Музейный эгрегор

Каждый музей это некая совокупность причин и следствий,  условий   и людей. При этом конечно первичны люди, люди всех сегментов цепочки выявления, изучения. хранения и популяризации, а также  те люди которые когда-то изготовили и использовали музейные предметы . Психологи называют это «коллективным бессознательным» а эзотерики эгрегором  то есть нефизической сущностью. Только в случает с музеем сущность  очень материальная так  является продуктом совокупности реальных предметов. В наш век цифровых технологий наверно можно было бы назвать их информационным полем. Но в общем то этот термин ничуть не лучше эгрегора.
Начинается всё с музейной концепции, у кого-то она одна у кого-то другая. Каждый музей возникает в своих уникальных и неповторимых условиях, при определённых по своему неповторимых обстоятельствах. При этом как и в судьбах государств здесь излишни вопросы, а что было бы если бы было не так, так как это уже произошло, и привело к сложению того или иного музея. Говоря материалистическим языком в создании любого музея лежала историческая предопределённость. Впрочем как  учит нас история предопределённость это есть не что иное как деятельность опять же тех или иных людей. Причем людей не абстрактных а вполне конкретных, с их взглядами, целями и мечтами, без них без мечтов мне кажется музей не сделаешь, вернее сделаешь но такой себе будет музей, без эгрегора… в голове.  Дальше начинается наполнение и  тут снова люди и смыслы, кто-то случайно нашёл шедевр и ему совсем не жалко отдать его в музей, у другого вроде и незначимый артефакт, но для него он дорог. Одни экспонаты достояться сравнительно легко, а другие не очень.  Помню бывали маршруты, трудные и тяжёлые, а находки принесённые из них были  мягко говоря не очень.  Да и была в них порой очень большая доля комизма, помню как придя в село Юшта нашёл я печную дверку, от русской печки красивую, и тяжёлую. Дошёл  с нею в рюкзаке, до с. Санского, потом до Федосеевой-Пустыни. Потом назад… других находок не было, пошёл дождь, на автобус  я опоздал и через паром возвращались пешком в общем для тех кто незнаком с нашей местностью покаталась эта печная заслонка на мне км 15 за день . В пустом рюкзаке набивая спину…   И таких историй не счесть. Но это  курьёзы. Но были и  трогательные экспонаты , помню в Дубровек отдавала нам бабушка полотенца, и плакала приговаривая что вот меня то не будет, а люди придут в музей и как родственники меня то помянут, родственников то не у меня  нет, одна я, да и Вы мне теперь нечужие… Это те самые истории которые и формируют музейный эгрегор, в основе которого на мой взгляд лежит ответственность музейщика за то что ему досталось в музей. И ответственность эта из чертовски многого складывается, вот сейчас у нас представлена выставка по палеонтологии собранная пару лет назад, благодаря тому что в жизни нашего музея появился удивительный человек Клепикова Ольга Борисовна которая с утра до вечера на протяжении многих дней была готова ездить с нами по всей Рязанской области, застревать на машине, тратить свое время, деньги на бензин  и амортизацию(ох как часто я слышу это слово от других). В результате работы этой была создана хорошая (не мне судить) коллекция палеонтологических экспонатов.  В чьих то глазах это просто камни, другие видят в них  палеонтологические экспонаты, свидетельства древней жизни на земле. Третьи что-то ещё, я же вижу людей кто находил их Ольгу Борисовну, Андрея Николаевича, Елену  Потапову с сыном Петром, Сашку пардон нашего директора нынешнего Александра  Александровича, Дашу, Машек двух и ещё гоп компанию из Новгорода Нижнего. И тд и тп. И перед каждыми из них есть ответственность за то что будет с этой коллекцией. А быть может очень разное, в силу хрупкости или тяжести многих образцов  их демонтаж будет для них равносилен их гибели. Опять же справиться ли наши фонды с таким наплывом «каменюк» у меня уверенности нет. Да и нужны ли они кому то по большому счёту, как одна высокая комиссия нам сказала, а зачем Вам в Шилове палеонтологический отдел в музее, подымешь, какая это важность Шиловский музейный комплекс… Мнение авторитетное, но ответственность присутствует…И так экспонат за экспонатом из года в год. Кто-то приносит вещи умерших родителей кто-то, детей. Не не маленьких, взрослых погибших где-то исполняя свой долг. И эо тоже налагает свой долг на нас и формирует… Нередко в музее у древнего захоронения выкопанного уже 40 лет назад нам задают вопрос а этично ли выставлять такое, те кто по креативней с ходу рубят авот если бы Ваш выставили скелет.  И это ещё одна форма долга. Если четыре десятилетия назад мы бы просто разрыли древнею могилу как некая Лара Крофт.. Но движимые надеюсь тем долгом перед давно умершим человеком, мы рассказываем людям о нём и его сородичах. Восстанавливаем его внешний облик, чтобы можно было увидеть его, и пусть не называем его по имени, но всё равно поминаем его среди живых, надеюсь не без пользы для них, тем самым наш долг возвращая.  Вот сейчас вместе с генетиками ищем среде ныне живущих его потомков. Тем самым обеспечивая связующею нить между прошлым и будущим.  Нужно ли это или нет, Бог нам судия, я верю, что нужно поэтому и занимаюсь той работой, которую выбрал. В любом случае я согласен чтобы через 1500 лет и мой череп лежал где-нибудь в музее. В  наказание или  в искупление .
На мой взгляд музейщики как некто другие воплощают в себе идею эксплуататоров культурного наследия и здесь очень важно работают они на поглощение или на продуцирование.  Сейчас в наши дни модно говорить о критериях, и это отнюдь не количество выставленных экспонатов от общего числа фондов. Важны принципы сохранения экспонатов музея, степень их популяризации и … интересность музея. Не численность голов прошедших через него, а численность голов, в которых музей вызывает  сильный эмоциональный отклик, я бы даже сказал  ка;та;рсис др.-греч. ;;;;;;;; —то есть   «возвышение, очищение, оздоровление» через соприкосновение с прошлым. Остальное все честно говоря промежуточные итоги и цели. Во многом музей и театр похожи  и тот и другой это определённая драматургия. В котором присутствует некое действо, хороший экскурсовод это актёр, анимационная программа это спектакль, но и сама экспозиция и сам музей  это не сцена, скорее это сценарий, или ежели продолжать разговор о эгрегорах, это режиссёр.
В этом театре  все мы  святые и воры, от алтаря до острога, все мы смешные актёры в театре Господа Бога. Как писал наш земляк Н.С.Гумилёв. Вот тоже говоря тот ещё кредитор, куда пострашнее микро займов. Рас как то мы начали о нём говорить, но ведь не отпускает и что-то требует, и  грозиться… И да понятно что он нам может дать свой талант и жизненный пример, дать повод поговорить с нашими земляками о чем то важном, или хоть бы об Африке, а то где мы и где Африка. Но вот беда что мы можем дать ему взамен. Памятник и витрину, ну так мы их не для него а для себя сделали…Память. Ну его и без нас не забудут… И снова долг… А таких людей незримое количество Грушин, Лунины Срезневские, он вон дорогу вс.Срезнево провели…превратили вымирающие село в преуспевающие…а что мы даём Измаилу Ивановичу, даже конференцию раз год не в силах провести…  И за это думаю спроситься и это долг… Конечно долг это  вопрос совести у кого-то нет не совести не долгов, или  вернее долг это понятие во многом добровольное посадить дерево , построить  дом , воспитать сына. Я наверно этих долгов не брал вот и маюсь всякой дурью, но уж тут каждый сам решает, кто-где работает, и во что как говориться вляпался, а от этого один шаг до того что каждому воздастся по вере…Вот только на практике вроде как это н работает. И все мы кто родились, помрём, и вроде как этому то музей и учит, только вот от одних остаётся добрая память, о других не очень, а о третьих и вовсе не какой. И на вроде то как раз вот тритии и есть забвение, из которого музейщики по роду своей деятельности извлекают прошлое, вещи, людей, и факты истории.. Казалось бы роль музея в современном обществе ясна, спроси любого простого человека и он без запинки тебе скажет что роль эта в общем то мизерная, никакая роль. Ну на то он человек и простой,  было бы что есть пить, а без музея понятно что жить можно. С другой стороны конечно есть и тенденции, что без прошлого нет будущего, что  музей это средство патриотического воспитания, хотя последние 20 лет нас старательно к досугу приписывают. Но досуг  понятно штука полезная.  И вот тут на стыке эклектики двух противоположных крайностей. Опять на первый план выходит самодостаточность музейного эгрегора. Ценного не за что-то, а просто потому что так.  Как ценен вид восхода и заката, как приятно тепло солнышка, и дождик за окном когда все свои дома и никуда ненужно идти. Музей рассказывающий о множестве религий, вер и суеверий,  рассказывающий о чьих-то надеждах, и  даже любви. Вы скажите нет, но позвольте вот бусина которою отец купил на рынке своей дочери, с любовью, вот украшение которое носила древняя красавица. Тоже с любовью, а вот меч, которым рыцарь завоёвывал свою любовь.  Тут же люди умершие за любовь к своей родине и близким, «умершие за други своя», , люди умершие за веру, и  живущие с надеждой. Таким образом, три основных постулата Веры, Надежды и Любви сходиться в музее неся в себе некую Премудрость веков.  Это и формирует музейный эгрегор, он живёт и развивается, болеет и умирает… Он беззащитен как любой храм перед толпой варваров, но как любое сверхъестественное   существо  он бывает безжалостен. Только это безжалостность уже не человеческая ведь есть ли у него инстинкт самосохранения вопрос спорный.  Однако как древней Бог или лесной дух музейный эгрегор мстителен и мелочен.  Пожар или потоп ему не почём, а вот равнодушие или неуместные насмешки его раздражают.  Помню пришёл раз к нам как то весёлый бюргер, из всех русских слов он знал только фразу «здорова как корова» может кто-то и подшутил над ним дав заучить эту фразу но то с каким юмором он её повторял заставляет усомниться над этим. И когда ему показывали нашу музейную лестницу он и говорит о да хороший здорова как корова, так стоил о ли удивляться что когда он спускался по ней споткнулся и расшиб себе нос. Это к слову сказать был единственный раз за 20 лет когда на нашей лестнице кто-то расшибся в кровь.  Конечно всякий агностик скажет что это совпадение и чего только в жизни не бювет. Но ведь и жизнь на земле это тоже лишь вереница совпадений. Как  и возникновение музеев.  Музейная коллекция состоит из древних святынь, раритетов да и просто вещей давно умерших людей, о таких вещах в народе чего только не рассказывают. К этим байкам можно относиться по-разному однако они живут века. И все это не только часть мифологии, но и часть коллективного бессознательного направленного на самосохранение социума, его уклада и устоев. А уж что как не это хранит музей, сохраняющий прошлое нашей земли.  В это можно верить или посмеяться надомной. Вам решать, но как говорил академик Павлов подкова приносит счастье и тем кто в это не верит. Так и музей  и музейщики ввязаны между собой…. Музей иной раз сам привлекает к себе дарителей и спонсоров, помогает музейщикам в их работе. Музейщики берегут или портят экспонаты, удачно или нет их эксплуатируют получая за то полной мерой.  Если музейщики  счастливы от своей работы то и музей в порядке, и наоборот. Но если  в их сердцах поселилось равнодушие и цинизм, то музей чахнет и умирает.. . Но при этом он сам наказывает неправдивых сотрудникам воздавая им по заслугам. Ну скажем низкой посещаемостью или гневными отзывами в интернете.  Хотя иногда мне кажется что музейный эгрегор не выдумка и абстракция, он живой, ранимый и обидчивый, как ребёнок  которого всякий может обидеть… не обижайте музей….


Рецензии