Мой любимый герой

                Мой любимый герой

     Я русский и люблю русский язык. Но мои отношения с родным языком всегда складывались довольно напряжённо. Сейчас, конечно, стало намного проще. Появились компьютерные программы, которые устраняют или указывают на орфографические ошибки, помогают со знаками препинания. Но все равно остаются проблемы с массой других правил, оборотов, изложением и так далее.
        В начальных классах у меня была слабая троечка по русскому языку. И это при том, что по окончании 3-го класса, который завершал обучение в начальной школе, по остальным предметам были одни пятерки. Школьная история «дружбы» с русским языком продолжалась и дальше в том же духе. Вплоть до 10-го класса имел твердую тройку и только ко времени окончания школы вышел кое-как на очень неустойчивую четверку. При этом по литературе всегда учился на четыре и пять.
        На вступительных экзаменах в первый институт, куда поступал после окончания школы, завалил сочинение. Это был МИРЭА (Московский институт радиотехники, электроники и автоматики). Ошибок было выше крыши. История повторилась и при поступлении в МИУ (Московский институт управления). На апелляционной комиссии мне, уже умудренному жизненным опытом 25-летнему абитуриенту, удалось очень убедительно доказать, что в сочинении были не орфографические ошибки, а просто описки. Например, слово «большевик» в трех местах в тексте написано через «а». Разве это ошибка? Это же «большевик!» Председатель комиссии, слушая меня, одновременно просматривал папку с документами, где, наряду с другими, находилась и моя очень содержательная характеристика с места работы. В ней значилось, что абитуриент на момент поступления в ВУЗ является кандидатом в члены КПСС, работает старшим инженером-технологом оборонного предприятия, является активным общественником, рационализатором и т. д. и т. п. После моего эмоционального выступления, он попросил задержаться и подождать его в коридоре. Вскоре председатель комиссии вышел и отвёл меня в сторону. Вердикт гласил: с учетом всех документов, положительных характеристик и результатов вступительных экзаменов я зачислен в институт в качестве студента. Надо сказать, что полностью оправдал доверие во время учёбы, ни разу не завалив ни одной экзаменационной сессии, и в итоге, получив диплом инженера по организации управления производством со средним баллом по совокупности всех изучаемых предметов 4,5. 
       Уже тогда задумался: почему в наших ВУЗах не изучают русский язык? На протяжении многолетней работы постоянно сталкивался с вопиющей безграмотностью не только рядовых инженеров, руководителей среднего звена, но и начальников повыше. Для многих из них составление служебных записок или подготовка технических документов превращались в целую проблему. Да что там документ?! Даже при заполнении готовых форм иногда возникали совершенно нелепые вопросы. Порой сам этим страдал, но был бесконечно благодарен тем руководителям, которые вникали в суть написанного, набирались терпения, правили мои опусы, а не раздражённо выбрасывали их в мусорную корзину.
        Сложности с русским языком наблюдались и у моих сыновей. Только громадное упорство и терпение моей супруги помогало им в его освоении. Дело в том, что она работала делопроизводителем в паспортном столе и положение просто обязывало, как мы сейчас говорим, быть в тренде. К тому же, с русским языком у нее всегда было все в порядке. Как только у ребят в школе диктант или сочинение – ждем тревожных известий. Конечно, за двойки ругали, разбирали ошибки, писали дома дополнительные диктанты. Но однажды моего старшего сына Андрея за двойку по сочинению никто не стал ругать. Даже не думали это делать. И не только мы, его родители, но, самое поразительное, и учитель тоже.
Андрею было 12 лет. Тема очередного сочинения: «Мой любимый герой». Кто-то пишет про Юрия Гагарина, кто-то про Александра Матросова, кто-то о других славных героях. Мой сын выводит первую строчку: «Мой любимый герой – мой папа». Дальше на 3-х страницах он излагает почему. Орфография – наш семейный рок. За раскрытие темы и изложение сочинения оценка пять баллов, за русский язык – два. В мою память навсегда врезалась та тема сочинения и пятерка сына. Двойка тоже запомнилась, но в меньшей степени. Учительница Андрея, педагог с большим стажем работы тогда сказала, что никто из ее учеников прежде эту тему так не раскрывал.
       Андрей, спустя 40 лет вспомнил об этом эпизоде из своего далёкого детства в своём поздравительном тосте на моем дне рождения. Это не только растрогало меня почти до слез, но и укрепило мнение в том, что наш русский язык способен очень тонко ухватить и эмоционально выразить суть вещей. Наличие ошибок не приветствуется, но в некоторых случаях это не главное.
        P.S.  Да здравствует великий и могучий русский язык!
Работа над ошибками продолжается.


Влад Боков                05.02.24


Рецензии