Сербия, Черногория, кто они-ласточки христовы...

СЕРБИЯ, ЧЕРНОГОРИЯ, КТО ОНИ-ЛАСТОЧКИ ХРИСТОВЫ…
 Кто они - эти странные люди? 
               
    Ласточки Христовы, - так назвал Епископ Сербский Амфилохий (1938 – 2020 г.г.) – мужественных подвижников Сербской православной церкви,совершающих жизненный и молитвенный подвиг.

Кто эти странные люди? – спрашивает Отец Амфилохий: 
-Есть такие странные люди, совершенно добронамеренные, они ходят по земле, а души их небесные.
 -Есть такие странные люди, когда видят у кого-то разбитое сердце, отломят кусок своего и дадут. Каждая слеза на чужом лице горит любовью. Они знают, что несчастье одного есть несчастье целого мира и радости одного радуется вся Вселенная.
-Есть такие странные люди, которые весь мир и каждого в нём ощущают как родных – каждого ребёнка любят как своего, а на старых смотрят с теплотой и грустью. 
-Эти странные люди на обиды не обижаются, злобы не слышат, а только крик больного сердца, которое когда-то было детским и чистым.
-Есть такие странные люди, чья вера превыше всего.
-Есть такие странные люди, которые настолько безобидны, что не могут испачкать свое сердце гневом. Тьма не может противостоять этому сиянию добра.
Вот такие эти странные люди…
Но вовсе они не странные. Странными стали мы.               
 
    В то время, когда снимался документальный фильм «Ласточки Христовы», съёмочная группа из России попала в поле зрения албанских боевиков. Остервенелые бандиты окружили машину, готовые растерзать русских вместе с митрополитом Амфилохием. Люди оказались беззащитными перед разъярённой, хорошо вооружённой толпой. На помощь подоспел броневик с российскими военными - миротворцами. Оператор съёмочной группы рассказывает о том, что албанские боевики бросали под гусеницы броневика сербских детей и изнасилованных монахинь. Владыка Амфилохий вместе с другими собирал изуродованные тела и отрезанные головы и хоронил их, он нашёл в себе силы помолиться за тех и других.   
     Трагедия сербского Косова поражает своими масштабами. «Дамоклов меч» навис над православными - сербскими, черногорскими, македонскими, словенскими, боснийскими… Сейчас, когда нет возможности противостоять международному сатанизму, сербы терпят, но не молчат. Хватило бы только сил!
     Митрополит Амфилохий (Ристо Радович) - глава Сербской православной церкви, 30 лет возглавлял Черногорско-Приморскую митрополию, видный богослов, проповедник, писатель, поэт. В России о нём не принято было говорить, но масштаб личности митрополита поражает воображение. «Ласточками Христовыми» он называет монахов и священнослужителей, совершающих жизненный и молитвенный подвиг во спасение всего человечества, «ходят они по земле, а души их небесные».               
    В марте 2022 года на наши экраны вышел документальный фильм Юлии Бочаровой «Ласточки Христовы», снятый в 2020 году, повествующий о жизненном пути владыки Амфилохия, о его борьбе за единство Сербской православной церкви, сербского народа и других славянских народов. Пастыря не стало в 2020 году.
    Красивый фильм с черногорскими пейзажами, глубокий и многозначный, заставляет в очередной раз проникнуться судьбой многострадального сербского народа и духовного его кормщика. Особенно в условиях событий последних тридцати лет на европейском театре борьбы со славянством и русскостью на Балканах, - именно здесь затевались две мировые войны, здесь полыхают очаги новых битв.
    Исторический экскурс. Какие причины привели к конфликтам в бывшей Югославии? Распад Советского Союза больно ударил по странам социалистического лагеря. В 1992 году в результате «бархатной» революции территория Югославии разбилась на крошечные осколки - теперь это Сербия, Черногория, Македония, Хорватия, Сербская республика (не путать с Сербией) в составе федерации Боснии и Герцеговины. Православные народы этих балканских стран окормляет каноническая Сербская Церковь. Черногория до 2006 года формально входила в федерацию с Сербией, но центробежные силы оказались куда сильней и привели к их разобщению. Теперь Черногория стала членом НАТО и членом Европейского союза, рьяно поддерживает антироссийские санкции, Сербская православная церковь жестоко притесняется. Отсюда, из Черногории, призывает к миру глава сербской православной церкви.
    Трагедия Косова пролегла через сердца сербов. В основе противостояния лежат не столько национальные противоречия, раздутые европейскими стервятниками, сколько глубинное религиозное столкновение, - более половины населения Косова - албанцы – бывшие христиане, когда-то отрёкшиеся от православной веры, - это изменило их национальное и духовное самосознание, они вытравили в себе историческую память, и теперь, одержимые ненавистью, совершают злодеяния.
    2000-летие христианства Европа отметила бомбардировками Белграда и важных объектов инфраструктуры страны. Организация Объединённых Наций, призванная гасить международные конфликты, не осудила   нарушение всех международных норм. Президент страны Слободан Милошевич отказался признавать независимость Косово, за что международным трибуналом был признан военным преступником и убит. 
    Косовские албанцы вряд ли решились бы на бесчеловечные преступления без поддержки Соединенных Штатов Америки и военного блока НАТО,  имеющих свои геополитические интересы: через Косово проложена дорога на Украину, которую многие годы готовили к войне с Россией. Здесь, в Косово, решается судьба Европы, а возможно, и мира. 
     Косовские раны беспокоят Владыку Амфилохия, - положение в регионах Метохии, в Приштине он называет фашистской оккупацией времен Второй мировой войны, отважный настоятель церкви поднимается на любую трибуну, чтобы громогласно указать на насилие международных сил, оторвавших Косово от Сербии. Тяжёлым испытаниям подвергается православная Церковь, ведь Косово является истоком не только сербской государственности, но и церковности, - там находится Патриархия. Трагедия сербов потрясает своей жестокостью и безнаказанностью.
    Ещё четверть века назад коренного населения в Косове – сербов, была половина, теперь их почти не осталось, города растут за счёт притока албанских оккупантов. Косовские сербы подвергаются насилию, тысячи людей изгнаны из своих домов, лишены возможности вернуться в родные края, на могилы предков, уничтожаются православные храмы. Косово – это сербский Иерусалим, сербская голгофа, сербское распятие.
         
    И опять историческая справка. Сербы - удивительно стойкий народ – они выдержали пятивековое османское рабство и Австро-Венгерское иго, сохранили национальные корни и твёрдо следуют православной вере. Они никогда не мирились с иноземным владычеством, примером тому – бесконечные национально-освободительные восстания и дипломатические баталии, их всегда поддерживала Россия, - русские войска много раз одерживали победы на Балканах в боях с турецкой армией, воевали до тех пор, пока Сербия не получила независимость. Помощь Турции оказывала Франция, Германия, Австрия. Война России с Наполеоном 1812 года нужна была для дестабилизации не только России, но и всего славянского мира. Организатором крупного восстания неповиновения против османского ига в 1804 году был Георгий Петрович Карагеоргий, бескомпромиссный, решительный воин, - он нанёс поражение армии турецкого паши. Турки готовы были пойти на перемирие, но Карагеоргий предпочел отречься от этого договора в пользу дружбы с Россией, в очередной раз вступившей в войну против Османской империи.
    Башня Челе-Кула возле Ниша с замурованными черепами убитых повстанцев, построенная турецкими янычарами, - пример непримиримой стойкости павших воинов в 1809 году. После нескольких лет успешной борьбы и освобождения от иноземцев Белграда, повстанцы понесли тяжёлые потери. Чтобы не попасть живым в плен, командир отряда Стефан Синджелич выстрелил в пороховой погреб, погиб сам, горящие бочки с порохом унесли с собой десятки турок. На горе Чегар стоит памятник павшим героям.
     Сербы всегда были благодарны русским, - ценою жизней тысяч русских солдат и офицеров в результате Русско-турецких войн полутысячелетнее османо–турецкого иго было окончательно свергнуто. Балканские страны получили независимость, среди них Болгария, которая «отблагодарила» свою спасительницу участием против неё на стороне Германии как в Первой, так и во Второй мировой войне, да и теперь рьяно обеспечивает Украину оружием и усердствует в антироссийских санкциях.    
     Духовный исполин, божий человек нашего времени, человек-церковь, небесный человек, современный святой, человек большой любви ко всему Божиему творению – так называют митрополита Черногорского и Приморского, главу Сербской православной церкви Амфилохия. В пятнадцать лет покинув родительский дом, юноша поступил в духовную семинарию в Белграде, потом закончил философский факультет университета, изучал богословие в швейцарском Берне, в Париже и Риме, затем отправился в Грецию, на горе Афон принял монашество. Вернувшись в Югославию, преподавал в Духовной семинарии, на греческом защитил докторскую степень. Священник вёл активную духовную, издательскую, просветительскую деятельность, получил должность главы Сербского патриаршего престола. Организовал приходы в Центральной и Южной Америке.
    С большой любовью патриарх вспоминает свою мать, простую женщину,    она привела детей к молитве – сама молилась, как дышала, как ребенка кормила, а детей в семье было девять человек, жила в страхе Божием, в почитании Бога и уважении ко всем. Он благодарит своего отца, приучившего сына к чтению Евангелия и романов Фёдора Достоевского и Льва Толстого. С благоговением вспоминает духовного отца Паисия на Афоне, наставлявшего: - «Отче мой Амфилохий, самое прекрасное на свете, когда ты ничего не имеешь, но вся Вселенная твоя!» В тот момент начинающий пастор почувствовал, что значит быть наедине с Богом, открыть в себе небесную силу, понять свою безграничность. 
  - Не от нас зависит вообще человеческая жизнь и жизнь каждого из нас, всё это тайное предопределено свыше, - утверждает Амфилохий, - но от нас зависит, как мы употребим данный Богом талант, какой плод принесет наша жизнь. Свой талант и искреннюю любовь Амфилохий дарил всем, кто в этом нуждался.
   -Почему страдают люди, - размышляет священнослужитель, - потому, что мы, люди, наводнили мир грехами, и Господь закрывает нам небо. И грехов этих множится день ото дня.
    В период существования содружества социалистических стран (СЭВ),  Советский Союз помог восстановить много храмов и монастырей, разрушенных фашистами. И сейчас Русская православная церковь их поддерживает. Но Балканский разлом тридцати последних лет принёс новые страдания славянским народом, Сербской православной церкви.
Оплотом её является монастырь Святого Василия Острожского – Острог, пещеры его освоили ещё на заре христианства первые мученики за Христа, с XVII века он православный. В нерукотворной пещере, в отвесной скале, без подвода воды и электрического света монашеская братия творит молитвы.   
    Матери с детьми, калеки, монахи, прихожане не только православной церкви, жаждущие исцеления со всего света, ищущие праведного слова, прощения, утоления духовной жажды и благодати, поднимаются на святую гору через страдания к милосердию, идут по острым камням босиком, а то и на коленях, и несут с собой камни, – пришло время собирать камни. Монахи молятся за каждого и за всех, к слову сказать, - они неплохо говорят по-русски. Акустика в каменной келье создаёт особое звучание – молитвенная песня разносится в скалистых расщелинах райской музыкой.
   На горе Румия стоит женский монастырь Сергия Радонежского, есть монахини из России. «Ластовицы Христовы» научились жить без благ цивилизации, возделывают каменистую землю, своим трудом создали райский сад на земле, в котором растёт всё, что даёт природа, они умеют ловить рыбу, управлять моторной лодкой, поднимать из озера воду, добывать дрова, топить печи. На самой вершине горы – скит Николая Чудотворца, насельник его – из России.
    «Кровь мучеников – это семя Церкви», - писал древний писатель Тертуллиан. – и это даёт надежду. Вера требует подвига, покаяния; православные сербы, черногорцы, македонцы, словенцы неустанно молятся, памятуя слова отца Иустина: - «Я живу настолько, сколько капель крови доливаю в лампаду своей веры». Твердыня православия в центре Европы держится! В условиях повального разрушения нравственности, расчеловечивания общества хранить в чистоте свою душу в дьявольском окружении всё труднее. 
У митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия в своё время возникли большие проблемы с черногорским правительством - священнослужитель смело выступает против однополых браков и гей-парадов, призывает противостоять Содому, заразившему духовной скудостью западно –европейскую цивилизацию. Патриарх грозит Божьей карой всем, кто посягнёт на сохранность церквей, - за что не раз против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в приверженности к просербской и прорусской оппозиции. После выхода в 2019 году указа об изъятии монастырей и всей собственности Сербской православной церкви в Черногории митрополит в знак протеста организовал многотысячное шествие верующих, - молитвой они защищали свои святыни. Новое правительство Черногории, остерегаясь масштабных протестов, отменило провокационный указ. 
     Амфилохий не скрывает своё видение ситуации: – он открыто выступает против членства Черногории в блоке НАТО, против признания Косова, осуждает действия украинского раскольника Денисенко. Он обвиняет Вселенского патриарха Варфоломея во властолюбии, в его опасной позиции по Украине, которая привела к расколу Русской православной церкви, к великим бедам на Украине и к катастрофе, грозящей многим славянским народам. 
    Власти Черногории, затащившие эту республику в НАТО, всеми силами   разрушают Сербскую Православную Церковь, на территории Черногории уже создана Черногорская церковь, которая сотрудничает с украинскими нацистами. Предвидение патриарха оправдалось - судьбу сербского народа повторяет украинский народ и украинская церковь, - священнослужителей и прихожан изгоняют из храмов и монастырей, верующих заставляют принимать новое крещение в раскольнической церкви.
   Во время пандемии священник бунтовал против мер сдерживания заболеваемости COVID-19, даже возглавил крестные ходы, призывал лечиться ладаном и молитвой - «Божьей вакциной». И всё же умер от ковида. Отслуживший панихиду по усопшему патриарх Ириней, который назвал прощание с митрополитом «одним из самых печальных дней для церкви», заразился и тоже умер. Отец Амфилохий всю жизнь смотрел на человека сквозь призму Божьей любви и до последних дней источал её к этому падшему миру. Но вирус богоненависти, братоненавистничества оказался куда страшней коронавируса. Люди нагрешили так много, что Господь не пожалел даже избранных.
    На чём держится уважение Сербии к России? Отец Амфилохий объясняет это так: - «Русский православный народ – это народ, больше других пострадавший в XX веке. Русская Церковь – это мученическая Церковь». Он с юности был увлечён русской классической литературой, в студенческие годы русские педагоги преподавали историю Церкви, был знаком со священниками – эмигрантами, до конца дней сохранявшими любовь к России, не раз бывал в России. «Мы – дураки сербы, и вы – сумасшедшие русские», - повторял Амфилохий. Русских и сербов сближают славянские корни, общность языка, традиций и истории, общие страдания.   
      Православные сербы в самых трудных ситуациях остаются преданными друзьями русских. Они благожелательно относятся к русским императорам, Николая Второго почитают за спасение их от нашествия Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне, именем малолетнего страдальца царевича Алексея называют церковь, они хорошо знают и чтят русских святых, в их честь построены храмы. Владыка Амфилохий считает, что «…надо помогать Русской Церкви…Наш президент Джуканович лично провозгласил меня агентом русского империализма. Но без России Черногория не существовала бы. С начала XVIII века наши митрополиты с помощью русских царей строили и освобождали Черногорию. И наш святой митрополит Пётр, умирая, оставил завещание, в котором сказал: если кто-то предаст единоверную, единоязычную и единокровную Россию, пусть лучше у него живого мясо отпадёт от костей».
    Отец Амфилохий проклинает три тысячи раз всякого, кто плохо отзывается о России. Он почётный доктор Московской и Санкт-Петербургской духовной Академии, для получения духовного образования направляет молодых священников на учебу в Россию. Он хочет, чтобы Балканские страны были едины с Россией. Он понимает значение христолюбивой России для всего Православия и мирового порядка в целом и всячески его поддерживает. Точнее сказать – поддерживал. Хватит ли новому руководству Сербской православной церкви силы духа, крепости веры и мужества противостоять набирающему обороты фашизму и нацизму – физическому истреблению неугодных народов? 
    Сербия и Сербская Церковь пошли ва-банк, - понимая причины военных действий России на Украине, не осуждают Россию, выступают против антироссийских санкций, требуют соблюдения подписанных в ООН специальных правил для Косова, за что подвергаются травле.
    Постоянные провокации со стороны НАТО и Евросоюза на территории Косово, находящегося под ручным управлением США, не заставляют себя долго ждать – на границе Сербии и самопровозглашённого Косова конфликты постоянно обостряются. С обеих сторон силовики приведены в боевую готовность. Хочется надеяться, что разгорающийся пожар удастся погасить согласованными действиями сил ООН, Сербской православной церкви и Всемирной мусульманской Лиги.   
    Вероятно, Россия не останется в стороне, но возможностей у неё немного – обложенная тысячами санкций, она сама находится в изоляции, европейские государства не пропускают российские транспортные средства через свою территорию, как помнится, самолёт министра иностранных дел Сергея Лаврова не смог попасть в Сербию. Конфликты в центре Европы принимают угрожающие масштабы.
     Почему славянские народы, православие на Балканах, на Украине претерпевают жестокие гонения? Причина массированных атак со стороны продажных властей кроется в непослушании западноевропейским порядкам; православие – это единственная сила, способная противостоять расчеловечиванию человека. В эти критические времена все взоры вновь обращены к России, к русским!

Почему? Кто они - эти странные русские?
Эти странные люди щедро делятся с другими всем, что у них есть.
Эти странные люди защищают обиженного, усыновляют сирот Донбасса.
Эти странные люди помнят заветы предков, любят по-христиански, чужую беду принимают как свою.
Эти странные люди святость, правду и справедливость ценят выше собственной жизни. 
Эти странные люди умеют прощать жестокие обиды. 
Эти странные люди терпеливые, искренние и доверчивые, скромные и недооцененные. 
Эти странные люди – храбрые воины, любят Отечество, в тяжёлую годину собирают силы и встают, как один.
Эти странные люди - жизненным и молитвенным подвигом заботятся о спасении всего человечества.               
    Но странные вовсе не они. Странными стали те, кто плутает на столбовой дороге человечества, забывает о вере, затевает коварные замыслы, провоцирует раскол мира и новые войны.               
               
 


Рецензии