5 великих картин и 5 великих художников. Часть 1
Как ни крути, а рассказ о великих произведениях живописи нельзя начать с другой картины. Эта картина великая хотя бы потому, что самая известная в мире, потому что она – легенда.
Она была написана в начале XVI века. Это было, вспомним, время великих перемен. Географические открытия, сделанные в эту эпоху, оказали судьбоносное влияние на жизнь людей в Европе и в мире в целом. Речь не только о становлении национальных государств, мировых, по сути, войнах, распределении сфер влияния между государствами, бурном росте промышленности и торговли.
Да всё это происходило в XV-XVII веках. Но главное, что произошло тогда – у человека расширился горизонт, в прямом и переносном смысле. Мир вокруг стал шире. И расширилось сознание, появилось другое восприятие себя и мира. В противоположность господствовавшей ранее в иконописи идее о том, что только божественное заслуживает внимания, на первый план выходит интерес человека к себе самому и к природе, к внешнему миру. Ведь и мир, и природа, и человек созданы Богом, это всё – его отражение.
Появляются такие труды, как популярный в то время трактат итальянского гуманиста Джанноцо Манетти "О достоинстве и превосходстве человека", в котором главная жизненная задача человека формулируется как деятельность и познание. Источником знания о мире становится не только божественное откровение. Высокими темпами идёт процесс накопления научных знаний. Добавим, что это и самая романтическая пора европейской истории – три четверти всех авантюрных романов и пьес вдохновлены этой эпохой.
Человек, для которого мир широк, и который чувствует себя достойной личностью, по-другому творит. Приходит и новое осознание живописи. В произведениях искусства появляется эмоциональность, попытка передать внутреннее состояние человека.
Леонардо да Винчи был самым ярким представителем своего времени, олицетворением его дерзости, драйва и величия, его возможностей и их блестящей реализации. Он был разносторонне одарённым человеком и великим учёным. Изучал мир через наблюдение, опыты и через искусство.
Секрет Моны Лизы в том, что да Винчи писал её не только как художник, но и как учёный. «Художник должен быть достаточно образован, чтобы заниматься искусством», – говорил Леонардо. Многие пропорции на картине построены по правилу золотого сечения, и таким образом математический эталон гармонии и художественный эталон красоты здесь соединяются воедино.
Законы космоса, мироздания гармоничны. В природе всё находится в балансе, подчинено определённому ритму. Природная гармония, встроенная в произведение искусства, воспринимается нами органично, как совершенство, вызывает положительные эмоции.
Леонардо и чувственно воспринимает этот мир: этот его тёплый передний план, светлый второй и холодный задний, это его неподражаемое сфумато, дарит неуловимое обаяние и прелесть этой женщине и атмосфере вокруг неё. Необыкновенная улыбка Джоконды – это результат мастерства, создаваемого гармоничным единством разума и чувств в человеке. Но что еще заключено в этой улыбке? Мы чувствуем, что есть что-то еще, но не можем сказать что...
Не верится тому, что на картине изображена жена флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Если последний заказал этот портрет, то почему же он его не забрал у художника? Деловые люди так не поступают. И потом, это было бы слишком прямолинейно, лобово, не по-леонардовски. Девушка на картине изысканно сложно сделана, со многими измерениями и смыслами, чтобы оказаться просто женой какого-то торговца. Более правдоподобной представляется версия о том, что прообразом модели была некая итальянская сеньора, которая имела прозвище "Весёлая", то есть La Gioconda по-итальянски (от лат. joc – шутка). Даже не ее саму, а её прозвище, великий мастер использовал для того, чтобы акцентировать внимание на своей идее. Посредством образа этой Джоконды Леорнардо смеется сам, он постиг нечто об этом мире, что он и вкладывает в эту картину, как послание потомкам – нам, в том числе.
У Моны Лизы нет ресниц и бровей. Кто-то даже придумал, что она их брила. Когда я была в Лувре, я пыталась разглядеть, и их, правда, не видно. Пишут, что в оригинале они были, но в процессе многочисленных реставраций были утрачены. Было бы здорово, чтобы кто-нибудь создал компьютерную программу, которая проанализировала бы картины Леонардо и его современников, и дорисовала бы Моне Лизе ресницы и брови. Чтобы было так, как написал её Леонардо; и чтобы она стала ещё красивее. Удивляет и колорит луврской картины. На ее копиях XVI века краски более яркие – зачем копиистам настолько отходить от оригинала?
На эту легендарную картину было несколько нападений. Поэтому она экспонируется, отделённая от зрителей заграждением и пуленепробиваемым стеклом. Поэтому, к сожалению, даже придя в Лувр, сложно её увидеть, невозможно рассмотреть детали. Есть сомнения в том, оригинал ли Леонардо находится в музее. После того, как в 1911 году она была похищена и потом только через два года возвращена, сложно быть уверенными в том, что оригинал, действительно, нашли и вернули, а не повесили копию для того, чтобы, что называется, спасти честь мундира. К тому же в СМИ была информация об экспертизе картины, показавшей определённые странности, например, что её живописный слой слишком тонкий (30-40 микрон, что тоньше человеческого волоса), и это не соответствует многослойной манере, в которой творил Леонардо. Примечательно, что такая, казалось бы, шокирующая информация особого эффекта не возымела. Людям нравиться верить в мифы. Особенно в те, которые они сами сочинили.
Картина с одной стороны, полностью раскрывает все тайны видимого мира, с другой стороны – остается тайной. Поэтому она и считается величайшей загадкой в искусстве. Мне кажется, каждый видит в ней себя. Каждый рисует ее сам. Вкладывает свой смысл. Это классический портрет эпохи Возрождения. И в то же время новаторский, имперсональный, замечу. Это очень ценный арт-проект – он очаровывает.
Джоконда не похожа на остальных женщин. Ее портрет как будто сделан с помощью какого-то изобретения. Мне не очень нравится мысль о том, что художник изобразил себя. Не столь важно, автопортрет это или портрет молодой женщины. Это ключ к пониманию природы сознания, которого никто пока не понял до конца. От нашего сознания зависит реальность, в которой мы живем. Но мы не умеем пользоваться этим ключом. Леонардо веселится над нами, словно говоря : "Вы обманутые дураки".
Свидетельство о публикации №224021800881
Однако для осуществления этой емкой научной работы нужны соответствующие приборы, технологии, нужно финансирование. Сколько денег необходимо для создания «русской Моны Лизы», физик объяснить затруднился".
Елена Троянская Третья 18.02.2024 15:11 Заявить о нарушении
Видимо, последняя выдумка джокондоведов - фильм про 4 лица Моны Лизы (якобы под видимым портретом скрыты три более ранних портрета других женщин).
http://yandex.ru/video/preview/16528055834369151950
Оксана Киповская 19.02.2024 18:48 Заявить о нарушении
Елена Троянская Третья 19.02.2024 20:54 Заявить о нарушении
Елена Троянская Третья 20.02.2024 18:43 Заявить о нарушении