про декорации

   
     На завтрак мы немного припозднились. Выходной же. И в тесноватом зальчике гостиничного ресторана, по внезапному прекращению всеобщего гомона и щебетания, как-то сразу ощутили себя в центре внимания ... В воздухе явно ощущалась разница потенциалов и другие предгрозовые признаки. А ещё у автомата с колотым льдом стояли три огромных "шкафа" и задумчиво-оценивающе пялились на нас. Сверху вниз. Когда так смотрят, самое главное не обращать внимания и быть выше. Выше чего конкретно, никто не знает, но так принято выражаться. Насчёт не обращать внимания сложнее, поскольку в таких случаях желательно не терять объект из виду. И не поворачиваться спиной.

     Пока мы, кося глаза одновременно во все стороны, осматривали ассортимент блюд, один из "шкафов" поставил стакан и направился в нашу сторону.

     - Привет парни! Как дела?

     На нём была светлая, в обтяжку, рубаха с причудливой шёлковой вышивкой на плечах и по рукавам, тяжёлая узорчатая бляха на ремне и ковбойские сапоги. Всё, как в кино про дикий Запад. Не хватало только шляпы. И коня.

     - Это вы там вчера у бассейна шумели?

     Типичный риторический вопрос. Для затравки. Любой ответ заведомо неправильный. У себя на районе знаешь, что сказать и как сделать. А здесь? На всякий пожарный, в таких непонятных ситуациях нужно вести себя дипломатично. И в рамках закона. Или понятий. Понятия на сленге нынешних международных отношений называются "порядок, основанный на правилах". Вроде всё ясно. Одна проблема - правила знает только тот, кто их придумывает.

     И тут главное ненароком не спровоцировать третью мировую ...

     А началось всё с того, что калифорнийские друзья пригласили Димку на рыбалку. В океан. Как положено, с ночёвкой. Димка вернулся на следующий день к обеду с приличным "выхлопом" и со здоровенным, под метр, свежепойманным лососем. Что делать с рыбой, с учетом отлёта вечером в Техас, было неясно. Но и спрашивать у потомственного одессита - "Брал-то зачем?!" ... немного некорректно. Тут, сами понимаете, не он виноват. Генетика и магия местности.

     Немного поразмыслив, мы спустились в лобби-бар и попросили сделать тосты. А ещё попросили немного соли. Соль была в узких бумажных пакетиках по два грамма. Клиентам бесплатно. Мы взяли всю, что нашлась под стойкой. Весь пакет. Примерно полкило. У бармена при этом немного подрагивали руки и дёргалось веко. Возможно, тоже что-то генетическое. Но держался он молодцом. Улыбался неестественно белыми зубами и только твердил "Плиз, плиз!!!".

     Мы вскрыли лосося и начали дегустацию. Срезали на тоненькие ломтики часть спинки, чуть посыпали солью, выложили на покромсанные на четвертинки тосты и употребили под молодое калифорнийское. Тоже с тостами.

     Рыба была немного пряной на вкус и романтично пахла океаном. Тихим и глубоким. В Техасе океана не намечалось и мы окончательно поняли, что этому лососю суждено лететь с нами. А уже на месте разберёмся почему.

     После творческого, но скрупулёзного посола, стол оказался усыпан рваными пакетиками, а рыбья тушка завернута в пляжное полотенце, в несколько слоёв местной рекламной прессы и поверх глухо обмотана скотчем. Как мумия египетского фараона. Чтобы в аэропорту ни у кого не возникло соблазна развернуть наш свёрток и вдохнуть океанской свежести.

     А ни у кого и не возникло. Несут себе ребята в салон что-то под мышкой и несут. В ту пору, а происходило это примерно за год до сентября две тысячи первого, внутренние рейсы в Америке досматривались примерно также,  как  кондуктором  переполненный трамвай в час пик. Без лишнего энтузиазма.

     В Остин мы прилетели около десяти вечера. Пока добрались до отеля, пока заселились, стало уже совсем поздно и выход в город решили отложить на завтра. К тому же на территории обнаружился просторный бассейн, а в баре, хоть и мексиканское, но пиво. Лосося, в соответствии с нашими национальными обычаями, мы разложили на газетке, прямо на бортике бассейна.

     Примерно через час нас посетил портье и извинился за то, что песни белорусских партизан понятны не всем постояльцам их пятизвёздного отеля. Как и плавающая в бассейне рыбья чешуя. Отдельно он просил прощения, что в холодильнике напрочь закончилось пиво ...

     Следуя местным обычаям, общение со "шкафом" мы тоже начали с превентивных извинений. Но не отводя взгляда.

     - Привет! Извини за неудобства! Это не намеренно! Мы просто поздно прилетели, хотели немного отдохнуть!

     Кто знает, подтвердит - Америка Америке рознь. А штат Техас вообще отдельная страна. И белые люди здесь преимущественно красиво одеты, упитаны и поглядывают на мир вокруг слегка свысока. Как эти "шкафы". Совсем не похожие на деловых сушёных селёдок северо-востока или торкнутую бледно-голубую моль юго-западного побережья. К тому же местные ребята обожают лихую ковбойщину во всех агрегатных состояниях. Магия места, наверное.

     - И выпили всё пиво?! Я видел ваш релакс! А что у вас на газете было?! Рыба?!

     - Да, это наш товарищ … Вот он! - Мы указали на Димку. Димка немного побледнел, но кивнул и с видом «так уж получилось» развёл руки в стороны. - Привёз утром вчера с рыбалки!

     - Вы сырую рыбу ели?!

     - Ну, не совсем сырую ... Посолили!

     - Странные вы, ребята ... А вы вообще откуда?!

     -  Из России!

     Гальваническую цепь мгновенно разомкнуло. Напряжение упало. Изумленный "шкаф" вытаращил глаза, радостно хохотнул и, обернувшись к друзьям, махнул им рукой, мол, идите сюда. Тут свои.

     Закончив завтрак, мы вместе пошли проведать остатки лосося. Настоящие ковбои не едят рыбу. Тем более сырую. Но пробуют. Никаким океаном лосось уже не пах, да и выглядел довольно куце и жалко. Правда, это ни на что не повлияло. "Шкафы" хоть и запредельно осторожно, но зажевали по ломтику, изрядно уже просолившейся, рыбы и весьма живой мимикой и жестами продемонстрировали изумление и восторг от русской кухни и русских обычаев.

     И тут Димку, после схлынувшего стресса, внезапно пробило  на локальный патриотизм ... а ничего не поделаешь - генетика ... и Димка поведал собравшимся, что он лично из Одессы. Абсолютно вольного города. И одессит это вообще-то совершенно отдельная и независимая национальность, культура и кухня.

     Цепь опять замкнуло. Сообщение вызвало у "ковбоев" недоумение и отчасти ступор.

     - Погоди!? Так ты техасец?! Мы тоже из Одессы!?

     На противоположной половине земного шара у Димки внезапно обнаружились техасские земляки. Целый город. Примерно в часе лёта от Остина.

     Эпохальное географическое открытие пошли отмечать на "Шестую улицу". В эпицентр музыкальной вселенной, плотностью заведений и сдвинутых персонажей на единицу площади, напоминающей Думскую или Рубинштейна в благословенном Петербурге. Там мы несколько часов зигзагами ходили из заведения в заведение, пока в конце концов не упёрлись в огромную толпу, оседавшую кабачок на перекрёстке. В кабачке играла затейливую музыку какая-то, видимо лучшая сегодня на "шестой", группа, а на тротуарах и мостовой в такт музыке мельтешили и общались различные причудливые особи в весьма разнообразных состояниях и гордо гарцевала конная полиция. Всё происходящее было забавным, но, несмотря на призыв “Keep Austin weird”*, у столицы Техаса не обнаруживалось никаких существенных отличий от любых других столиц мира. Разве что полицейские кони поупитаннее.

     Однако, через пару дней ...

    Из классики известно, что мир театр, а люди в нём актёры. Поэтому одним из важнейших искусств является что?!

     Нет, не театр! И не кино!

     Одним из важнейших искусств является умение расставлять декорации. Так, чтобы зрители принимали фанеру за реальность. И не замечали деревянных подпорок и облупившейся краски. Или то, что всамделишные ковбои не носят джинсы. И даже "техасы". И, разумеется, не грабят поезда. Некогда им. Коров надо пасти. Поезда и народы грабят другие профи. Пока доверчивые простаки смотрят постановки про ковбоев.

     С американским опытом грамотной расстановки декораций мы встретились лицом к лицу на заводе компании Dell.

     Ну и, конечно же, владелец компании Майкл, как гласит легенда, не получил образования. И, конечно же, первый компьютер на продажу собрал, то ли на скамейке в парке, то ли в гараже. Скорее всего, как коренной техасец, из конской сбруи и запчастей к "Мустангу".

     Но всего лишь через пять лет вместо гаража мы обнаружили супертехнологичное производство полного цикла - от набивки элементами печатных плат, до финишной сборки и прохождения вибротряски и климатических испытаний готового изделия. И ни единого ковбоя. Лишь негры и индусы. Не путать с индейцами.

     Последней производственной операцией была упаковка ...

     Я помню горячие "экспертные" споры тех лет о качественной разнице между "белой", "жёлтой" или "серой" "сборкой", когда надпись на шильдике определяла статус и стоимость "компа". И помню, как работали целые "фабрики" в наших отечественных гаражах по производству ... нужных шильдиков. Смешно, конечно, только многие и сейчас верят, что товар с наклейкой "надкушенное яблоко" просто обязан стоить дороже.

     А тогда, четверть века назад, мы с изумлениеи лицезрели, как PC, произведенные целиком и полностью в Техасе, аккуратно упаковываются в картонные коробки с надписью "Сделано в Тайване". И это практически всё, что нужно знать про принципы, мораль, макроэкономику, геополитику и голливудское кино ...

     Кстати. Солёная рыба под пиво это наша национальная традиция и вполне себе мировой бренд. И каждый из нас безусловно обладает правом, в порядке, основанном на наших собственных правилах, употреблять это где хочет, как хочет, сколько хочет.

     Без напряжения. И в любых декорациях.

* "Сохраняйте странную атмосферу Остина”


Рецензии