О заработной плате при Сталине

При Сталине шахтёры касками на площадях не стучали. Это при Ельцине началось, но помогло горным мастерам не сильно. У нас как-то принято представлять, что в СССР все работали за идею, за галочки, трудодни. И вообще, все заводы и фабрики нынешних олигархов построены рабским трудом заключённых ГУЛАГа. Ну который Архипелаг. Как обычно, всё было сильно не так.

Знаменитый Сталинский нарком финансов Арсений Григорьевич Зверев вспоминал одно из заседаний Политбюро после Победы. История была простая, война порушила в первую очередь добычу угля на Донбассе. Нужно было ударными темпами восстанавливать добычу.

Как сегодня решали бы эту задачу новые российские капиталисты? Правильно, всех бы запугали увольнениями, задрали планы выработки. А заодно пригласили бы за миллионы рублей какого-нибудь бизнес-тренера. Чтобы рассказывал рабочим, что мы все одна команда, у нас корпоративный дух и нужно затянуть пояса и приналечь на отбойные молотки.

Сталин просто-напросто поднял в несколько раз расценки за каждую добытую тонну угля. Пролетарская сознательность - дело хорошее, но на пустой желудок особо не поработаешь. Длинный рубль - хорошая награда за честную работу.

Кстати, про Стахановцев и ударников нам в школе рассказывали тоже, что дело было в соревновании, сознательности и прочая, и прочая. Было и соревнование, и сознание, что работают не на дядю, а на родную страну. Только было и другое.

Фантастический успех Стахановцев во многом опять же определялся честной оплатой. Сталин и тогда, в тридцатые ввёл чёткие расценки за каждую выпущенную деталь для ударников. И дело пошло небывалыми темпами. Наиболее толковые рабочие умудрялись по десять норм выполнять.

В мемуарах посла к Сталину Дэйвиса, которые я перевёл, этому уделено немало внимания. Крупный американский капиталист просто не мог понять, как удалось достичь настолько высокой производительности. А разгадка простая - неквалифицированный или ленивый рабочий мог тогда зарабатывать в районе ста рублей. А ударник, выдающий десяток норм, получал в месяц честные две тысячи.

После Войны с зарплатами шахтёров произошло примерно то же самое. Зверев вспоминал как, получив очередную справку о зарплатах, возмутился Микоян. Да что ж это такое! Некоторые шахтёры получают уже больше членов Политбюро! Сталин отреагировал на такое заявление с мрачным юморком. Но об этом чуть ниже.

Дело-то понятное. Микоян был талантливый организатор, при этом личность крайне гибкая и хитрец изрядный. Не зря ему удалось проработать при всех властях. От Ильича до Ильича, как говорилось в известной шутке. Кстати, анекдот про пришедшего сухим в дождь на заседание потому, что "между струйками прошёл", это тоже про Микояна.

Не о зарплатах шахтёров Микоян переживал. Хотел под эту сурдинку поднять вопрос повышения зарплат Политбюро. Ну а что такого, у нас депутаты сегодня по три раза в год себе любимым зарплату повышают.

Любопытно, что рассказывал об этом случае нарком Зверев с явным злорадством. Арсений Григорьевич командовал финансами родной страны больше двадцати лет. С конца тридцатых, всю войну, потом и при Хрущёве поработал. Мужчина был крайне прижимистый и государственные деньги считать умел как никто.

При этом, удивительным образом в части зарплат или снижения цен всегда был на стороне простых людей. Каким и был он сам. Собственно, из министров он ушёл по этой же причине. Когда Хрущёв подготовил грабительскую реформу 1961 года.

Зверев напрямую высказался, что это не денежная реформа, а подленькое прикрытие повышению цен. Первому со Сталинской поры повышению. Зверев-то помнил, как при вожде по два раза в год снижались государственные цены. И категорически отказался в этой реформе участвовать.

Любопытный был дядька нарком Зверев. В своих мемуарах он писал, что на Советских деньгах должен быть рабочий, крестьянин, люди разных профессий. Чтобы буржуям даже в руки деньги Советские брать было худо, чтобы потные ладошки капиталистам жгло.

В первые годы Советской власти такие деньги выпускали. Правильные были деньги, жаль потом не сохранилась традиция.

Поэтому и хитрые заходы Микояна про шахтёров, которым переплачивают, нарком Зверев насквозь видел. Кстати, и не сказать, чтобы в послевоенные годы горные мастера озолотились. Честная работа за очень тяжёлый и опасный труд. Считается, что каждый миллион добытого угля оплачен одной человеческой жизнью. А за риск надо платить, так считали Сталин и Зверев.

И честь шахтёрская на высоте была. Как-то смотрел документальные кадры как советские шахтёры-добровольцы подкапывались под Чернобыльский реактор. Насколько же мужественные и самоотверженные люди!

Это в помойном американском сериале "Чернобыль" в земле лазают какие-то морлоки без трусов. Которых чуть ли не под дулами автоматов под реактор гонят. В документальных кадрах совсем иначе было.

Когда вот она - гигантская кастрюля реактора. И нужно прожечь шестиметровым термитом отверстие под реактором. И радиация зашкаливает. Но никто не бьётся в истерике. Люди сурово и деловито совершали подвиг как работу. А как иначе.

А тогда, после Победы Сталин Микояна на место поставил очень красиво. Посмотрел со значением, примял задумчиво табак в трубочке и сказал: «Товарищ Микоян заявляет, что рабочим на шахтах платят больше, чем в Политбюро. Как же тогда объяснить, что среди шахтёров всё еще немало вакансий? А вот в Политбюро отчего-то свободных кресел нет?»

Прозрачный такой намёк. Тебе, товарищ Микоян, не зарплату надо поднимать с такими подходами. Будешь о своём кармане думать, можно и работу поменять. На более высокооплачиваемую. Из Политбюро за отбойный молоток в шахту. Микоян намёк понял прекрасно. Больше о слишком высоких зарплатах рабочих Анастас Иванович не заикался.

Хочу продолжить тему о зарплатах в сталинские времена следующим примером. Как известно, в СССР очень поощряли изобретательство и рационализацию.  Придумал человек что-то полезное для производства, убедились на практике, что помогает увеличить или производительность труда, или качество, пожалуйте в кассу за премией. Причем не копеечной, а просто огромной, размер которой зависит и пользы от данного изобретения или рацпредложения. Автор получает львиную долю премиальных денег, но получают, правда, меньше, и добровольные помощники, и руководство предприятия.  И люди стремились что-то изобрести, а уж смекалки у нашего народа можно всему миру занимать.

А Хрущев все перевернул с ног на голову. Нет, автор изобретения получал премию, но намного меньше руководителя предприятия. И кто после этого будет работать на дядю? А вот в Японии, где я учился японскому менеджменты в институте РНР, который основал хозяин концерна, выпускающего свою продукцию под марком «Панасоник» и «Националь», господин Мацусита, нам рассказали, что японцы взяли все лучшее, что было в сталинской экономике, в том числе и работу с изобретателями и рационализаторами. Там все, внесшие предложения, работники, поощряются, даже если предложения не внедряются, чтобы стимулировать эту работу.

И несколько слов о Дальнем Востоке. Туда ехали люди не за романтикой, а за длинным рублем, особенно нужные там, а значит, и стране, специалисты. И им платили очень достойно. А приехавший один раз на Дальний Восток при хороших погодных условиях (а такие там тоже бывают) Хрущев, счел, что дальневосточники слишком много получают, и срезал доплаты. Помню, как возмущалась моя мама, когда получила новую, намного меньшую, зарплату. С этого начался первый отток населения, а при Ельцине он из небольшого ручейка превратился в полноводную реку. И до сих пор народ уезжает, и никаким дальневосточным гектаром не остановишь этот полноводный отток.   


Рецензии