Великие маэстро Джакомо Пуччини часть 1

               
             Музыка вечна, а лучшие артисты навсегда остаются в истории мирового искусства. Используя всего 7 нот, итальянец Джакомо Пуччини увековечил свое имя и получил неофициальное звание последнего великого оперного композитора. Он является одним из трех самых исполняемых в мире авторов музыки наряду с Вольфгангом Амадеем Моцартом и Джузеппе Верди.

           Родился Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини в небольшом итальянском городке Лукке в регионе Тоскана 22 декабря 1858 года. Его отец Микеле, являющийся потомственным музыкантом, трагически скончался, когда мальчику было пять лет. На мать будущего композитора Альбину легла забота о девяти детях.
           Первым музыкальным педагогом Джакомо стал его дядя Фортунато Маджи, который преподавал в лицее, а также работал органистом и руководителем капеллы. Пуччини-младший выступал с церковным хором и исполнял музыку на органе с десяти лет.
          В восемнадцать лет он совместно с друзьями отправился в пеший путь от Лукки до Пизы ради того, чтобы послушать оперу Джузеппе Верди «Аида». Расстояние составляло 40 км в одну сторону. Именно те события повлияли на  Джакомо, что он впоследствии связал свою жизнь с оперой и музыкальным театром.
         Спустя четыре года, в 1880-м, начинающий композитор поступил в Миланскую консерваторию, в которой проучился до 1884-го. Все заботы о нем и его братьях и сестрах взял на себя родственник Николао Черу, который также оплачивал обучение Пуччини в музыкальном училище.

           В Милане Джакомо написал свою первую оперу «Виллисы» в рамках конкурса на лучшую одноактную пьесу среди молодых композиторов. И хотя молодой композитор не забрал главный приз, на него обратил внимание владелец издательского дома Джулио Рикорди, занимавшийся публикацией партитур.  Он  впоследствии издал почти все работы музыканта. Также дебютную оперу Пуччини поставили в местном театре «Даль Верде» весной 1884 года.

           Оперу «Эдгар», премьера которой состоялась в 1889 году, музыкальные критики и публика встретили достаточно сдержанно из-за неудачного сюжета. С момента ее выхода  Пуччини вносил новые отрывки в произведение и выкидывал старые, чтобы довести его до совершенства.
         Третья опера композитора получила название «Манон Леско»; она сочинена на основе одноименного романа французского писателя Антуана Франсуа Прево.  Публике так понравилась постановка, что актерам пришлось выходить на сцену для поклона больше 10 раз. Пуччини же после такого успеха стали называть единственным наследником Верди.

          Интересно, что премьера четвертой оперы, как и у предыдущей, состоялась в Турине 1 февраля, только тремя годами позднее. Она получила название «Богема». С написанием этого произведения была связана непростая ситуация: одновременно с Джакомо музыку к «Сценам из жизни богемы» писал другой композитор и по совместительству друг Пуччини Руджеро Леонкавалло.
В прессе разразился скандал, между обывателями вспыхивали споры о том, чья же опера произведет большее впечатление на публику и критиков. Сами музыканты из-за этого рассорились. В итоге, зрители  больше оценили творчество Джакомо.

       В конце XIX века европейцы восхищались драмой «Тоска», написанной итальянским поэтом Джузеппе Джакозой, и одноименной пьесой с блистательной актрисой Сарой Бернар в главной роли. Пуччини  настолько заинтересовал увлекательный сюжет истории, что он назначил личную встречу автору постановки Викторьену Сарду, чтобы получить право на создание музыки для пьесы.
          Работа длилась в течение двух лет, после чего состоялся премьерный показ оперы «Тоска» в театре Костанци 14 января 1900 года. Арию Каварадосси, звучащую в третьем действии, до сих пор добавляют в саундтрек к художественным фильмам.

        Одним из серьезных провалов в творческой биографии Джакомо Пуччини стала премьера постановки «Мадам Баттерфляй», которая состоялась 17 февраля 1904 года в центральном театре Италии Ла Скала. Причиной неудачи стали действия конкурентов и слишком длинный 90-минутный второй акт, который быстро утомил искушенных миланских зрителей.
        Джакомо  сразу взялся за исправление ошибок.  В результате она  преобразовалась  в трехактную и обрела второе дыхание на премьере в городе Брешиа 28 мая. Именно эту свою работу автор считал самой удачной.

      В 1910 году Пуччини завершил  очередную оперу  «Девушка с Запада». Выполненная в жанре оперетты, который в те годы активно эксплуатировали популярные композиторы Имре Кальман и Франц Легар, она стала очередным произведением в карьере Джакомо.
           В 1917-м решивший больше не браться за новый жанр Пуччини переделал оперетту «Ласточка» в привычную ему оперу. Следующий год ознаменовался премьерой «Триптиха» — трех одноактных пьес, вдохновленных творчеством Данте Алигьери и олицетворяющих разные состояния — ужаса, трагедии и фарса. Первая часть «Плащ» была навеяна адом, вторая «Сестра Анжелика» — чистилищем, третья «Джанни Скикки» — раем.

           Новая волна вдохновения настигла Пуччини в 1920 году, когда он ознакомился с пьесой Карло Гроцци, озаглавленной «Турандот». Композитор осознал, что ничего подобного еще не было в его творчестве, поэтому крайне увлекся идеей создать музыкальное сопровождение для нее.
         Но работа омрачалась перепадами настроения — Джакомо то приступал к ней с энтузиазмом, то забрасывал на неопределенное время из-за хандры и бессилия. В итоге последний акт так и остался недописанным из-за внезапной кончины автора. Доделывали ее другие музыканты, популярна версия Франко Альфано.

        Что касается личной жизни,  еще в молодости, в начале 1886 года, Пуччини вступил в связь с замужней женщиной  Эльвирой Бонтури, и уже в декабре у них родился сын, которого назвали Антонио (Тонио). Помимо новорожденного мальчика у женщины уже были двое детей. Она ушла от законного супруга в дом к сестре Джакомо, забрав с собой только дочь Фоску.
         Из-за этой внебрачной связи  разразился настоящий скандал, жители городка и родные музыканта ополчились против него. Однако смерть мужа Бонтури позволила паре вступить в официальный брак в начале 1904 года.
           По воспоминаниям современников, супруги сильно отличались характерами.  Жена,  хоть  и была привлекательной, отличалась скептичностью, строгостью, вспыльчивостью и страдала от частых вспышек депрессии.  Сам Пуччини был внешне элегантный, широкоплечий и высокий красавец,  обладал оптимистичным и мягким нравом и славился приятным  голосом.
           Не смотря на то, что  Пуччини испытывал привязанность к жене и считал ее главной вдохновительницей, это не мешало ему заводить любовниц. Первой из них стала Коринна Маджиа, знакомство с которой произошло в поезде в 1900 году. Далее был роман с дворянкой — графиней Лаурентиной из рода Каструччо, она очень поддерживала Джакомо, когда тот попал в аварию.
          В 1904 году у него  произошла встреча с замужней женщиной Сибил Беддингтон. Их роман был недолгим   и позже перерос в крепкую дружбу. Следующей любовницей Пуччини стала баронесса Жозефина фон Стенгель. Эти отношения длились около четырех лет.    Последняя любовь маэстро — певица Роуз Адер. История этого романа сохранилась в их письмах друг к другу.

          Умер Джакомо Пуччини  в  1924 году. Причиной смерти композитора стала внезапно возникшая в 1923-м опухоль горла и последовавший после неудачной операции инфаркт миокарда. Осенью следующего года Пуччини в сопровождении сына прибыл в бельгийский город Брюссель для получения противораковой терапии. Однако трехчасовая операция не помогла и только ухудшила положение — 29 ноября музыкант потерял сознание и, не приходя в себя, скончался. Ему было 65 лет.

   Для прослушивания я приготовила  арию Рудольфа из оперы "Богема" на русском языке.
https://www.youtube.com/watch?v=aBi8fz5C3CA. 


Рецензии
Очень люблю оперную музыку.С удовольствием, вниманием ознакомился с новым для меня композитором.Вы, молодец, что публикуете здесь, на этом портале.

Вадим Егоров   21.04.2024 21:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за прочтение и добрый отзыв! Я тоже люблю оперу.
А оперу "Мадам Баттерфляй" Пуччини знаю с детства.
С уважением,

Людмила Каштанова   22.04.2024 09:54   Заявить о нарушении
Отлично.Вот как бывает: я как раз хотел упомянуть про МАДАМ - тоже с юности запомнил, но забыл, гле в этой фамилии двойная гласная, а вернуться к поисковику...поленился.
Интересно, что с возрастом больше полюбил балет, музыку и эстетику телесного выражения.Недавно был конкурс "Большой балет. Все дела откладывал.

Вадим Егоров   23.04.2024 11:28   Заявить о нарушении
Готовлю публикацию про Ф.Легара. Посмотрела его "Веселую вдову". по компу. Понравилась.

Людмила Каштанова   23.04.2024 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.