5 великих картин и 5 великих художников. Часть 1

МОНА ЛИЗА
Как ни крути, а рассказ о великих произведениях живописи нельзя начать с другой картины. Эта картина великая хотя бы потому, что самая известная в мире, потому что она – легенда.
Она была написана в начале XVI века. Это было, вспомним, время великих перемен. Географические открытия, сделанные в эту эпоху, оказали судьбоносное влияние на жизнь людей в Европе и в мире в целом. Речь не только о становлении национальных государств, мировых, по сути, войнах, распределении сфер влияния между государствами, бурном росте промышленности и торговли.
Да всё это происходило в XV-XVII веках. Но главное, что произошло тогда – у человека расширился горизонт, в прямом и переносном смысле. Мир вокруг стал шире. И расширилось сознание, появилось другое восприятие себя и мира. В противоположность господствовавшей ранее в иконописи идее о том, что только божественное заслуживает внимания, на первый план выходит интерес человека к себе самому и к природе, к внешнему миру. Ведь и мир, и природа, и человек созданы Богом, это всё – его отражение.
Появляются такие труды, как популярный в то время трактат итальянского гуманиста Джанноцо Манетти "О достоинстве и превосходстве человека", в котором главная жизненная задача человека формулируется как деятельность и познание. Источником знания о мире становится не только божественное откровение. Высокими темпами идёт процесс накопления научных знаний. Добавим, что это и самая романтическая пора европейской истории – три четверти всех авантюрных романов и пьес вдохновлены этой эпохой.
Человек, для которого мир широк, и который чувствует себя достойной личностью, по-другому творит. Приходит и новое осознание живописи. В произведениях искусства появляется эмоциональность, попытка передать внутреннее состояние человека.
Леонардо да Винчи был самым ярким представителем своего времени, олицетворением его дерзости, драйва и величия, его возможностей и их блестящей реализации. Он был разносторонне одарённым человеком и великим учёным. Изучал мир через наблюдение, опыты и через искусство.
Секрет Моны Лизы в том, что да Винчи писал её не только как художник, но и как учёный. «Художник должен быть достаточно образован, чтобы заниматься искусством», – говорил Леонардо. Многие пропорции на картине построены по правилу золотого сечения, и таким образом математический эталон гармонии и художественный эталон красоты здесь соединяются воедино.
Законы космоса, мироздания гармоничны. В природе всё находится в балансе, подчинено определённому ритму. Природная гармония, встроенная в произведение искусства, воспринимается нами органично, как совершенство, вызывает положительные эмоции.
Леонардо и чувственно воспринимает этот мир: этот его тёплый передний план, светлый второй и холодный задний, это его неподражаемое сфумато, дарит неуловимое обаяние и прелесть этой женщине и атмосфере вокруг неё. Необыкновенная улыбка Джоконды – это результат мастерства, создаваемого гармоничным единством разума и чувств в человеке. Но что еще заключено в этой улыбке? Мы чувствуем, что есть что-то еще, но не можем сказать что...
Не верится тому, что на картине изображена жена флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Если последний заказал этот портрет, то почему же он его не забрал у художника? Деловые люди так не поступают. И потом, это было бы слишком прямолинейно, лобово, не по-леонардовски. Девушка на картине изысканно сложно сделана, со многими измерениями и смыслами, чтобы оказаться просто женой какого-то торговца. Более правдоподобной представляется версия о том, что прообразом модели была некая итальянская сеньора, которая имела прозвище "Весёлая", то есть La Gioconda по-итальянски (от лат. joc – шутка). Даже не ее саму, а её прозвище, великий мастер использовал для того, чтобы акцентировать внимание на своей идее. Посредством образа этой Джоконды Леорнардо смеется сам, он постиг нечто об этом мире, что он и вкладывает в эту картину, как послание потомкам – нам, в том числе.
У Моны Лизы нет ресниц и бровей. Кто-то даже придумал, что она их брила. Когда я была в Лувре, я пыталась разглядеть, и их, правда, не видно. Пишут, что в оригинале они были, но в процессе многочисленных реставраций были утрачены. Было бы здорово, чтобы кто-нибудь создал компьютерную программу, которая проанализировала бы картины Леонардо и его современников, и дорисовала бы Моне Лизе ресницы и брови. Чтобы было так, как написал её Леонардо; и чтобы она стала ещё красивее. Удивляет и колорит луврской картины. На ее копиях XVI века краски более яркие – зачем копиистам настолько отходить от оригинала?
На эту легендарную картину было несколько нападений. Поэтому она экспонируется, отделённая от зрителей заграждением и пуленепробиваемым стеклом. Поэтому, к сожалению, даже придя в Лувр, сложно её увидеть, невозможно рассмотреть детали. Есть сомнения в том, оригинал ли Леонардо находится в музее. После того, как в 1911 году она была похищена и потом только через два года возвращена, сложно быть уверенными в том, что оригинал, действительно, нашли и вернули, а не повесили копию для того, чтобы, что называется, спасти честь мундира. К тому же в СМИ была информация об экспертизе картины, показавшей определённые странности, например, что её живописный слой слишком тонкий (30-40 микрон, что тоньше человеческого волоса), и это не соответствует многослойной манере, в которой творил Леонардо. Примечательно, что такая, казалось бы, шокирующая информация особого эффекта не возымела. Людям нравиться верить в мифы. Особенно в те, которые они сами сочинили.
Картина с одной стороны, полностью раскрывает все тайны видимого мира, с другой стороны – остается тайной. Поэтому она и считается величайшей загадкой в искусстве. Мне кажется, каждый видит в ней себя. Каждый рисует ее сам. Вкладывает свой смысл. Это классический портрет эпохи Возрождения. И в то же время новаторский, имперсональный, замечу. Это очень ценный арт-проект – он очаровывает.
Джоконда не похожа на остальных женщин. Ее портрет как будто сделан с помощью какого-то изобретения. Мне не очень нравится мысль о том, что художник изобразил себя. Не столь важно, автопортрет это или портрет молодой женщины. Это ключ к пониманию природы сознания, которого никто пока не понял до конца. От нашего сознания зависит реальность, в которой мы живем. Но мы не умеем пользоваться этим ключом. Леонардо веселится над нами, словно говоря : "Вы обманутые дураки".


Рецензии
"Тем временем российские ученые... предлагают создавать сотни и тысячи идентичных копий «Моны Лизы» с помощью нанесения масляных красок лазером. Метод ограничен лишь качеством первоначального сканирования картины и недостатком финансирования российской науки, объясняет его автор, лауреат Государственной премии СССР, главный научный сотрудник Физического института им. Лебедева РАН.
Однако для осуществления этой емкой научной работы нужны соответствующие приборы, технологии, нужно финансирование. Сколько денег необходимо для создания «русской Моны Лизы», физик объяснить затруднился".

Елена Троянская Третья   18.02.2024 15:11     Заявить о нарушении
Всем хочется заработать ))
Видимо, последняя выдумка джокондоведов - фильм про 4 лица Моны Лизы (якобы под видимым портретом скрыты три более ранних портрета других женщин).
http://yandex.ru/video/preview/16528055834369151950

Оксана Киповская   19.02.2024 18:48   Заявить о нарушении
Авторы фильма никогда не имели дело с масляными красками.

Елена Троянская Третья   19.02.2024 20:54   Заявить о нарушении
Вершиной творчества Леонардо, по-моему, была "Тайная вечеря", но "Код да Винчи" Брауна включил и эту фреску в конспирологический дискурс.

Елена Троянская Третья   20.02.2024 18:43   Заявить о нарушении