1979 Масленица. Тираж 100 тысяч и первый гонорар

1979 Масленица. Тираж 100 тысяч и первый гонорар

Согласитесь, слова «тираж» и «гонорар» обладают для творческого человека какой-то особой магией. Особенно, если тираж большой, а гонорар – первый. Я эту магию испытал в 1979 году, когда в издательстве «Молодая гвардия» вышла тиражом 100 тыс. экз. книга «Праздники, обряды, традиции» (2-е изд/Сост.: Б. Марьянов, - 159 с., ил.), ценой 60 копеек. А мой первый гонорар был 17 рублей 4 копейки. Причем в этой книге я не написал ни строчки…

А история была такой. В 1975 году в МИФИ был создан еще один коллектив (кроме мужского хора МИФИ, о котором я уже написал не один мемуар) под руководством Нины Николаевны Кошеверовой.  По началу он назывался Школа Бального Танца (ШБТ), позже получившая название «ЭСТА-МИФИ». К этому моменту Нина Николаевна Кошеверова имела огромный творческий опыт, много учеников и последователей в области танца. Нина Николаевна изучала хореографию различных народов мира, русские народные танцы. Она старалась привить любовь к этому виду творчества среди учеников. В своей книге «Моя жизнь в танце» Нина Николаевна описывает как трудно было бороться с чиновниками за право существования «буржуазных» бальных танцев в СССР. Она способствовала становлению данного раздела культуры в России, пропаганде массового обучения танцу, превращению бального танца в популярную спортивную дисциплину. У нас в МИФИ с чиновниками Нине Николаевне бороться не пришлось. Ректор В.Г. Кириллов-Угрюмов только приветствовал появление такого коллектива. И помогал его становлению.

Н.Н. пишет в своей книге как зарождалась ЭСТА: «…пришли ко мне мои ученики, занимавшиеся когда-то в Доме пионеров, а ныне студенты МИФИ. Они уговорили меня прийти к ним в МИФИ. Очень хотелось ребятам танцевать!» (Кошеверова Н. Н. «Моя жизнь в танце». - М.,2004.)

«Итак, 1975 год. По маленькому объявлению на занятия бального кружка пришло 70 студентов - 50 юношей и 20 девушек: нескладные, смущенные …» («Инженер-физик» № 14-15 от 05.05.87). Затем к ним присоединились девушки из окрестных школ, узнавшие о том, что в МИФИ есть школа бальных танцев. Первые занятия стали проводиться в актовом зале административного корпуса студгородка МИФИ. А потом занятия уже проводились в ДК «Москворечье» и в актовых залах окрестных школ.

Здесь, пожалуй, стоит сделать несколько уточнений к статье в газете «И.-Ф.». Кроме студентов на занятия танцами стали приходить и молодые инженеры-физики, выпускники, среди которых оказался и я. Ясно, что пройти мимо такого события я не мог. К тому же появился хороший шанс изучить в деталях науку «касания трех полов». Так мы тогда шутили в мужском хоре (в ШБТ тех времен были и другие хористы) насчет бальных танцев… Бурление крови, игра гормонов, магия движений под музыку…

Не сразу все устроилось.
Москва не сразу строилась,
Не сразу зал нашелся,
Паркет и зеркала.
Но самбой растревожена,
И вальсом заворожена
Найдет местечко парам,
А юношам – партнерш.

Школа танцев, школа танцев!
то там кружит перед нами?
Это юноши изящных
В Вальсе девушек ведут.
Парни с видом деревенским
Приобщились к вальсам венским.
Николавна, мы пробьемся –
Верность танцам сохраним!
http://proza.ru/2022/01/29/1643 - 70-е. Вальс ЭСТА

Я думаю, что еще напишу воспоминания о ШБТ. Не писать же воспоминания только о великолепном мужском братстве в виде хора МИФИ. Наверное, пора уже наконец и про «тираж» и «гонорар» поговорить.

В упомянутую книгу про праздники, обряды и традиции, обожаемая мною, Нина Николаевна написала статью «Как студенты зиму провожали»:

«Когда этот чудесный праздник был в разгаре, и водились хороводы, и шли штурмом на снежную крепость, никто уже не вспоминал, как, собственно, возникла мысль провести его. А ведь этому радостному действу предшествовало стремление возродить добрую народную традицию.  Инициатива тут принадлежала студентам МИФИ, занимающимся в школе современного бального танца… В середине марта, когда студенты пришли на занятия в институт, увидели во дворе (перед входом в институт) фигуру Снеговика. На его снежной груди висел краткий призыв: «В Звенигород!»… На проводы зимы!

И дальше в статье: «В широкий круг ряженых «влетает вестник весны – маленький «куличок». Это ему предстоит отомкнуть Весну-красну. Веселая пестрая толпа спускается с горы в долину. Парни несут чучело Масленицы, а девушки – изображение Ярилы. С гор катаются на санях. Водят веселые хороводы. Состязаются борцы, пекутся блины – их разносят в расписных лотках. Блинов хватило на всех…»

И там был. И хороводы водил. И молоденьких девушек в снегу валял… А еще фотографировал. Люблю я это дело. И, видимо, не зря! Когда у Нины Николаевны возник вопрос о фотографиях для книги, я тут как тут. Вот, пожалуйста!

Вот так я получил свой первый гонорар за публикацию нескольких фото в книге, изданной тиражом в 100 тысяч экземпляров.


Рецензии
Что ли из за гормонов на танцы идти?
Я например в первом и во втором классе на танцевальный кружок...

В Туркмении мне платили очень хорошие гонорары в альманахах.
В газетах небольшие гонорары, но печатали в всех
периодических изданиях, какие были. Зачем уехали?

Эдуард Дождливый Четвёртый   01.03.2024 08:41     Заявить о нарушении
Произведение Автор Рейтинг
1 1979 Масленица. Тираж 100 тысяч и первый гонорар Валерий Лапшинский 17
2 Планета у нас одна Владимир Чугай 9
3 Ковидный совет Александр Михельман 9

Эдуард Дождливый Четвёртый   01.03.2024 08:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.