Отчет за 2019-2020 год

Муниципальное образование город Новороссийск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №24 станицы Раевской





Отчет
о проведенных мероприятиях
в рамках работы летней оздоровительной кампании


Кружок «Патриоты Кубани»







Новороссийск 2019 г.
1.07.2019  Информационная справка
Что такое патриотизм? Что надо делать, чтобы развивать чувство патриотизма? На эти и многие другие вопросы ребята искали ответы вместе со своей командой. Они познакомились с планом работы патриотической площадки, предложили свои идеи. После оживленного общения на тему патриотизма они прослушали стихи о Войне современных авторов.
Материал классного часа прилагается.
Что такое патриотизм?
Цель: Воспитание чувства патриотизма; развитие устной речи учащихся; закрепить на практике правила устного выступления..
                Ход урока

 Учитель.
 Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут; желание сделать  жизнь на этой земле лучше; любовь к родной природе, близким, к своей Родине.
 Тема нашего урока – размышления: «Что такое патриотизм?». Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же он- настоящий патриот России?
Русский мыслитель XX столетия Иван Андреевич Ильин писал: «Люди без Родины становятся  исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.»
- А с чего же начинается Родина? (поразмышляйте об этом).
-Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос,
друзья детства, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина. Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы слышим в песни, которую исполняет Марк Бернес «С чего начинается Родина?»(звучит песня)
Ученик.
Родина, патриотизм. Что значат эти слова? Обратимся к словарям.
Философский словарь дает такое толкование.
Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, стремление защищать интересы родины, гордость за его прошлое и настоящее. Какой бы словарь мы не смотрели, в основе слова патриотизм лежит любовь.
Учитель.
-Гордитесь ли вы свой  страной?(ответы)
-Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые кто открыли дорогу в космос, достигли больших успехов в разных областях. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями  и дарованиями, но в определенных  обстоятельствах  проявлялись его особенные свойства, которые свидетельствовали  о том, что это – Гражданин, патриот.
История нашей Родины  рассказывает нам об отважных героях,  которые не жалели сил своих  для блага  Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей  народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России - безвестных героев  и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была великой и могучей державой.
Нас разделяет больше полувека со времен Великой Отечественной войны. Страшное и далекое прошлое до сих пор не оставляет нашу память. Казалось бы, пора забыть эти годы, но имена людей, вершивших историю, навсегда останутся с нами.
На гранитной плите, что висит при входе в школу, высечено: «Школа носит имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Григорьева». И каждый год  19 декабря мы вспоминаем о подвиге Н. И. Григорьева, человека, который не пожалел своей жизни ради спасения Родины.(сообщение о Н.И. Григорьеве)
Ученик.
Получают мальчик повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая

От врага Отчизну защищать.
Матери сынов провожают
И наказ им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по -бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнув по рюмке «горькой»,
 Зная, как тяжел солдата путь,
 Говорят, сжимая крепко руку:
 «Ты, сынок, писать не забудь.»
 Юноши России присягают,
 Клятву перед знаменем дают,
 Юноши пока еще не знают,
 Что домой они не все придут.
 Поседевших мам и пап все меньше,
 Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остаётся
Остаётся вечно молодой.

Учитель:
Эти стихи написаны матерью, потерявшей на афганской войне единственного сына. Десять лет продолжалась война в Афганистане. Это называлось «выполнение интернационального долга». И наша армия, наши ребята выполнили свой долг с честью.
Мы всегда будем помнить  выпускников нашей школы Евгения Дымова и Игоря Абрамченкова. (сообщения учеников)
-Почтим память погибших минутой молчания.
-Примером высокой гражданственности является судьба Ивашкина А. Б.,нашего земляка.
Вся жизнь Ивашкина А. Б. связана с воинской службой. (Сообщение ученика)
Учител.
Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным  гражданином.
- Связываете ли вы патриотический дом с воинской службой?
- Нужны ли стране профессиональные войны?
- Престижна ли профессия офицера? (послушаем юношей)
- Вы за или против службы в армии?
В настоящие время в российской армии много острых вопросов, но все-таки немало тех, кто готов отслужить в армии. Это долг каждого гражданина.
- В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина? (субботник, забота о ветеранах, стремление хорошо учиться)
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
Хотели бы вы уехать из страны?
-Кто же такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах,  а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем и кричать всем, что он - патриот; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью. Мне хочется привести в пример слова русского мыслителя XX столетия  Ивана Александровича Ильина.: «Ныне  мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Её дух жив и будет жить!
Россия спасётся творчеством – обновлённой религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми идеями».
Подводя итог очень серьёзного и нужного разговора, я предлагаю прослушать стихотворение поэта Скотневского.
У каждого заботой своей
Глаза полны,
Наша Родина не что- то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет
Какими будем мы.
Понятие гражданственность очень полно раскрыл поэт Е. Евтушенко.
 чтение стихотворени я Е. Евтушенко «Гражданственность».
Учитель.
« Быть гражданином»- это не просто запись в паспорте ,это и реализация своих способностей на благо Родины.»
Гражданственность, патриотизм, я думаю, что эти понятия неразделимы.
«Не все в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)» - писал А. Н. Радищев.
- Кто же он – патриот России? Кто любит свою родину не на словах, а на деле. Тот, кто считает службу в армии своим долгом; тот, кто готов отдать свою жизнь на благо своей Родины. А таких людей в России  очень много.   Дай- то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Задумайтесь и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми, настоящими гражданами своей страны.

2.07 Информационная справка
Первая неделя началась с подробного инструктажа по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах, правилам этикета.
В нашей станице проживал писатель, автор книги «Мы-Раевские» - Иван Григорьевич Гармаш. И мы решили познакомиться  с его книгой. И узнать об истории станицы больше. Посмотрели фильм «Новороссийск в годы ВОВ».  Сделали несколько открыток.
   

 3.07. Информационная справка
Экскурсия по памятникам ст.Раевской, посвященным памяти погибших в годы Великой Отечественной войны

1.Памятник героям Советского Союза (школа)


Василий Никонович Головань (1924 - 1944)
Василий Никонович родился в станице Раевской Анапского района в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944 года. Образование начальное. Работал в колхозе. В апреле 1942 года призван в армию и направлен на фронт.
Командир стрелкового отделения 327-го гвардейского горнострелкового полка (128-ая гвардейская горнострелковая дивизия, 1-ая армия, 4-ый Украинский фронт) комсомолец гвардии сержант Головань 14 октября 1944 года в бою за населённый пункт Звала (15 км севернее г. Снина, Чехословакия) командовал взводом. В ходе боя заменил раненого командира роты. Развивая наступление, его рота овладела опорным пунктом противника на господствующей высоте, но затем была им окружена. В. Н. Головань умело организовал круговую оборону, оказывая упорное сопротивление противнику, а затем сумел вывести роту из окружения.
Гвардии сержант Василий Головань погиб 16 октября 1944 года. За свои военные заслуги Василий Никонович был награждён орденами Ленина, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалью. Звание Герой Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года посмертно. Похоронен в городе Звале (Чехословакия). За свои героические действия в борьбе с фашистами Василий Никонович был навечно зачислен в списки своей воинской части - 327-го гвардейского горнострелкового полка. В станице Раевской, на его родине, установлен бюст героя.
________________________________________
Иван Ильич Котов (1925 - 1944)
Иван Ильич родился в станице Раевской Анапского района в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов. В военно-морской флот призван в 1943 году и был направлен на фронт.
Автоматчик роты автоматчиков 384-го отдельного батальона морской пехоты (Одесская ВМБ, Черноморский флот) комсомолец матрос Котов в ночь на 26 марта 1944 года в составе десантного отряда под командованием старшего лейтенанта К.Ф. Ольшанского высадился в тыл противника в порту города Николаева. В течение двух суток Иван Ильич участвовал в отражении восемнадцати яростных атак противника, пытавшегося уничтожить десантников. Погиб Иван Ильич 27 марта 1944 года. За проявленный героизм и отвагу был награждён орденом Ленина. Звание Герой Советского Союза ему присвоено 20 апреля 1945 года посмертно. Иван Ильич похоронен в братской могиле в городе Николаеве. Могила находится в сквере «Имени 68 десантников». В городе открыт народный музей боевой славы моряков-десантников, воздвигнут памятник, одна из улиц названа «Имени 68 десантников».
________________________________________
Иван Петрович Сарана (1912 - 1944)
Иван Петрович родился в селе Щедровка в семье крестьянина. До войны работал в ст. Раевской, призван в армию в первый день войны - 22 июня 1941 года и направлен на фронт командиром взвода танков Т-34.
Иван Петрович с 11 по 14 марта 1944 года принимал участие в боях за овладение городом Скалат. Он первым со своими танками ворвался в город, в уличных боях уничтожил до 150 немецких солдат и офицеров, подбил два немецких танка, за что был награждён орденом Красной Звезды. В боях при обороне села Юзефувка Коломийского района Станиславской области с 20 по 26 апреля 1944 года уничтожил со своим взводом около двухсот немецких солдат и офицеров. 24 апреля 1944 года Иван Сарана проявил инициативу, выйдя в тыл отступающего батальона противника, обеспечил его пленение, уничтожил 55 солдат и офицеров, подавил огонь двух орудий, подбил три венгерских танка. 26 апреля 1944 года вступил в неравный бой с 16 немецкими танками и двумя батальонами пехоты. Им были подбиты три фашистских «Тигра», две бронемашины, уничтожены 60 солдат и офицеров противника. В этом бою танк И. П. Сарана был подбит, но он не оставил поле боя, продолжая отражать атаки фашистов и удерживая занятый рубеж, проявил исключительное мужество и героизм, получил смертельное ранение и только после этого был эвакуирован, умер в госпитале.
Звание Герой Советского Союза Ивану Петровичу Сарану было присвоено 2 августа 1944 года посмертно.
________________________________________

2.Братская могила (парк)

-Кто знает о памятнике?
-Когда освободили ст. Раевскую?
Рассказ:
Наша станица  была в оккупации один год с 1942 года по 1943 г. Всего один год, но это был страшный год. Те, кто остался в ст. (остальные ушли на фронт) – это дети, женщины , старики им тоже пришлось вынести все ужасы войны. Когда пришли немцы, они выгнали всех жителей из своих домов, забрали у них коз, кур, коров, то что их кормило. Жители вынуждены были строить себе землянки, жили в сараях, питались…Очень часто здесь видели машину-душегубку. Многих увозили на работу в Германию, заставляли строить дороги.
  Питались супом и лепешками из крапивы и кукурузной крупы. Ходили в лес, рвали терен, кизил, дикие груши. Все это меняли в городе Новороссийске на другие товары. А в город ходили пешком -25 км
По улицам станицы, заборам и стенам домов были развешаны приказы:за сочувствие партизанам-расстрел. Нельзя было выйти в лес за дровами, их считали связными с партизанами –всех расстреливали.
Станичники помогали партизанам, чем могли. И хлебом тоже. Немцы догадывались об этом и издали указ, в котором запрещалось всякое взаимодействие с партизанами, хлеб разрешали печь на семью не более двух буханок в день. За нарушение указа – расстрел, и были такие случаи когда немцы , проводя облаву находили больше печенного хлеба, это для них значило, что пекут партизанам и тоже расстреливали всю семью в месте с детьми. Паспорта-аувайсы, расстреливали всех , кто не носил собой. Расстреливали за опоздание на работу за невыход на работу. За убийство одного немца расстреливали 40 мирных жителей.
С 31 августа 1942 г. По 20 сентября в Раевской было расстреляно ……жителей, 108 станичников было задушено в машинах смерти, более 2000 человек угнано на каторжные работы в Германию.
Но никакими жестокостями и расстрелами не смогли оккупанты поставить жителей на колени. День освобождения очень ждали
Недолго гитлеровцам пришлось хозяйничать в станице. Наступил час расплаты. 16 сентября наши войска освободили Новороссийск, а 17 сентября уже были на подступах к Раевской. Немцы готовились к обороне и заранее подготовили сильный оборонительный рубеж: искусственные заграждения, крутые подъемы.
Отличились в боях рядовой Алиев, который бросился на вражеские траншеи, коммунист Турбаев, который завязал рукопашную схватку, действуя штыком, гранатой и прикладом получил 8 ранений в бою, но за то свыше десятка трупов фрицев валялось вокруг. Красноармеец Никифор Сворин подполз к вражескому дзоту и забросал его через амбразуру гранатами, тем самым обеспечивая продвижение вперед своему подразделению. В тот же день Сворин убил еще двух румын и одного пленил.
  Их много героев, отличившихся в боях за Раевскую :Щерба,  Грицай, Мирошниченко, Мкртычан, Малеренко и другие.
Без устали работали и саперы. Они спасали человеческие жизни, расчищая от мин дорогу пехоте, артиллерии.Здесь особенно отличились саперы: сержант Пенько, красноармейцы Мосин, Васильев, Крючков.
В ночь на 20 сентября наступающие части освободили Раевскую. Первым в станицу ворвался батальон майора Жуйко. В бою за Раевскую пали смертью храбрых капитан Можаев, лейтенанты Гирич, Блохин, Журавских, сержанты Сорокин, Нестеров и многие другие.
. После разгрома фашистов жители решили захоронить погибших в братской могиле. Так образовалась братская могила на 150 человек, братская потому, что все погребенные здесь, отдали жизнь как братья за одно общее дело. На похороны собралась вся станица. Все плакали, ведь многие из них так не дождались своих родных с войны, а значит, погибший родственник тоже где-то на чужбине захоронен добрыми людьми.
Памятник – это фигура солдата с автоматом на груди, с непокрытой головой. По православным традициям, когда чтят память, мужчины обязательно снимают головной убор. Лицо солдата печальное, суровое. Ведь он испытал  все ужасы войны и хоронит своих однополчан. Их ждали родные  в Армении и Башкирии, на Украине и в Белоруссии. Но они навечно остались здесь, на  Раевской земле. 

. Не все имена известны. В наше время, оставшиеся в живых освободители станицы, родственники погибших, их потомки пишут в администрацию станицы, в  народный музей,  приезжали и приезжают до сих пор. Так, по письмам, по крупицам, собранным от родственников, никогда не будет поздно установить хотя бы большую часть имён освободителей,  И, возможно, кто то из вас будет волонтерами, т.е помогать в поисках неизвестных имен.
 Почти каждая семья потеряла в годы войны своих: деда, отца, брата. И они тоже где-то захоронены в таких же братских могилах. А кто из вас знает, где захоронен ваш прадед?? Кто ищет?



      4.07. Информационная справка
Посещение  Памятник подросткам, помогавшим партизанам в период оккупации станицы Раевской и расстрелянных фашистами на территории станицы. 
 
Патриоты станицы в условиях оккупации не давали покоя врагу. Здесь действовали партизанские отряды: отряд под командованием жителя нашей станицы: Задремайло С.Д. – они блокировали дорогу у Волчьих ворот, взрывали проходящий транспорт, нападали на гарнизоны немцев; отряд Панченко громили фашистские обозы, шедшие из Раевской к Абрау Дюрсо. В рядах партизан сражались и отважные женщины: это председатель Селюкова, учительница Котова и другие. В самой Раевской долгое время действовала диверсионо-разведывательная группа под командованием Ольги Гатальской и ее подруги Музы Скотниковой. Отважные комсомолки- разведчицы в одну из ночей июля 1943 года  взорвали склад снарядов и мин, строго засекреченный немцами, делали проходы в минных полях на подступах к Раевской.
Перед вами памятник подросткам, помогавшим партизанам в период оккупации станицы Раевской и расстрелянных фашистами на территории станицы. В списке расстрелянных станичников 26 имен. В списке расстрелянных подростков был и Шкарупа Павел которому удалось выжить. Очнувшись ночью, он приполз домой Все время, пока немцы были в станице, родители прятали его в землянке в огороде.
Еще одного юношу Каменева Дмитрия из-за маленького роста немцы оставили зарывать яму с телами убитых, затем отпустили домой. В последствии он ушел на фронт.
 По словам очевидцев, родственники ночью откапывали своих детей и хоронили в огородах. Четверых подростков ( братьев Алисовых, Борисова, Меснянкина перезахоронили в братской могиле на Раевском кладбище.
 По воспоминаниям свидетелей тех событий первыми арестовали девятерых подростков, чьи фамилии в начале списка. Сбежать удалось только Криворук. Пересидев ночь дома, никому ничего не сказав, он сам пришел к немцам, т.к. Понимал, что пострадает вся семья. Расстрелян под Гостагаем.
  Установлено, что все подростки использовались немцами на различных работах: рытье окопов, блиндажей, строили дороги до Натухаевской.  В свободное время ребятам удалось помогать партизанам- снабжать их продуктами и оружием, украденным у немцев.
   В группы подростков были внедрены предатели –полицаи, которые впоследствии и выдали их немцам и участвовали в расстрелах.

5.07. Информационная справка
Завершить первую неделю работы патриотической площадки мы решили генеральной уборкой памятников станицы. Привели в порядок братскую могилу, мемориал памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны жителей станиц.  Провели митинг и минуту молчания…
 


   
08.07. Информационная справка
Посещения воинской части. Открытие памятника.
Начало недели было праздничное. В этот день ребята вместе с директором школы  посетили воинскую часть, где был открыт памятник воинам, которые погибни в Чечне, Южной-Осетии. Так же ребята познакомились с условиями жизни солдат.
 
   




9.07 Информационная справка
Поисковая экспедиция  Мария Филипповна Руднева.
 
Очень важно знать историю своей страны,  города, станицы. Свидетелей того времени, когда в нашей  станице гремела Великая Отечественная, осталось очень мало. Одна из них - Мария Филипповна Руднева.  Она рассказала детям о своей семье в годы войны, и о том, как жила станица. Отчим был партийный,  ушел на фронт. Она начала работать на ферме. Когда территорию станицы оккупировали немцы,  было очень сложно. Дом заняли фашисты, а их семья стала  жить в сарае, где раньше держали коров.  Отобрали скотину, порезали всех кур. Есть было нечего, а фашист достанет конфетку  и дразнит: «Хочешь, хочешь?» - ребенок протянет руку, а немец и толкнет его. Но иногда и даст конфетку. Так что, не знаешь, что получишь, если руку протянешь. Все мужики, кого не забрали на фронт, ушли в партизаны, и ребята тоже. А уже перед боями за Новороссийск случилось следующее: Немцы решили уничтожить все многодетные семьи. Людям стало известно, что будет ездить машина – душегубка по улице и семья Марии Филипповныушла своего из дома, чтобы спастись. Они ночевали под деревом, но их заметили немцы и схватили. Известно чем это могло закончиться, нона их счастье начались сильные бои за Новороссийск. Советские войска пошли в наступление. Всех людей с многодетными семьями, которых забрали вту машину, ночь продержали в загоне в районе Керчи. Потом погрузили на баржу, но снова обстрел и пришлось выгрузиться на сушу.  Опять ночевать в загоне под открытым небом. Переправили, погрузили на машины – проехали много, машина попала под обстрел. Две семьи спаслось. Они оказалось на дороге. Пробирались через лес долго. Дошли до станицы Тарасовкана Украине, староста разместил их в хороших семьях. Мать пошла работать в колхоз. Т. Смотрела за чужим мальчиком – нянчила, а за своими детками присматривала средняя сестра. Еду им давала хозяйка дома, рискуя жизнью своей и всей семьи. Прятала под фартук и носила им со стола то, что готовилось для немцев. Война закончилась, а вернуться на родину –  в станицу Раевскую, еще не получалось. В 1946 г.Все-таки приехали обратно. Т. Знала украинский язык, писала с ошибками и директор хотела посадить ее в первый класс. Но мама сказала, что они не по своей воле учились на Украине и переезжали не по своей воле, поэтому пусть учиться в пятом, а язык выучит. Так и получилось.  Потом от колхоза, а из в Новороссийске было три,  поэтому Мария Филипповна пошла учиться на ветеринара.


10.07. Информационная справка Велиметова Мария Петровна
 
Мы провели в последний путь ветерана Велиметову Марию Петровну 25.12.1921 г.р.  Когда пришли фашисты в село в Белоруссии ее чуть-чуть не расстреляли.  Но она уговаривала фашиста ее отпустить  и случилось так, что отпустили не только ее, но еще пару человек. Она убежала в лес к партизанам. Ела, что приходилось. А потом приписала себе два года и ушла на фронт. Стала медсестрой и спасала солдат, выносила их с поля боя. Скольких? И сама уже не помнет. Не считала, не того было. Просто спасала и все.  Так и прошла всю войну.

11.07  Информационная справка
Поисковая экспедиция Валентина Николаевна Ворожбян
 
 (Родственники В.Н. Головань )
Валентина Николаевна рассказала, что настоящее  отчество Василия Головань – Никонович. В 43 году его забрали в армию в Ростов. Там у него случился роман, пара зарегистрировала свои отношения. И потом они долго переписывались, а так же у Василия Никоновича родилась дочка Ольга, но при жизни он об этом не узнал. Зато стараниями журналиста из Санкт-Петербурга была восстановлена связь между родственниками.  Ольга, дочь Головань Василия Никоновича  живет в Ростове.  Валентина Николаевна – в Раевской, теперь они  созваниваются.
Валентина Николаевна  так же рассказала про свою семью в годы ВОВ. Мама немного знала немецкий, т.к. служила у панов в Харькове. Ее звали Анна Акимовна Павлова. Сама родом из станицы Раевская. Перехала на заработки в 20 году в Харьков. Детей было 4-ро детей. В 20-м году вернулись в станицу. Николай сергеевич Волков умер в 1940 годую Сестра старшая Елена Николавна Волкова в войну ловила прожекторами самолеты. О войне Валентина Николаевна не все помнит, но день, когда праздновали день Рождения Гитлера врезалось в память. Луна была тоненькой-тоненькой, а на краю ее – звезда горела. Немцы очень испугались этого.
Все, что можно было есть, немцы забирали. Мама спрятала кукурузу под матрац, этого хватило, чтобы посеять весной. Мамалыгу варили, сушили боярышник, делали лепешки. Братья Василий 28 гр, и Григорий 31 г.р.  Брат однажды отказался мыть немцам котелок – его чуть не расстреляли. Мама спасла –знание языка помогло.
Как-то Валентина шла по дороге к дому по улице, а ездили немцы везде. Вот мчится мотоцикл прямо на нее, она отпрыгнула, а куклу из рук выронила, а немец по ней проехал. Валентина так плакала, что до сих пор помнит. Игрушек не было, а куклу ей еще до войны подарила – голова глиняная, а сама она тряпичная. 
19 сентября освободили станицу. Она никогда не забудет, как ее взял на руки солдат и стал подбрасывать вверх. Все были невероятно счастливы. Поздравляли друг друга и радовались.




12.07  Информационная справка 
Поисковая экспедиция Валентина Степановна Корюгина.
 
В сентябре 1942 года постреляли всех собак и кошек. Больних немцы убили. Из домов выставили, пришлось выкопать землянку. Когда было очень холодно, то немцы в дом их пускали. Даже конфетки давали, но мама говорила – не брать. Пионервожатую расстреляли сразу. Назначили полицаев. Над станицей самолеты часто летали, а в городе море было красным от крови солдат. Разговоров про войну почти не было, но казак Степан Лаврентьевич Бендюк ездил на переподготовку на Малую Землю на 2 месяца. Он был первым казаком станицы. Организовал партизанское движение. Дети 3 раза собирались, а в 4-й раз новенький предал всех. Расстреляли на окраине, самого Степана в тот вечер на собрании не было. Потом его и Ивана Ниценко отправили в Германию. Они пасли овец, коз, свиней, коров и всю войну там были. Им обещали хорошую жизнь после взятия Берлина, но они вернулись с солдатами домой.  Ивана судили, отправили на трудовые работы в Сталинград. Потом он там женился.
Румыны пришли в 43 и закрепились. Съели всех кур, колров, забрали абсолютно всю еду. Все перерывали, нашли корову в доме в кладовке – забрали.
Пришлось потом жить в землянке. И победу встречали там. Все затихло – бегут наши: «Мы – русские! Выходите!» Стреляли вверх и кричали: «Победа!»





15.07 Информационная справка
Поисковая экспедиция
 
В этот день ребят ждала беседа с ветераном ВОВ, жительницей блокадного Ленинграда Гузий Таисией Яковлевной 22.10.1929 г.р.  Когда началась война ей было 12 лет. Все время, пока длилась война, Таисия Яковлевна работала на секретном заводе номер 20, на котором работал и ее отчим. Вставала в 4 утра и вместе со старшими ребятами или пешком на завод.  Опоздание на 25 минут грозило наказанием: лишение свободы на несколько дней, а за прогул рабочего дня   могли  отправить в тюрьму на несколько лет. Никто не опаздывал и все подростки постоянно работали. Кроме того, они дежурили на крышах домов и сбрасывали вниз, с домов, фугасы. После бессонных ночей они все равно отправлялись на завод. Если кто-то засыпал на работе, то  ребята жалели и  давали часа два поспать. 
Учиться после войны Таисия уже не смогла.  Она вышла замуж и продолжилась  ее трудовая жизнь в колхозе. Работала дояркой. Через 9 лет  переехали в станицу Раевскую. Жили и трудились. По семейным обстоятельствам снова поехали в Ленинград на несколько лет. Сделали все документы и вернулись на юг. Таисия Яковлевна всегда работала. И считает, что нужно не падать духом. Ее тетя в годы войны поступила неправильно. Муж был ранен – она поехала к нему в госпиталь - он умер. Вернулась в город - оказалось, что старший сын потерял все продуктовые карточки. Есть было совсем нечего, и она отравила всех четверых своих детей и выпила яд сама. До сих пор Таисии Яковлевне больно, что тетя именно так поступила. Их смерть она видела сама. Зашла к ним: окна выбиты, очень холодно. А тетя лежит на столе – замерзает. Она к ней, а та - « Не трогай меня, я хочу замерзнуть. Я хочу к своим деткам. Они уже все  - там». Таисия зашла в комнату – а там трупы сложены в ряд. Было очень тяжело. И эта картинка так и осталась в памяти навсегда. И рассказ о ВОВ навсегда связан с этой горькой потерей целой семьи.  Семья Таисии Яковлевны все беды пережила, главное беречь саму жизнь. Она имеет величайшее значение, надо радоваться каждому дню.
16.07 Информационная справка  учитель
Поисковая экспедиция Поисковая экспедиция
Историю казачества – история нашей страны. Казаки всегда защищали отечество и правители обращались к казакам, когда нужна была помощь в решении военных конфликтов. О роли казаков в истории страны ребятам рассказал бывший  работник архива Валентина Васидьевна  Олейник.
 






17.07 Информационная справка
Поисковая экспедиция Мареш Нина Иосифовна и Антонина Иосифовна 1925года.
 
Антонина вместе с подругой накануне 22 июня 1941 года  ушла к тетке в Абрао-Дюрсо. Когда стала одни домой – узнала, что началась война. Вернулась к тете. Дорогу  наши взорвали, когда отходили. И завалы пришлось разбирать детям. Потом ситуация повторилась. Немцы – взорвали тоннель и дети снова работали над восстановлением дороги.
В годы войны пришлось трудно. Семья держалась вместе, старались собирать травы, коренья – все, что можно было есть. Варили суп из крапивы, пекли лепешки. Хлеба катастрофически не хватало. Как выжили сами не знают.
18.07 Информационная справка
  Систематизировали записи и составили фотоотчет о проделанной работе.

19.07  Информационная справка
Подвели итоги работы летней патриотической площадки «Патриоты Кубани».  Отчитались перед руководством школы.



Рецензии