / Andrea Navagiero. //Rerum italicarum scriptores. Tomus vigesimoterzius. – Mediolani, MDCCXXXIII.
 
Глубокую осведомлённость в деталях местных происшествий проявляют авторы форлийских хроник – художник и придворный Леоне Кобелли  (1425 – 1500)(12) и брадобрей Андреа Бернарди (1450 – 1522) (13).  Хронистов из Форли в некоторых случаях отличает стремление к драматизации событий, их передача в художественной форме с использованием прямой речи. Они были исключительно любознательными и часто получали сведения из первых рук. Благодаря хронике Андреа Бернарди мы можем составить подробное ежедневное описание осады Фаэнцы Чезаре Борджа в 1500 – 1501 годах.

12. Cobelli, Leone. Cronache Forlivesi dalla fondazione della citta sino all`anno 1498./Leone Co-belli.Tomo1. – Bologna: Regia tipografia,1874.
13. Bernardi, Andrea. Cronache forlivesi dal 1476 al 1517 pubblicate ora per la prima volta di su l’autografo a cura di Giuseppe Mazzatinti. – Vol.I., parte II. – Bologna: presso la R. Deputazione di Storia Patria, 1896.

В XVI – XVII вв. во многих городах Италии вышли основательные истории, составленные местными авторами. Как правило, они освещают развитие города с возникновения до ближайших к автору лет. В книгах подобного рода часто копируются древние надписи, приводятся целиком и в пересказе сохранившиеся на момент их написания исторические документы. Джулио Чезаре Тондуцци пишет объёмную «Историю Фаэнцы» (1675), в которую включает различные письма и протоколы заседаний органов городского управления, не дошедшие до наших дней.(14)

14.Historie di Faenza fatica di Giulio Cesare Tonduzzi. Publicate doppo la di lui morte  da Girolamo Minacci nipote e herede dell’autore. – In Faenza, per G. Zarafagli, MDCLXXV.

  Важные детали по истории Фаэнцы приводятся к книгах подобного же рода «История Болоньи» Керубино Гирардаччи (1519 – 1598)(15)  и  «Дополнение к истории древнего города Форли» Сиджисмондо Маркези (1625 – 1695) (16) . Книга приходского священника Керубино Гирардаччи  «История Болоньи» описывает историю города от основания до 1508 г., опираясь на архивные источники. Первый том книги был опубликован в 1596 г., второй  – в 1657 г., а третий – в 1758 г. Тираж последнего был уничтожен, за исключением одной книги, по воле семьи Бентивольо, поскольку в ней содержалось много фактов по истории предков представителей этой династии. В третьем томе содержится болонская точка зрения на убийство синьора Фаэнцы Галеотто Манфреди, организованного его супругой Франческой Бентивольо. В работе Маркези сохранились имена патрициев Фаэнцы, сдавших город Чезаре Борджа, старательно «утерянные» на родине.

15. Ghirardacci, Cerubino. Della Historia di Bologna. Parte terza a cura di Albano Sorbelli./ Cerubino Ghirardacci. // Rerum italicarum scriptores. T. 28. P.1. – Citt; di Castello, coi tipi della casa editrice S. Lapi, 1921.
16. Marchesi Sigismondo. Supplemento istorico dell’antica citt; di Forli.//Sigismondo Marchesi. In Forli per Giofesso Selua all’insegna di S.Antonio Abbate, 1878. 

В XVIII в. чаще всего в историографии упоминалась осада Фаэнцы Чезаре Борджа, которая описывалась как часть правления папы Александра VI Борджа. Гвидантонио Занетти впервые подробно описал и проанализировал монеты синьоров Манфреди, имевшие хождение на территории Фаэнцы. (17)

17. Zanetti, Guidantonio. Nuova raccolta delle monete e zecche d’ Italia./ Guidantonio Zanetti. – Bolo-gna: della stamperia di Lelio dalla Volpe, MDCCLXXIX.
 
В XIX – ХХ вв. большую активность в изучении родного наследия проявили местные историки города Фаэнцы. Они создали краткие обзоры истории династии Манфреди, хронологические изложения истории города. Поскольку, в целом считалось, что основная картина истории Манфреди установлена, в течение этого периода интерес исследователей всё более сдвигался в сторону сопутствующих предметов: истории живописи, истории музыки, истории архитектуры и других подобных предметов. (18)

18. Righi, Bartolomeo. Annali della citt; di Faenza. / Bartolomeo Righi. – Faenza: Montanari e Marabi-ni, 1840; Strocchi, Andrea. Serie cronologica storicocritica de'vescovi Faentini. / Andrea Strocchi. – Faenza: Montanari e Marabini, 1841; Valmigli, Gian Marcello. Dei pittori degli artisti faentini de secoli XV – XVI. / Gian Marcello Valmigli. – Faenza: tipografia di Pietro Conti, 1871; Panzavolta Gaetano. I Manfredi, signori di Faenza. /Gaetano Panzavolta. - Faenza: tipografia Marabini, 1884;   Messeri, Antonio. Faenza nella storia e nell'arte. / Antonio Messeri, Achille Calzi. – Faenza: Tipo-grafia sociale faentina, 1909; Zama, Piero.  I Manfredi Signori di Faenza. / Piero Zama -  Fratelli Lega Editori Faenza, 1969. Vattori ,Albino.  La musica in Faenza durante la Signoria dei Manfredi. / Albino Vattori. Faenza: Faenza editrice, 1990.

В начале XXI  в. наиболее крупной книгой по истории синьории Манфреди является работа Фаусто Ренци «Манфреди. Синьоры Фаэнцы и Имолы» (2010). Она написана в научно-популярном ключе. Наибольший интерес представляет богатый иллюстративный материал, сопровождающий устоявшуюся историю изложения событий из жизни династии.(19)  Новый всплеск интереса к династии Манфреди возник в связи с археологическими раскопками одного из принадлежавших им замков – Ронтаны. (20)

19.Renzi, Fausto. I Manfredi Signori di Faenza e di Imola. / Fausto Renzi. – Cesena: societ; editrice “Il Ponte Veccio”, 2010.
20.Cirelli, Enrico. Vivere e morire nel castello di Rontana. Lo sfruttamento del gesso in un insediamen-to di fondazione medievale della vallata del Lamone. / Enrico Cirelli, Debora Ferreri.  // I gessi di Brisighella e Rontana. Memorie dell’Istituto Italiano di Speleologia, s. II, 28, 2015. P. 545-568; Lo Mele, E. La ceramica nel castello di Rontana. Evoluzione e trasformazione della cultura materiale tra medioevo e rinascimento. / XLIII Сonvegno internazionale della ceramica - Sаvona, 28-29 maggio 2010. Р.77-87.
 
Синьоры Манфреди не раз становились авторами и героями литературных произведений. Впервые их предки прославились, попав в число грешников Ада на страницах «Божественной комедии» Данте Алигьери. В период средних веков некоторые из представителей этого рода являлись поэтами, обменивавшимися стихотворными посланиями со своими современниками. В течение эпохи Возрождения большинство из них, так или иначе, общались с известными писателями или гуманистами, являлись адресатами стихов придворных поэтов.

В Новое время писатели вдохновлялись острыми событиями из истории семьи Манфреди, избирая драматические сюжеты.  Драматург Винченцо Монти в 1788 г.  написал трагедию «Галеотто Манфреди, князь Фаэнцы», сюжетом которой послужила противоречивая семейная жизнь и убийство одного из синьоров Фаэнцы его ревнивой женой. (21)  В 1847 г. Натале Перелли на либретто Фемистокла Солера создал одноимённую оперу. В данном сюжете авторов привлекала возможность преподнести зрителю романтический сюжет, полный любовных страстей и политических интриг в историческом антураже. По тому же принципу выстроена и современная пьеса Николы Солароли и Джулии Тимончини  «Франческо Манфреди. Фаэнца была его судьбой» (2013). Авторы стремились достигнуть погружения зрителя в переплетение реальных исторических и вымышленных событий политической и личной жизни основателя синьории Манфреди. (22)

21. Monti, Vincenzo. Galeotto Manfredi principe di Faenza: tragediaю / Vincenzo Monti. – Vercelli: nella Stamperia di Francesco Zanotti-Bianco ed in Novara presso il librajo Gioanni Battista Rusconi, 1804.
22.“Francesco Manfredi, primo signore di Faenza” uno spettacolo al teatro San Giuseppe.//Faenzanotizie.it.  - 2013. -  20 Novembre. URL:
 
 В сходном ключе писателей XIX в. привлекали героические события осады Фаэнцы Чезаре Борджа. Авторов, в первую очередь, прельщала не историческая достоверность, не подвиг народа, а возможность сделать события осады фоном очередной любовно-развлекательной истории. В 1835 г. Фердинандо Ругали (23) создал музыкальную пьесу «Осада Фаэнцы». Он ввёл в число действующих лиц выдуманную невесту синьора Асторре Манфреди Изабеллу и жену Чезаре Борджа, которая никогда не была в Италии. Соответственно, трагедия строилась на том, что Борджа влюблялся в невесту своего врага и стремился разделить влюблённых.  В романтико-любовном ключе был написан и роман Чезаре Монтеверди «Асторре Манфреди. История времён герцога Валентино» (1839).(24)

23.Rugali, Ferdinando. L' assedio di Faenza. /F.Rugali. Milan: per Gaspare Truffo, 1839.
24.Monteverde, C.A. Astorre Manfredi; storia dei tempi del duca Valentino. / C.A. Monteverde. – Milano:spese degli editori,1839. – 324 p.

 
В ХХ в. проявилась нарастающая тенденция к переоценке роли семейства Борджа в истории Италии эпохи Возрождения. Если ранее преобладала точка зрения, преподносящая их как олицетворение зла, то теперь всё больше представители рода Борджа стали рассматриваться как несправедливо очернённые и не понятые современниками и потомками жертвы истории. История осады Фаэнцы, преподносимая как часть истории Чезаре Борджа, неизменно спотыкалась на обстоятельствах убийства завоевателем предпоследнего синьора из рода Манфреди. Марио Пьюзо в романе «Первый дон» вышел из затруднения, подменив моральные установки обоих: молодой синьор Фаэнцы стал обольстительным соблазнителем, влияния которого героический Чезаре пытается всячески избежать.
В начале 2000-х гг., в эпоху свободного Интернета, история предпоследнего синьора Фаэнцы и его убийцы приобрела и вовсе сомнительный характер. Целый ряд непрофессиональных авторов из разных стран создали полные интимных подробностей истории о якобы вспыхнувшей страсти между этими двумя людьми. Человек, искавший информацию о синьории Манфреди, неизменно получал десяток ссылок на подобные опусы. Оскорбительные для памяти жертвы, эти писания превращали в пыль подвиг народа Фаэнцы, в одиночку защищавшего свою родину и своего синьора против армии, в числе которой были не только представители разных земель Италии, но и множество иноземных наёмников.

История Чезаре Борджа и предпоследнего синьора Фаэнцы находится в центре эссе Джиджи Монелло «Князь и его убийца» (2014).(25) Автор использует сюжет для анализа психологии тирана, поднимает тему прельстительной притягательности власти, заключающейся в возможности распоряжения жизнями других людей.

25. Monello, Gigi. Il Principe e il suo sicario. Come Cesare Borgia tolse dal mondo Astorre Manfredi. Con note sparse sopra la mente di un tiranno, / Gigi Monello. -  Scepsi & Mattana, Cagliari, 2014. 192 p.
 
Очевидно, что истории Фаэнцы эпохи Возрождения и синьории Манфреди не особенно повезло в художественной литературе. Если исключить классическую пьесу В.Монти и вызвавшее интерес критики эссе Д. Монелло, большинство остальных историй вращается вокруг традиционного использования любовной драмы на фоне исторических декораций.

Как видим, по истории синьории Манфреди написано немало. Что же нового можно внести в исследование связанных с ней событий?
В наши задачи входит:
-вернуться к первоисточникам по истории синьории Манфреди, рассмотрев и проанализировав их с учетом более полной доступности, которая стала возможна благодаря большому объему оцифрованных книг и возросшим возможностям быстрого поиска среди редких и ранее не всегда привлекавших внимание источников;
- рассмотреть историю восхождения семьи Манфреди к вершинам власти, расцвета её могущества и падения на фоне не только социально-политических фактов, но и в тесной связи с развитием культурных тенденций их времени;
-создать по возможности наиболее полную картину самого прославленного эпизода в истории синьории Манфреди – осады Фаэнцы Чезаре Борджа в 1500-1501 гг., потрясшего современников единодушием горожан в защите своей родины при полном отсутствии поддержки со стороны кого бы то ни было.
Подробная и полная история синьории Манфреди в Фаэнце впервые излагается на русском языке.


Рецензии