Обнаженная маха

                Обнаженная маха.

          Интерес к искусству кино у меня начал проявляться с самого детства. Это касается просмотра художественных фильмов именно на большом экране кинотеатров, а не по телевизору. К тому же, телевизор в нашей семье появился, когда я уже работал. Мало, что помню из детсадовского периода. В детский сад мама отводила меня в понедельник утром и забирала в субботу вечером после работы. А вот то, что мама среди недели могла неожиданно забрать меня после работы из сада, чтобы вместе пойти в заводской клуб на просмотр фильма, хорошо запомнилось. Так, например, впервые узнал о великом Чарли Чаплине.
          Кинотеатры самостоятельно начал посещать с первого класса. В шаговой доступности от дома их было несколько. В 10-11 лет с ребятами объездили чуть ли не все кинотеатры Москвы, а в 14 лет впервые приобрел абонемент в «Иллюзион», расположенный в знаменитой сталинской высотке на Котельнической набережной. С этого момента началось серьезное приобщение к киноискусству. Не пропускал ни одной новинки, всегда с нетерпением ждал открытия Московского международного кинофестиваля, стал постоянным посетителем клубной библиотеки, где читал все о кино и даже специфические издания, в которых печатались сценарии к фильмам.
          Фильм «Обнаженная маха», вышедший в советский прокат в 1968 году, пропустить не мог. Во-первых, завораживало название, во-вторых, одну из главных ролей играла несравненная Ава Гарднер, которую раньше видел только на фото в журналах. Главное, мне очень хотелось посмотреть этот фильм вместе со своей одноклассницей, моей будущей супругой Любой. Посмотрели. Был разочарован. Ничего особенного не увидели. Почти нет эротических сцен, а сам живописный шедевр Франсиско Гойи «Маха обнаженная» промелькнул лишь в эпизоде. В общем, кроме как на безумно красивую Аву Гарднер смотреть было не на кого и не на что. Современная версия этого фильма с Пенелопой Крус, вышедшая на экраны в 1999 году, тоже не произвела впечатление.
          В то время, в 60-х годах прошлого века, я дружил с парнем из нашего дома по прозвищу Мишка-художник. Он был старше меня на пару лет и уже учился в художественном училище. Мишка и его старшая сестра с раннего детства ходили в изостудию. Их мама работала дворником в нашем дворе, а дети учились в школе-интернате. Позже они получили серьезное художественное образование. Михаил стал заниматься реставрацией церквей, а сестра трудилась в архитектурной мастерской. Удивительно, но несмотря на такое непростое детство, они достигли определенных вершин в жизни.
          У меня в младших классах тоже была склонность к рисованию. Даже сохранилась книга в качестве приза за первое место в конкурсе школьных стенгазет. Возможно, общие интересы и то, что оба росли без отцов, нас и сблизило с Мишкой-художником.
Кто-то из маминых знакомых подарил мне необычный для того времени импортный автокарандаш, в котором был мягкий грифель толщиной с мизинец. Такого «чуда» ни у кого не было. Когда я показал его Мишке, он этим карандашом в течение 40 минут написал мой портрет и принялся активно выпрашивать чудо-инструмент. Сначала я ни в какую не соглашался. Но поскольку, к тому времени, к рисованию уже был равнодушен, карандаш всё-таки достался Мишке. Наша дружба стала ещё крепче, а тот портрет сохранился до сей поры.
          После просмотра фильма «Обнажённая маха» сижу дома и задумчиво смотрю на студийное фото моей будущей супруги. И вдруг осенило. Хватаю фото и бегу домой к Мишке-художнику, рассказываю о фильме, о картине Гойи. Он тут же достает репродукции художника, и мы рассматриваем обнаженную маху. Мишка молча смотрит на меня и затем спрашивает: «Ну и что?». Я, с мольбой в голосе говорю: «Надо нарисовать один в один, но с лицом и прической Любы, как на фото». Ответ был неожиданным и категоричным: «Голых никогда не рисовал и рисовать не буду!». Но тут же предложил изобразить оригинальную версию Гойи «Маха одетая». Теперь уже я был не согласен. И только после упоминания о подаренном чудо-карандаше, Мишка сдался. Передал ему фото Любы с просьбой не оставлять на видном месте и высказал свои пожелания к будущему произведению.
          Через пару дней получил карандашный рисунок на стандартном альбомном листе. На нём была изображена моя девушка так же, как на полотне Гойи. Сходство с Любой было феноменальное. У меня даже дух захватило. Мишка ушел, а я никак не мог сообразить, куда спрятать рисунок. Любе его долго не решался показать. Так и любовался им в одиночестве. Она увидела этот шедевр только после нашей свадьбы и была совсем не в восторге. Рисунок ей абсолютно не понравился. Досадное фиаско! Он ещё долго хранился среди старых бумаг в квартире моей мамы, а после ее смерти бесследно исчез во время ремонта.
          Михаил, будучи приглашённым на нашу с Любой свадьбу, в перерыве между поздравлениями молодых рассказал мне забавную историю, связанную с этим рисунком. Оказывается, он у него долго не получался. Во время творческих мук он вышел на улицу на перекур, а незаконченный рисунок оставил на мольберте. Его сестра Нина, обладающая острым взглядом художника, спросила, когда он вернулся: «Что-то лицо знакомое. А не та ли это девушка, которую я видела несколько раз с Володей? Как тебе удалось нарисовать ее обнаженной? Она, что тебе позировала?». На что обескураженный, но не растерявшийся Михаил, как можно равнодушней, ответил: «Ну что ты? Это всего лишь попытка нарисовать карандашную копию с картины Гойи». И кивнул на репродукцию картины «Маха обнажённая», закрепленную на мольберте рядом с рисунком. Слава Богу, фото Любы там не оказалось. Не знаю, удовлетворилась ли Нина объяснениями брата, но мне с тех пор стало казаться, что она при каждой встрече с нашей парочкой пристально посматривает то на меня, то на Любу. Видно, что-то навевало… из творчества Франсиско Гойи. А я вспомнил, что знаменитый художник эпохи романтизма, даже перед лицом совсем неромантичной инквизиции, наотрез отказался назвать женщину, которая ему позировала.

P.S.  Как известно, искусство требует жертв. В этой истории обошлось без пострадавших. Имели место лишь лёгкие морально-психологические инсинуации.


  Влад Боков.               
                16.02.2024.


Рецензии