Mysl Polska 5. Ханука и огнеборец Браун
<>†<>
ИИСУС И ХАНУКА
После угашения депутатом Гжегожем Брауном ханукальных свечек с помощью огнетушителя на него обрушились громы и молнии. А некоторые библеисты сочли нужным заявить, что Браун ошибся или даже солгал, утверждая, что Ханука — это родоплеменной, чуждый нам талмудический праздник. Возможно, с его стороны это была слишком резкая формулировка. Но как обстоят дела на самом деле? Я собираюсь рассмотреть событие с философской, богословской и политической точек зрения. Тогда оно предстанет в ином свете.
Ксендз-библеист, профессор Марчин Ковальский в «Речи Посполитой» утверждает, что заявление депутата Брауна достойно сожаления, поскольку и сам Иисус принимал участие в праздновании Хануки.
Итак, давайте разберемся, при каких именно обстоятельствах Иисус участвовал в праздновании Хануки, что из этого вытекает, и какое значение с точки зрения богословия это участие может иметь. В Евангелии от Иоанна* 10:22-42 мы читаем: «23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. 24. Иудеи обступили его Его и сказали Ему: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если ты Христос, скажи нам не обинуясь!» 25. Отвечал им Иисус: «Я сказывал вам, и не веруете; дела, которые творю Я от имени Отца моего, свидетельствуют обо мне. 26. Но вы не веруете, ибо вы не от овец Моих, как уже сказано вам... 30. Я и Отец — одно». 31. И опять Иудеи взяли каменья, чтобы побить Его...».
Таким образом, участие Иисуса Христа в праздновании Обновления Храма (Хануки) подтверждается текстуально. Евреи угрожают побить его камнями. Он говорит им: «37. Если Я не творю дел Отца Моего, не имейте Мне веры! 38. А если творю, а вы не веруете, делам Моим веруйте, да уразумеете и уверуете, что Отец во Мне, и Я в Нем». 39. И опять хотели они поймать Его, но ушел из их рук...». Этот отрывок показывает отвержение иудеями Сына Божьего. Они угрожают Ему побиением каменьями и вынуждают бежать из Иерусалима за Иордан.
Хануку еще называют Праздником возжигания света (евр. Хаг ха-Урим). Однако метафора света здесь имеет гораздо более глубокий смысл, чем исторические события, описанные в Священном Писании.
Речь идет о глубоко символичном событии. Праздник Обновления отмечался в ознаменование повторного освящения иерусалимского храма в 164 г. до н.э., произведенного по инициативе Иуды Маккавея после осквернения святыни царем из династии Селевкидов Антиохом IV Епифаном, который пытался обратить его в языческое капище.
Огни, зажигаемые в ходе данного празднования, являются не только напоминанием о повторном возжжении меноры, то есть используемого во время священнодействия золотого семисвечника, но означают еще и свет надежды на независимость государства Израиль, обеспечить которую был призван долгожданный Мессия. Согласно ожиданиям иудеев, Мессия должен был явиться в образе всемогущего царя земного, который установит всемирное царство Израиля.
Иисус, который возвещал в храме о себе как о Сыне Отца Небесного и Спасителе, правящем миром не на физическом, а на духовном уровне, освобождающем, как Добрый Пастырь, своих овец от ига греховности и указующем путь к вечному спасению в Царстве Небесном, именно в таком качестве был евреями отвергнут.
В отличие от физического света сего мира, от ханукальных свечей начиная и по любой другой его источник включительно, только Иисус Христос направляет на путь Любви всех людей независимо от их национальности и происхождения. Именно Он может принести духовный свет туда, где царит тьма как следствие наших слабостей, грехов, страданий, страха и смерти. Он готов к борьбе и величайшим жертвам.
Хотя Он и сознает, что будит в евреях враждебное к себе отношение, Он не только идет в Иерусалимский храм, чтобы дать свидетельство Истине и разогнать своим учением тьму ложных знаний и ценностей, но и продолжает сиять в ней по сей день, пока мы веруем в Его предназначение Мессии.
На всем протяжении своей тысячелетней истории Польша ассоциировала себя с Иисусом Христом и христианством. Озаренная Светом Истины, она не раз в своей истории переживала трудные времена, но выстояла во всех испытаниях. Этот Свет – наша сила, не только духовная. В этом Свете вырабатываются наиболее сильные стороны человеческого характера: мужество, стойкость, надежда, любовь.
Если рассматривать данный вопрос с точки зрения политологии, то можно выделить три основных способа завоевания страны: военный, экономический и культурный. Культурное доминирование — самый эффективный метод подчинения других наций, в результате чего они утрачивают свои традиции, а вместо них воспринимают чуждые себе ценности.
Чтобы этого не случилось, нам в Польше следует отмечать праздник Света Истины, зажигать его всюду, в Президентском дворце, в Сейме и во многих других местах. Этот Свет Истинный, исходящий к нам от Евангелия, ведет нас и все человечество к финальной цели, к добру и взаимной любви, а не к той ненависти, борьбе и разрушению, которые предстают сегодня перед нашими глазами и являются результатом отступления от Бога. Мы всегда должны помнить простую заповедь: «Любите друг друга». И знать, что любовь выражается в благих делах.
Хотя Ханука была установлена как еврейский праздник еще во II веке до нашей эры, на протяжении многих веков истинная причина ее возникновения, военная победа над Селевкидами, не выпячивалась. Это был древний праздник, но отмечался он скромно как в синагоге, так и дома.
Появление еврейского национализма и сионистского движения на рубеже XIX-ХХ веков оказало сильное влияние на празднование и переосмысление еврейских праздников, особенно Хануки. С тех пор она приобрела новое значение символа борьбы еврейского народа против иностранного гнета и публично отмечается диаспорами во многих странах как еврейский национальный праздник независимости. Добрался он и до Польши.
Следует ли отмечать его в польских государственных учреждениях в этом его понимании? Мы познали Свет Истины, и именно благодаря этому Свету мы можем преодолеть тьму современного мира. Поэтому нет смысла отмечать праздники тех, кто отверг этот Свет и до сих пор не хочет его принять.
Как же часто в наши дни на территории сегодняшнего Иерусалима дело доходит до инцидентов и случаев физической и вербальной агрессии против христиан со стороны ортодоксальных евреев! Христианский ответ на них – любовь. Любовь, однако, не означает смирения с культурным подчинением, заменой нашей традиции чужой и затмением Света Истины видимым светом.
Отвергая Сына Божия, мессианская идея становится ложной. Она становится не более чем политической идеей, мотивированной стремлением к мировому господству, суетным пристрастием к войнам, бунтам и революциям с целью установления вселенского царства на руинах остальных наций. Это не тот путь. «Придите ко мне все. Я — Свет миру», — говорит Он. «Я создал ваши руки для того, чтобы давать, а не для того, чтобы брать, и ваши сердца для того, чтобы любить, а не для того, чтобы ненавидеть».
Проф. В. Юлиан Кораб-Карпович, из книги «Позволь обнять себя любви».
MYSL POLSKA, № 7-8 (11-18.02.2024)
Автор – философ и политолог. Преподает в Англо-Американском университете в
Праге. Получил престижную премию Lady Davis Trust Award и был приглашенным
профессором Еврейского университета в Иерусалиме в 2021–2022 годах. Автор книги
«Социальная гармония» и других переведенных на несколько языков книг,
myslpolska.info/2024/02/10/karpowicz-jezus-i-chanuka/
Hanukkah Menorah Put Out With Fire Extinguisher By Polish MP Grzegorz Braun
www.youtube.com/watch?v=erlewOyVd2U
____________________________________________
Сноска Евангелие от Иоанна* 10:22 — "Был праздник обновления в Иерусалиме, и
была зима". Чин повторного великого освящения храма называется обновлением.
<>†<>
Свидетельство о публикации №224021800932